Финансовый уполномоченный в ОСАГО: споры потерпевших и страховщиков по-новому

Как направить обращение финансовому уполномоченному

Как написать обращение финансовому омбудсмену. В каких случаях можно обратиться к финансовому уполномоченному. В каком порядке будет рассматриваться спор между физическим лицом и финансовой организацией

  • 1. Кто такой финансовый уполномоченный?
  • 2. В каких случаях можно обратиться к финансовому уполномоченному?
  • 3. Кто может обратиться к финансовому уполномоченному?
  • 4. Как обратиться к финансовому уполномоченному?
  • 5. Какие документы понадобятся?
  • 6. Как быстро будет вынесено решение?
  • 7. Как рассматривают обращение?
  • 8. Как узнать о решении финансового уполномоченного?
  • 9. Как исполняется решение финансового уполномоченного?
  • 10. Куда обратиться, если остались вопросы?

1. Кто такой финансовый уполномоченный?

Финансовый уполномоченный (омбудсмен) — независимое должностное лицо, действующее на основании Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый уполномоченный помогает разобраться в спорах между физическими лицами и финансовыми организациями, позволяя избежать обращения в суд.

Важно знать, что если спор подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, то потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.

Прием и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение об удовлетворении требований исключительно имущественного характера, при этом размер взыскиваемой суммы не должен превышать 500 тысяч рублей. Исключение составляют лишь случаи нарушения страховщиком порядка страхового возмещения по договору ОСАГО — такие требования могут быть рассмотрены независимо от их размера.

Финансовый уполномоченный независим от федеральных и муниципальных органов власти, Центрального банка Российской Федерации и иных организаций и должностных лиц.

Подготовку к рассмотрению финансовым уполномоченным обращений потребителей финансовых услуг осуществляет Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного (АНО «СОДФУ») — некоммерческая организация, созданная Банком России.

2. В каких случаях можно обратиться к финансовому уполномоченному?

Обратиться к финансовому уполномоченному можно, если у вас возник спор с финансовой организацией, которая оказала вам финансовую услугу в целях, не связанных с осуществлением вами предпринимательской деятельности. Важно, чтобы со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет .

Направить обращение финансовому уполномоченному можно только в отношении финансовой организации , которая осуществляет взаимодействие с финансовым уполномоченным.

С финансовым уполномоченным обязаны взаимодействовать:

  • страховые организации, которые осуществляют деятельность по ОСАГО, ДСАГО и страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) — с 1 июня 2019 года;
  • все страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование) — с 28 ноября 2019 года;
  • микрофинансовые организации (МФО) — с 1 января 2020 года;
  • кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы (КПК), ломбарды, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — с 1 января 2021 года.

Банк России ведет реестр таких финансовых организаций. Финансовые организации, которые согласились взаимодействовать с финансовым омбудсменом на добровольной основе, включены в перечень АНО «СОДФУ». Если финансовая организация не входит в реестр или перечень финансовых организаций, организовавших взаимодействие с финансовым уполномоченным, обратитесь в суд для защиты своих прав.

3. Кто может обратиться к финансовому уполномоченному?

  • потребитель финансовых услуг, с которым или в пользу которого был заключен договор с финансовой организацией, либо лицо, которому была оказана финансовая услуга;
  • законный представитель потребителя финансовых услуг;
  • лицо, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации по договору уступки прав требования (цессии).

4. Как обратиться к финансовому уполномоченному?

Обратите внимание, до направления обращения финансовому уполномоченному вы должны сначала направить заявление (претензию) в организацию, с которой у вас возник спор, в письменной или электронной форме по стандартной форме. Если вы направили заявление (претензию) в электронной форме по стандартной форме и со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней, вам должны ответить в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии). В иных случаях — в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения заявления (претензии). Ответ должен прийти на вашу электронную почту или на почтовый адрес. Если ответ финансовой организации вас не устроил или не был ею дан в вышеуказанные сроки, вы можете обращаться к финансовому уполномоченному.

Отправить обращение финансовому уполномоченному можно:

  • в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного;
  • в письменной форме по адресу финансового уполномоченного: 119017, Москва, Старомонетный переулок, дом 3, получатель — АНО «СОДФУ».

5. Какие документы понадобятся?

К обращению прилагаются:

  • копия заявления (претензии) в финансовую организацию;
  • копия ответа финансовой организации на ваше заявление (претензию) (при наличии);
  • копия договора с финансовой организацией (при наличии);
  • копии иных документов по существу спора;
  • копии документов, подтверждающих полномочия законного представителя потребителя финансовых услуг (при направлении обращения законным представителем);
  • копия платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений третьих лиц (в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования к финансовой организации по договору уступки прав требования).

Обратите внимание: для подачи обращения финансовому уполномоченному проведение независимой экспертизы (оценки) не требуется. При необходимости она будет проведена по инициативе финансового уполномоченного.

Обращение должно содержать:

  • фамилию, имя и отчество (при наличии), дату и место рождения, место жительства заявителя;
  • почтовый адрес и иные контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты — при наличии), если обращение направляется в электронной форме, — адрес электронной почты;
  • наименование, место нахождения и адрес финансовой организации;
  • сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии);
  • сведения о направлении заявления (претензии) в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора;
  • дату направления обращения;
  • собственноручную подпись заявителя, если обращение написано на бумажном носителе.
Читайте также:
Пенсионный фонд в Дергачах: особенности деятельности, режим работы, адрес

6. Как быстро будет вынесено решение?

В течение трех рабочих дней со дня поступления обращения вам будет направлено уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе .

Если обращение приняли, решение по нему должно быть вынесено:

  • в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи обращения, если вы сами являетесь потребителем финансовых услуг либо его законным представителем;
  • в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи обращения, если обращение поступило от лица, которому уступлено право требования к финансовой организации.

Если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

7. Как рассматривают обращение?

В ходе рассмотрения обращения вы можете:

  • cледить за ходом рассмотрения вашего обращения в личном кабинете (уведомления о ходе рассмотрения обращения могут также приходить на мобильный телефон и электронную почту);
  • ходатайствовать об очном рассмотрении вашего обращения;
  • отозвать свое обращение до даты принятия финансовым уполномоченным решения по результатам рассмотрения спора, если вы решили не предъявлять требований к финансовой организации;
  • отказаться от заявленных требований к финансовой организации, направив соответствующее заявление, если удалось урегулировать спор путем заключения соглашения, а также в случае добровольного исполнения финансовой организацией ваших требований.

По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.

8. Как узнать о решении финансового уполномоченного?

Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия будет направлено вам одним из следующих способов:

  • в форме электронного документа, подписанного финансовым уполномоченным усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • на бумажном носителе (при наличии соответствующего ходатайства может быть вручено лично или направлено на почтовый адрес, указанный в обращении).

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания. Решение финансового уполномоченного будет направлено финансовой организации в течение одного рабочего дня со дня его принятия. Финансовая организация обязана исполнить решение в указанный в нем срок.

9. Как исполняется решение финансового уполномоченного?

Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее указанного в нем срока. В случае неисполнения в установленный срок, финансовый уполномоченный на основании вашего заявления выдаст вам удостоверение . Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение в исполнение в принудительном порядке.

Кроме этого, если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного, суд на основании вашего заявления взыщет с финансовой организации штраф в размере 50 процентов суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного.

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного вы вправе в течение 30 календарных дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении.

Для подтверждения факта обращения к финансовому уполномоченному по указанному требованию вам необходимо предоставить в суд документы, подтверждающие ваше обращение к нему.

Копия вашего иска в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.

Финансовый уполномоченный в ОСАГО: споры потерпевших и страховщиков по-новому

Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 16.1

Споры в суде общей юрисдикции:

1. До предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии разногласий между потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг”, и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 214-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг”, и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг”.

Читайте также:
Временная прописка - Как оформить, на какой срок и как продлить

(абзац введен Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

2. Связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиком обязательств по договору обязательного страхования права и законные интересы физических лиц, являющихся потерпевшими или страхователями, подлежат защите в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 “О защите прав потребителей” в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Надлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по договору обязательного страхования признается осуществление страховой выплаты или выдача отремонтированного транспортного средства в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, а также исполнение вступившего в силу решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг” в порядке и в сроки, которые установлены указанным решением.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Началом периода просрочки для целей расчета неустойки (пени) в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 “О защите прав потребителей” является день, следующий за днем истечения срока, предусмотренного для надлежащего исполнения страховщиком своих обязательств.

(абзац введен Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

3. При удовлетворении судом требований потерпевшего – физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.

Страховщик освобождается от уплаты штрафа, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, в случае исполнения страховщиком вступившего в силу решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг” в порядке и в сроки, которые установлены указанным решением.

(абзац введен Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

4. При несоблюдении срока возврата страховой премии или ее части в случае досрочного прекращения договора обязательного страхования в соответствии с пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона страховщик уплачивает страхователю – физическому лицу неустойку (пеню) в размере одного процента от подлежащей возврату страховой премии или ее части за каждый день просрочки, но не более размера подлежащей возврату страховой премии или ее части.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 161-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки (пени), суммы финансовой санкции и (или) штрафа, если обязательства страховщика были исполнены в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг”, а также если страховщик докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потерпевшего.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Общий размер неустойки (пени), суммы финансовой санкции, которые подлежат выплате потерпевшему – физическому лицу, не может превышать размер страховой суммы по виду причиненного вреда, установленный настоящим Федеральным законом.

7. Со страховщика не могут быть взысканы не предусмотренные настоящим Федеральным законом и связанные с заключением, изменением, исполнением и (или) прекращением договоров обязательного страхования неустойка (пеня), сумма финансовой санкции, штраф.

8. Ответственность за исполнение обязательств по договору обязательного страхования, заключенному страховым агентом или страховым брокером, несет страховщик.

Финансовый уполномоченный в ОСАГО: споры потерпевших и страховщиков по-новому

Финансовый омбудсмен - кто это и как подать к нему обращение

Это назначенный по закону 123-ФЗ, гражданин – посредник между людьми и фин. организациями. Его основная задача — это защита интересов потерпевших при разногласиях со страховой компанией и еще как заградительная мера от недобросовестных контор, которые выкупают долги по страховкам. Также с последующих лет он будет помогать в спорах с МФО и Банками. Давайте же взглянем на уполномоченного глазами потерпевших по ОСАГО и разберемся в чем его помощь.

Кто может обратиться к омбудсмену

Любой потребитель финансовых услуг от владельца полиса ОСАГО и КАСКО до получателей кредитов в МФО и банках. То есть он рассматривает споры со страховыми компаниями, микрофинансовыми организациями и банками.

Какой порядок обращения фин. омбудсмену по ОСАГО и КАСКО

Расскажем о новом порядке обращения в суды по автогражданке.

Итак, если страховая компания мало выплатила по страховому случаю, либо отказала в ремонте или компенсации по ДТП или на ее СТО Вам некачественно отремонтировали автомобиль. Первое, что вам следует сделать это написать заявление-претензию по закону об ОСАГО (так всегда было) и одновременно по правилам омбудсмена (добавляется расширенная информация по заявителю и фин. организации, шаблон можно попросить у нас или взять на сайте омбудсмена). Предварительно, при необходимости, организовав и проведя независимую экспертизу ущерба (подробнее здесь). Если раньше претензию отправляли по почте, то теперь можно отправлять по электронной почте Страховщика (смотрим на его сайте или его письмах). Но увеличились сроки рассмотрения с 10 календарных дней до 15 рабочих .

Какие условия для обращения к омбудсмену по ОСАГО и КАСКО

  • Обратиться к нему могут только граждане по частным договорам.
  • Если спор только по имуществу и деньгам, т.е. если вам нужно взыскать моральный вред или упущенную выгоду – то все равно нужно идти в суд.
  • Суммы, которые вы намереваетесь получить не должны превышать 500 000 руб.
  • Давность дела не более 3-х лет, можно и дольше, но должна быть уважительная причина.

Как обратиться к уполномоченному

  1. 1. Вначале на его сайте или у нас скачайте шаблон заявления в фин. организацию. Подробно укажите все сведения о вас и организации, затем изложите подробно вашу историю взаимодействий с ней в поле о существе требований.
  2. 2. Заявление можно отправить на электронную поту страховщика, которую вы найдете на его сайте в разделе контакты, либо в одном из писем, направленных в ваш адрес.

«Данный способ обращения мы считаем лучшим, т.к. вы не тратите деньги на почтовые услуги и срок рассмотрения составит 15 рабочих дней вместо 30, если решите отправить в конверте.»

Что делать если страховая не ответила или отказала

Если компания не ответила, то обращайтесь к омбудсмену. Если раньше вы уже могли обратиться в суд, то теперь нужно идти вначале к уполномоченному и терять драгоценное время. Если же вы пойдете в суд сразу, то судья оставит ваше дело без рассмотрения.

Читайте также:
Карта Мир Почта Банк: условия, отзывы, где снять деньги без комиссии и кэшбэк

Как рассматривает финансовый омбудсмен

Сразу скажем, что хороших новостей от него не стоит ждать. Это мы выяснили на примере уже многочисленных обращений наших клиентов. Первое, что он делает это в течение нескольких дней отказывает вам по любым формальным причинам. К примеру, вы не указали в заявлении номер полиса или неправильно написали претензию в страховую компанию, т.е. она не соответствует его требованиям. И самое удивительное – людям приходилось снова переписывать заявление и опять ждать 15 рабочих дней того же отказа страховщика.

Если вы все сделали правильно, а с первого раза обычному среднестатистическому гражданину РФ это, мягко говоря, трудновато, то далее омбудсмен тянет время ровно до 15 рабочего дня (точнее даже – вечера) и присылает решение. Либо в последний день назначает свою экспертизу ущерба. Как мы понимаем он по максимуму затягивает время.

Как считает экспертиза омбудсмена

Обычно, назначив в последний день оценку, ваш срок рассмотрения по закону 123 ФЗ продлевается еще на 10 рабочих дней. Данная экспертиза аналогична судебной и может, как снизить ущерб Вашему автомобилю, так и увеличить, тут зависит от правильности вашей независимой оценки так и компетентности экспертов, выигравших тендер на подряд уполномоченного. Если вас не удовлетворит оценка экспертов омбудсмена ее можно будет обжаловать через суд.

Какие решения принимает омбудсмен – отзывы

Переходим к самому интересному. Если решение омбудсмена будет положительным, то не торопитесь радоваться. Из отзывов наших клиентов: во всех положительных решениях, людям, в несколько раз сократили понесенные ими затраты на независимые экспертизы.

Т.е. уже фактически понесенные ими расходы ФинОмбудсмен сокращает, под предлогом исследования цен вашего региона неизвестными фирмами, к примеру, оказалось, что средняя цена проведения экспертизы в Нижегородской области равна 3792 рубля, хотя человек заплатил за заключение 6 тыс. рублей.

Или еще лучше – сложная экспертиза тотального ущерба автомобиля, где исследуется и производится три заключения:

  • о стоимости восстановительного ремонта машины
  • среднерыночные цены на данный автомобиль
  • о годных остатках.

На которые человек потратил 12 тысяч рублей – вам же говорят, что это стоит 3792 рубля. То есть, уполномоченный даже не вникает в дела потерпевших и уж тем более не заинтересован восстановить их потраченные нервы и ресурсы. Понимаем, кому достаются выгоды. Поэтому вам придется идти в суд, чтобы возместить потраченные деньги.

Как омбудсмен соблюдает закон об ОСАГО 40 ФЗ

Изучаем дальше “положительные решения уполномоченного” по делам потерпевших автовладельцев. Если страховщик был не прав и не доплатил вам ущерб по машине или здоровью. То по закону об ОСАГО (статья 12 ФЗ) вам полагается неустойка равная одному проценту в день от недоплаченной суммы. ФинОмбудсмен же, зная, каждую запятую закона пишет в своих решениях, что если страховщик в срок 10 рабочих дней после вступления в силу перечислит денежные средства потерпевшему, то он освобождается от уплаты неустойки, если нет, то обязан будет заплатить 1% в день, но не более 400 тысяч рублей.

Если бы вы пошли в суд, то неустойка присуждалась бы вам по закону об автогражданке. Конечно, судьи ее уменьшают, но факт остается фактом, неустойка взыскивалась. Из опыта клиентов: страховая переводит деньги на счета людей укладываясь в сроки тем самым лишая вас положенной неустойки.

Открытый вопрос – кому выгоден омбудсмен? Вам придется идти в суд, как за компенсацией своих расходов, так как вам откажут даже в компенсации на телеграмму и тем более положенной неустойки.

Что делать если финансовый омбудсмен отказал

Выше мы рассмотрели только положительные решения. Теперь рассмотрим множество отказов омбудсмена. Вывод один, если страховая отказала в выплате возмещения по ОСАГО или КАСКО по той или иной причине, то финансовый уполномоченный, скорее всего тоже откажет и вам все равно придется идти в суд для защиты своих прав. Что подтверждает наши выводы о поверхностном анализе ситуаций автолюбителей, желающих только о полной компенсации ущерба.

Не хочу мучиться со страховой и уполномоченным!

Все правила, требования, законы, которые ввели в последние 6 лет должны были улучшать вашу жизнь и экономить нервы. На деле же все стало настолько сложно, запутанно, что даже наши юристы полгода распутывали клубки изменений за этот месяц. А на каждом этапе менеджеры страховщика будут убеждать, что если вы не согласитесь на тот или иной вариант, то вам же будет хуже в будущем. Поэтому мы решили взять всю нервную рутину на себя введя новую услугу – консультирование и подготовка всех необходимых документов для досудебного урегулирования со страховой компанией и дальнейшим взаимодействием с ФинОмбудсменом.

Вы можете воспользоваться нашей помощью дистанционно в любом городе России, т.к. мы консультируем любым удобным мессенджером через интернет и готовые документы направляем там же.

Стоит это 3000 руб., но для вас это в итоге будет бесплатно, так как деньги вернутся вам в виде неустоек и санкций со страховщика, которые гарантирует закон об ОСАГО.

Читайте также:
Виза во Вьетнам: нужна ли россиянам, порядок оформления и необходимые документы

Плюсы финансового омбудсмена

  • электронный порядок обращения к нему и в страховую компанию
  • в некоторых случаях не нужно самому организовывать независимую экспертизу (но, как мы рассматривали выше, при его частых отказах – без оценки не обойтись, только потеряли прилично времени)

Минусы финансового уполномоченного

  • все вышеперечисленные, плюс:
  • его решение может обжаловать финансовая организация и вы никак на это не сможете повлиять
  • потеря уймы времени
  • потеря законных неустоек и санкций
  • потеря части расходов на оценку
  • неизбежность суда в большинстве случаев
  • поверхностный анализ ситуаций людей
  • в любой неоднозначной ситуации встает на сторону страховщика
  • поверхностный анализ экспертов омбудсмена или их отказ, если, к примеру вы продали машину, вместо проведения экспертизы по материалам независимой оценки – они просто откажут.

Можно ли и как обжаловать решение омбудсмена?

Если не согласны с его решением, то его можно и нужно обжаловать. Для этого необходимо обратиться к практикующим юристам, к примеру к нам. Либо самостоятельно подготовить исковое заявление и все сопутствующие документы.

Более того, в случае несогласия с решением уполномоченного страховщик вправе обратиться в суд с целью его оспаривания. И вы не сможете повлиять на ход процесса, так, как даже не будете являться стороной по делу, суд может допустить вас в процесс только в качестве третьего лица. Снова потеря времени и долгое ожидание возмещения ущерба.

Могу ли я пойти в суд по ОСАГО минуя омбудсмена?

  • нет, если только сумма ущерба от ДТП составила более 500 тысяч рублей (к примеру, причинен вред здоровью)
  • да, если собрались возместить ущерб с виновника ДТП.

Список документов для финансового омбудсмена

  • заявление в фин. организацию, направленное ранее
  • в заявление обязательно высчитывайте неустойку по закону об обязательном страховании и, если есть основание, еще и финансовую санкцию за оставленное без ответа заявление о страховом случае
  • подтверждение его отправки или доставки. Это может быть, как скриншот почты, так и ответ о регистрации от страховщика
  • иные документы, подтверждающие вашу правоту. К примеру – заключение независимой оценки ущерба, если не направляли ее вместе с претензией
  • документы подтверждающие ваши расходы
  • полис ОСАГО (при наличии)
  • фотографии и т.д.

Вопросы по ФинОмбудсмену

Мы постарались максимально описать все ситуации. Но в нашей работе всегда появляются новые, поэтому можете задавать нам свои вопросы через любое поле обратной связи на сайте или соц. сетях.

Верховный суд разъяснил закон о финомбудсмене

Может ли финомбудсмен быть ответчиком по иску страховщика? Распространяется ли действие закона на РСА? В каких случаях потребитель может обратиться напрямую в суд? Ответы на эти и другие вопросы Верховный суд дал в своих новых разъяснениях.

Верховный суд, после долгой паузы, разъяснил закон о финомбудсмене.

Финомбудсмен не может быть ответчиком по жалобе страховщиков

Специального порядка обжалования финорганизациями решений финуполномоченного не установлено. Рассмотрение жалоб страховщиков проводится по общим правилам производства в суде первой инстанции (подраздел II раздела II ГПК РФ).

Финомбудсмен является лицом, разрешающим спор между потребителями и финорганизациями. Поэтому он не может являться ответчиком по заявлению страховщика, не согласного с его решением. В таком случае страховщик будет являться заявителем, а потребитель и финуполномоченный привлекаются в дело в качестве заинтересованных лиц, указал Верховный суд.

Требования страховщика предъявляются в суд по месту жительства потребителя. После принятия судом дела к производству оно может быть передано в другой суд по подсудности (согласно статьи 33 ГПК РФ).

Как уже сообщало АСН, на конец января 2020 г. в Замоскворецкий суд Москвы (на территории которого находится служба финомбудсмена), поступило более 3,6 тыс. исков страховщиков к финуполномоченному. Данное разъяснение может изменить ситуацию с нагрузкой на Замоскворецкий суд.

Иные интересные разъяснения Верховного суда:

Порядок рассмотрения судом жалобы потребителя

Потребитель обращается в районный суд или к мировому судье, в зависимости от подсудности.

Если финуполномоченный уже организовал экспертизу, то сторона требующая новую экспертизу, должна обосновать необходимость её проведения. Несогласие с результатами экспертизы, наличие нескольких экспертиз не является безусловным основанием для назначения судебной экспертизы.

При необходимости суд вправе изменить решение финансового уполномоченного.

На какие страховые споры распространяются полномочия финомбудсмена?

Согласно закону (здесь и далее по тексту имеется ввиду закон о финуполномоченном), к компетенции финуполномоченного отнесено рассмотрение требований потребителей к страховщикам (кроме ОМС), если размер требований не превышает 500 тыс. р. Споры по ОСАГО рассматриваются вне зависимости от размера.

Верховный суд указал, что к компетенции финуполномоченного относятся и требования об организации и оплате страховщиком восстановительного ремонта поврежденного имущества. Например, поврежденного автомобиля, по договорам ОСАГО, ДСАГО и каско. Это вытекает из пункта 4 статьи 10 закона об организации страхового дела, отметил ВС.

Требования потребителей рассматриваются, если со дня, когда страхователь узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трёх лет (часть 1 статьи 15 закона о финуполномоченном).

Закон устанавливает порядок рассмотрения споров между потребителями и финорганизациями (статья 1 закона). Поэтому положения закона не распространяются на требования, предъявляемые к профобъединению страховщиков, в частности, к Российскому союзу автостраховщиков (РСА), обратил внимание Верховный суд.

При каких условиях обращение к финомбудсмену считается исполненным?

По общему правилу потребитель может подать иск в суд, только после досудебного обращения к финомбудсмену.

  • финуполномоченный прекратил рассмотрение обращения потребителя или отказался принимать к рассмотрению из-за того, что требование не относится к компетенции финуполномоченного (пункт 1 части 1 статьи 27, пункты 1, 6, 7, 8, 9 части 1 статьи 19 закона).
  • финомбудсмен прекратил рассматривать дело в связи с заключением соглашения между потребителем и страховщиком. Если страховщик нарушил условия заключённого соглашения, то потребитель вправе обратиться сразу в суд (части 3, 6 статьи 21, пункт 2 части 4 статьи 25 закона).
  • при несогласии потребителя с решением финуполномоченного об отказе рассматривать заявление (пункт 3 части 1 статьи 25 закона).
  • отзыва обращения к финомбудсмену, отказа от заявленных требований из-за добровольного исполнения их страховщиком, отсутствия требования наследников о продолжении рассмотрения дела финуполномоченнным, рассмотрения спора в порядке медиации.
  • из-за ненадлежащего обращения потребителя к финуполномоченному, в частности, без предварительного обращения к страховщику.
Читайте также:
Получение справки с места жительства на портале государственных услуг

После вступления в силу решения финомубдсмена потребитель может оспорить его в суде в течение 30 дней (часть 3 статьи 25 закона), страховщик — в течение 10 дней (часть 1 статьи 26 закона). При обращении в суд за пределами этого срока, заявление должно быть возвращено в связи с пропуском указанного срока. Исключение одно: если заявитель просит восстановить этот срок. При этом должны быть указаны уважительные причины пропуска срока, указал ВС.

Не раскрыт один из основных вопросов

В ноябре 2019 г. АСН публиковало статью на основе проекта разъяснений ВС закона о финомбудсмене. В одном из основных положений проекта указывалось, что «независимо от даты заключения договора» при обращении в суд после 1 июня 2019 г. по всем автоспорам необходимо обращаться к финомбудсмену, в качестве досудебной стадии.

По иным страховым спорам (кроме ОМС) обязанность возникнет с 28 ноября 2019 г., независимо от даты заключения договора, следовало из проекта.

Однако в утверждённых разъяснениях данный пункт никак не раскрыт. При этом даже Конституционный суд повторил ту же мысль со ссылкой на Верховный суд, но без указания конкретного определения суда.

Финансовый уполномоченный: досудебное урегулирование споров потребителей со страховыми организациями

Новый порядок досудебного урегулирования споров установлен Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон № 123-ФЗ).

С 1 июня 2019 года у потребителей услуг страховых организаций по договорам ОСАГО, каско и ДСАГО появилась возможность урегулировать спор со страховой компанией, обратившись к финансовому уполномоченному. По другим видам страхования (кроме ОМС) такая возможность появится с 28 ноября 2019 года.

Новый порядок может применяться и ранее указанных дат, если страховая организация, к которой вы имеете претензии, добровольно взаимодействует с финансовым уполномоченным. Перечень таких организаций размещен на сайте финансового уполномоченного и сайте Банка России.

Презентация о досудебном порядке урегулирования споров потребителей со страховыми организациями
Чем хорош новый порядок для потребителя?

Во-первых , подача обращения представляет собой довольно простую процедуру и не требует от вас каких-либо специальных знаний. С подачей обращения вы вполне можете справиться самостоятельно, а в случае затруднений вам будет оказана необходимая помощь.

Во-вторых, принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно. Вы не несете никаких расходов, связанных с рассмотрением вашего обращения, и в том случае, если ваши требования не будут удовлетворены.

В-третьих , вам не нужно присутствовать при рассмотрении обращения – по общему правилу обращения рассматриваются финансовым уполномоченным в заочной форме без вызова сторон.

В-четвертых , рассмотрение спора осуществляется гораздо быстрее, чем в суде — финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в течение 15 рабочих дней. Рассмотрение может быть приостановлено для проведения экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

В-пятых, решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня доводится финансовым уполномоченным до страховой компании, которая обязана исполнить его в срок, указанный в решении. В случае неисполнения страховой организацией решения вам будет выдано удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Финансовый уполномоченный рассматривает любые споры?

В соответствии с Законом № 123-ФЗ финансовый уполномоченный рассматривает только те споры, которые соответствуют следующим критериям.

1. Спор о защите прав потребителя.

Это означает, что обратиться к финансовому уполномоченному может физическое лицо, заключившее договор для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Следует отметить, что в случае перехода к иному лицу права требования потребителя к страховой организации такое лицо также подает обращение финансовому уполномоченному.

2. Ограниченный размер имущественных требований потребителя.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение, если размер имущественных требований потребителя не превышает 500 000 рублей. Это ограничение не распространяется только на требования, вытекающие из нарушения страховой компанией своих обязательств по договору ОСАГО.

3. Спор с определенной страховой организацией.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей только в отношении тех страховых компаний, которые обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным или взаимодействуют с ним на добровольной основе.

Например, страховые компании, осуществляющие деятельность по ОСАГО, каско и ДСАГО, по данным видам услуг обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным начиная с 1 июня 2019 года. Реестр таких компаний ведет Банк России. С реестром можно ознакомиться на сайте Банка России и сайте финансового уполномоченного.

Для страховых компаний, осуществляющих деятельность по иным видам страхования, взаимодействие с финансовым уполномоченным по таким видам услуг в обязательном порядке начнется с 28 ноября 2019 года.

То есть, если вы застраховали свой дом и при наступлении страхового случая не удовлетворены страховой выплатой, то до 28 ноября 2019 года за защитой своих прав вы должны обратиться в суд. После наступления указанной даты вместо обращения в суд вы должны обратиться к финансовому уполномоченному. Исключения составляют случаи, когда ваша страховая компания по данному виду услуг взаимодействует с финансовым уполномоченным на добровольной основе. Перечень таких страховых организаций ведет Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного. С перечнем можно ознакомиться на сайте финансового уполномоченного и сайте Банка России

Финансовый уполномоченный не рассматривает обращения потребителей по вопросам, связанным с компенсацией морального вреда и возмещением убытков в виде упущенной выгоды, а также по некоторым иным вопросам, прямо указанным в статье 19 Закона № 123-ФЗ

Читайте также:
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, его необходимость и порядок получения
Является ли новый порядок обязательным для потребителя?

Да, новый порядок досудебного урегулирования споров финансовым уполномоченным является обязательным для потребителя. Если ваши разногласия со страховой компанией подпадают под все перечисленные выше критерии, то за защитой своих прав вы должны обратиться именно к финансовому уполномоченному.

Впоследствии, если вы не согласитесь с решением финансового уполномоченного, вы можете обратиться в суд, представив документы, подтверждающие ваше обращение к финансовому уполномоченному.

Если же возникший спор со страховой компанией не соответствует хотя бы одному из указанных выше критериев, то обращаться к финансовому уполномоченному не нужно – для защиты своих прав вам необходимо обратиться в суд.

В каком порядке необходимо направлять обращение финансовому уполномоченному?

Шаг 1

До обращения к финансовому уполномоченному вам в обязательном порядке необходимо направить заявление (претензию) в оказавшую вам услугу страховую компанию.

Вы можете направить такое заявление (претензию) в письменной или электронной форме, в заявлении (претензии) следует изложить суть ваших требований.

В случае, если вы направили заявление (претензию) в электронной форме по стандартной форме , утвержденной Советом Службы финансового уполномоченного, и при этом со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней, то такое заявление (претензия) должно быть рассмотрено страховой компанией в течение 15 рабочих дней. В остальных случаях срок рассмотрения вашего заявления (претензии) составит 30 календарных дней.

Если вы не согласитесь с полученным ответом страховой компании или не получите его в указанный срок, переходите ко второму шагу.

Шаг 2

Направьте обращение финансовому уполномоченному. Направление обращения не потребует от вас составления сложных юридических документов и уплаты каких-либо пошлин.

Для подачи обращения вам необходимо заполнить стандартную форму обращения в личном кабинете потребителя на сайте финансового уполномоченного. К обращению необходимо приложить отсканированные копии:

– договора со страховой компанией;

– заявления (претензии), направленного в страховую организацию на предыдущем шаге, и, при наличии, ее ответа;

– иных документов по существу спора.

Подать обращение также можно в письменной форме, направив его финансовому уполномоченному по адресу Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного. В этом случае к обращению также необходимо приложить копии указанных выше документов.

После подачи обращения финансовому уполномоченному отслеживайте процесс его рассмотрения.

В течение 3-х рабочих дней со дня поступления вашего обращения в ваш адрес будет направлено уведомление о принятии его к рассмотрению или об отказе в принятии. В случае принятия обращения к рассмотрению вы можете следить за всеми этапами его рассмотрения в вашем личном кабинете на сайте финансового уполномоченного, а также получать уведомления на мобильный телефон или почту.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение заочно в течение 15 рабочих дней. В случае проведения независимой экспертизы рассмотрение обращения может быть приостановлено, но не более чем на 10 рабочих дней.

По требованию сторон спора или по своей инициативе финансовый уполномоченный вправе назначить очное рассмотрение, однако происходит это лишь в особо сложных, исключительных случаях.

В ходе рассмотрения обращения финансовый уполномоченный может направить страховой компании предложение об урегулировании спора путем заключения соглашения с вами. Если вас удовлетворят условия соглашения и вы заключите его со страховой организацией, процедура рассмотрения вашего обращения завершится.

Шаг 3

Получите решение финансового уполномоченного по вашему обращению.

Если страховая компания не урегулировала с вами спор путем заключения соглашения, то по результатам рассмотрения вашего обращения выносится решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в удовлетворении.

Решение финансового уполномоченного будет направлено в ваш адрес в течение одного рабочего дня.

В течение одного рабочего дня решение также будет направлено в адрес страховой организации, которая должна исполнить его в срок, указанный в решении. Такой срок не может быть менее десяти рабочих и более тридцати календарных дней после дня вступления его в силу.

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после его подписания финансовым уполномоченным.

Что делать, если страховая компания не исполняет решение финансового уполномоченного или условия заключенного соглашения?

Если страховая компания не исполнила решение в установленный срок, вы можете обратиться к финансовому уполномоченному за выдачей удостоверения, являющегося исполнительным документом. Для этого вам необходимо направить финансовому уполномоченному по адресу Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного соответствующее заявление. Удостоверение также выдается в том случае, если страховая организация не исполняет условия заключенного с вами соглашения.

После получения удостоверения вы можете предъявить его судебному приставу-исполнителю в целях приведения решения финансового уполномоченного или соглашения в исполнение в принудительном порядке.

Кроме того, при неисполнении страховой организацией решения или соглашения в добровольном порядке вы можете взыскать с нее штраф в размере 50% суммы удовлетворенного требования. Для этого вам необходимо обратиться в суд.

Что делать, если потребитель не согласен с решением финансового уполномоченного?

В том случае, если вы не согласны с решением финансового уполномоченного, вам необходимо в течение 30 дней после дня вступления в силу решения обратиться в суд с иском к страховой организации. При этом вам не нужно оспаривать решение финансового уполномоченного.

При обращении в суд необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение вами процедуры обращения к финансовому уполномоченному.

Копию вашего обращения в суд вы должны направить финансовому уполномоченному.

Читайте также:
Самозахват части земельного участка соседом. Как поступить?

Омбудсмен вжился в роль. Страховщики привыкли решать споры с помощью финансового уполномоченного

Заявители, проживающие в Северо–Западном федеральном округе, в 2019 году направили в Службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного (СОДФУ) 5962 обращения, сообщили “ДП” в службе. Это примерно 6,5% от всех обращений по стране. Подавляющее количество жалоб как на Северо–Западе, так и в России в целом были связаны с договорами ОСАГО (см. диаграммы).

Служба финансового омбудсмена начала работу в 2019 году. Поначалу она занималась имущественными спорами между страховыми организациями и потребителями. По ОСАГО — вне зависимости от суммы, а по остальным видам страхования — до 500 тыс. рублей. Закон “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг” обязывает граждан, считающих себя пострадавшими материально от финансовых организаций, сначала обратиться непосредственно в эту организацию, потом, если разногласия остались, — к финансовому омбудсмену, и только после этих этапов, если удовлетворение так и не получено, — в суд. Обращение к финуполномоченному для потребителя бесплатно. С 1 июня 2019 года служба рассматривала только споры, связанные с ОСАГО, ДСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности) и каско. С 28 ноября к этому списку добавились все остальные виды страховых услуг, кроме ОМС.

С 1 января 2020 года обязательному рассмотрению финансовым уполномоченным подлежат также споры потребителей с микрофинансовыми организациями. Но речь именно об имущественных претензиях потребителей. Заявления о неправильном взыскании долга, к примеру, омбудсмен не принимает.

С 1 января 2021 года в сферу ответственности омбудсмена попадут кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, банки и НПФ. То есть новый институт возьмет на себя решение споров почти всех финансовых организаций, кроме профессиональных участников ценных бумаг.

Половина в пользу потребителя

“Средний размер требований заявителей, проживающих в СЗФО, в 2019 году составил 170 тыс. рублей”, — рассказал “ДП” главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин. По его словам, в 2019 году по результатам рассмотрения обращений от жителей округа принято 2090 решений, из них в 1198 (или 57%) случаях требования потребителей удовлетворены.

В целом по стране доля удовлетворенных претензий чуть поменьше — 52%. А средняя сумма требований — побольше, 211 тыс. рублей.

“Число принятых решений всегда по объективным причинам меньше количества поступивших обращений. С момента получения обращения до вынесения решения требуется время для определенных процессуальных действий, например проведения экспертизы, поэтому часть решений по обращениям прошлого года будет принята уже в 2020 году”, — объясняет Юрий Воронин.

Однако по сравнению с судебным процессом решение спора у омбудсмена выглядит очень быстрым. Он обязан отреагировать на принятое обращение потребителя в течение 15 рабочих дней. Если обращался посредник, которому потребитель уступил право требования, — то 30 рабочих дней. При этом уже через 2 дня после поступления обращения омбудсмен переправляет его копию в финансовую организацию, к которой предъявляются требования. Если от нее требуются какие–то документы или разъяснения, на их предоставление дается 5 дней.

Для ускорения процесса большая часть взаимодействий с заявителями и финансовыми организациями происходит в их личных кабинетах на сайте финуполномоченного. В 2019 году 4490 обращений (75%) от жителей СЗФО поступило в электронной форме. В России — 77%.

Страховщики оценивают опыт взаимодействия с финансовым уполномоченным в основном позитивно, так как он позволяет им сократить судебные издержки. “Безусловно, затраты на ведение судебных споров снизились в связи с уменьшением их количества, — говорит Татьяна Комарова, директор юридического департамента компании “Ингосстрах”. — Так, с помощью финансового уполномоченного в 2019 году удалось урегулировать около 3000 обращений, при этом в суды обратилось менее одной трети потребителей, что показывает эффективность работы омбудсмена и соблюдение в большинстве случаев баланса прав и интересов сторон. Всего на СЗРЦ и СПб приходится 6% от общего числа обращений, поступивших в адрес СПАО “Ингосстрах” в 2019 году, из которых до суда также дошло не более одной трети обращений. Что касается результата обращений, то согласно статистике финансового уполномоченного и СПАО “Ингосстрах”, около половины решений выносятся в пользу потребителей о полном или частичном удовлетворении требований”.

Микрофинансисты на очереди

В первой половине февраля Юрий Воронин раскрыл характер первых обращений потребителей в отношении МФО. За первый месяц финансовому уполномоченному поступило 34 обращения. В структуре обращений в отношении МФО преобладают жалобы, связанные с несогласием потребителей с размером процентов, требования о возврате средств, уплаченных потребителями за дополнительные услуги. В январе средний размер требований потребителей к МФО составил 17 233 рубля.

Больших сложностей по подключению к личному кабинету и взаимодействию с финуполномоченным в первый месяц выявлено не было. В СРО “МиР” обращались отдельные МФО, но их обращения носили информационный характер: компании просили разъяснить порядок действий при получении уведомления от СОДФУ о получении жалобы. По нашей оценке, в 2019 году в судебных спорах, аналогичных по критериям тем, в решении которых участвует финуполномоченный, принимало участие менее 20% МФО. Разумеется, процедура решения спора с привлечением уполномоченного более удобна и оперативна для потребителя. И количество обращений в новый институт может быть в разы выше, чем в суды. Вместе с тем о снижении затрат на судебные тяжбы говорить не приходится, потому что они и раньше были невысоки.

Взаимодействие с финансовым уполномоченным — это совершенно новый, заимствованный в Европе механизм урегулирования споров, и последствия его реализации в России были совершенно непредсказуемы. Рынок услуг перенасыщен так называемыми “автоюристами”, заинтересованными в тяжбах как механизме зарабатывания на страховщиках, и было неизвестно, как они будут пытаться пробиваться через уполномоченного, ведь обращаться к нему может только лично потребитель. Первые полгода работы показали, что, несмотря на обязательное досудебное урегулирование через уполномоченного, большой процент дел идет в суды, где потребители пытаются дополучить и довзыскать то, в чем им было отказано. То есть несмотря на падение доли судебных споров, они все равно остаются.

Читайте также:
Бинбанк: рефинансирование ипотеки других банков в 2022 году - условия и порядок проведения процедуры

начальник отдела досудебного урегулирования и взаимодействия с финансовым уполномоченным правового управления “РЕСО–Гарантия”

Перипетии ОСАГО

Шпалов Александр

В данном материале я попытался осветить две многосоставные проблемы института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), которые, на мой взгляд, являются наиболее острыми. Одна из них отражает суть данного института и носит скорее теоретический характер. Вторая связана с законными интересами адвокатов и имеет прикладной характер, поскольку непосредственно затрагивает сферу практической деятельности адвокатов.

25 апреля 2002 г. был принят Закон об ОСАГО, которым в правовую систему России введен новый институт, призванный упорядочить отношения между виновниками ДТП (причинителями вреда) и потерпевшими.

Как указано в преамбуле, Закон принят с целью защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств (далее – ТС) иными лицами.

Цель что ни на есть самая благородная, и она была достигнута.

На момент вступления Закона в силу его норма, устанавливавшая порядок страхового возмещения (ст. 13), насчитывала четыре пункта. Этот порядок был предельно прост:

  • потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы;
  • страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение 15 дней с момента получения;
  • в течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ.

При этом страховое возмещение было предусмотрено только в форме страховой выплаты, порядок определения размера которой был также прост и логичен с правовой точки зрения.

Так, в отношении вреда жизни и здоровью прямо устанавливалось, что страховая выплата рассчитывается по правилам гл. 59 ГК РФ (п. 1 ст. 12 Закона), параграф 2 которой регламентирует именно вопросы возмещения вреда, включая определение объема и характера его возмещения.

В отношении вреда, причиненного имуществу, Закон содержал указание об определении путем независимой экспертизы (оценки) размера подлежащих возмещению убытков (п. 2 ст. 12), что с учетом положений ст. 1082 ГК РФ, входящей в гл. 59 Кодекса о способе возмещения вреда путем возмещения убытков, трактовалось судами как расчет страховой выплаты по правилам гл. 59 ГК (Постановление Президиума ВАС РФ от 4 сентября 2012 г. № 3076/12 по делу № А32-9112/2011, апелляционное определение Московского областного суда от 1 октября 2014 г. по делу № 33-10965/2014).

При этом при повреждении имущества расчет суммы страхового возмещения осуществлялся в том же порядке, что и расчет суммы реального ущерба, основанный на п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15 ГК, являющихся основополагающими нормами гражданского права, – как разница между рыночной стоимостью имущества до и после повреждения. То есть изначально размер возмещения определялся по общегражданским принципам об определении и возмещении вреда и был ограничен лишь установленными законом пределами страховых сумм. Это полностью отвечало сути имущественного страхования, разновидностью которого является ОСАГО.

Закон не предусматривал также претензионного порядка рассмотрения споров между потерпевшими и страховщиками. В таких случаях потерпевшие были вправе сразу обратиться в суд с требованиями к страховщикам, в том числе при несоблюдении теми 15-дневного срока урегулирования страхового случая.

То есть закон был реально прост и весьма эффективен. В целом введенный им институт ОСАГО, несмотря на принудительность данного вида страхования, гармонично укладывался в гражданско-правовую систему РФ, надлежащим образом регулируя на ясной экономической основе отношения участников дорожного движения, вытекающие из причинения вреда: водитель в обязательном порядке приобретает на возмездной основе страховку, в соответствии с которой страховщик несет в пределах страховых сумм ответственность за причиненный водителем при использовании ТС вред. При недостаточности страховых сумм для возмещения вреда водитель производит доплату за собственный счет.

Противоречие нового порядка страхового возмещения общегражданским принципам возмещения вреда

К настоящему времени Закон об ОСАГО был изменен настолько, что это, на мой взгляд, повлекло, во-первых, утрату институтом ОСАГО заложенного в нем смысла, а во-вторых, – несоответствие порядка разрешения споров по поводу получения потерпевшими страхового возмещения Конституции РФ – с сопутствующим нарушением законных интересов адвокатов.

В частности, ст. 12 Закона, устанавливающая порядок страхового возмещения (ст. 13 утратила силу с 1 сентября 2014 г.), необычайно усложнилась – как по форме, так и по содержанию. Она очень подробно регламентирует действия потерпевшего, желающего получить страховое возмещение, возлагая на него большое количество обязанностей формального (бюрократического) толка. Ею также дифференцирован порядок страхового возмещения в зависимости от видов поврежденного имущества: нетранспортные средства, ТС в виде легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного в РФ, иные ТС.

При этом новый порядок страхового возмещения при повреждении здоровья и ТС, на мой взгляд, не соответствует общегражданским принципам возмещения вреда. Так, для определения размера страховой выплаты при причинении вреда здоровью потерпевшего применяются Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164 (п. 2 ст. 12 Закона). Страховое возмещение при повреждении ТС осуществляется в двух формах: в виде страховой выплаты (денежной формы) и в виде восстановительного ремонта на сумму страховой выплаты (натуральной формы) с приоритетом последней в отношении легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в РФ (п. 15.1 ст. 12, введен Федеральным законом от 28 марта 2017 г. № 49-ФЗ).

Для определения суммы страховой выплаты при повреждении ТС применяется единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденная положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортных средств».

Читайте также:
Виза во Вьетнам: нужна ли россиянам, порядок оформления и необходимые документы

При этом 10 марта 2017 г. Конституционный Суд РФ в Постановлении № 6-П «По делу о проверке конституционности ст. 15, п. 1 ст. 1064, ст. 1072 и п. 1 ст. 1079 ГК РФ в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других» указал: «законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулирует исключительно данную сферу правоотношений и обязательства вследствие причинения вреда не регулирует ˂…˃ потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования».

То есть процитированным Постановлением КС разъяснил, что порядок определения ущерба по единой методике не соответствует общегражданскому принципу определения вреда, в том числе в виде реального ущерба, следующему из п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15 ГК, а именно – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до причинения ущерба, который должен быть определен исходя из свободного оборота товаров и услуг.

На основании данного постановления можно сделать вывод, что институт ОСАГО является не элементом гражданско-правовой системы России, а институтом некой самостоятельной отрасли права.

Рассчитываемая по единой методике страховая выплата в силу специфики способа определения размера ущерба, не основанного на свободном обороте товаров и услуг, зачастую не возмещает фактические расходы потерпевшего на восстановление поврежденного ТС даже при ущербе в пределах страховой суммы – то есть не соответствует реальному ущербу. Это вынуждает потерпевших обращаться с требованиями о возмещении вреда не только к страховщикам, но и к причинителям вреда, что для последних делает институт ОСАГО бессмысленным.

На мой взгляд, в настоящее время выплата по ОСАГО фактически представляет собой некую компенсационную выплату, характерную для административного (публичного) права, а не страховую выплату как таковую, поскольку определяемый в ее рамках ущерб рассчитывается по иному, нежели используемому в страховании, принципу (общегражданскому). В этом кроется корень серьезной проблемы – разночтение между ущербом, возмещаемым страховщиком по ОСАГО, и фактически причиненным (реальным) ущербом.

Полагаю, что ущерб представляет собой негативное изменение (ухудшение свойств) чего-либо в объективном мире и носит, соответственно, объективный характер. Оценка (измерение) этого изменения определяется только его существом и не может зависеть ни от субъекта причинения ущерба, ни от субъекта его возмещения, ни от характера (вида) отношений, возникающих по его поводу.

Порядок определения ущерба от ДТП не может быть разным для страховщика и для виновника – поврежденная деталь автомобиля не меняет своих свойств, как и не меняется стоимость ее ремонта (замены) в зависимости от того, кто его оплачивает – потерпевший, причинитель вреда или страховщик.

Разность подходов в оценке ущерба в зависимости от субъекта возмещения существенно затрагивает вопрос равенства участников правоотношений (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

Нельзя обойти вниманием и сроки осуществления страхового возмещения, поскольку нынешние сильно контрастируют с первоначальными, особенно в наиболее распространенной сфере применения ОСАГО – при повреждении легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного на территории РФ. Не говоря уже о том, что Закон об ОСАГО в целом утратил ясность в этом вопросе, включая простой, но важный аспект – «единицу» исчисления сроков. В одних случаях они исчисляются в рабочих днях, в других – в календарных за исключением нерабочих праздничных дней.

Так, согласно действующему в настоящее время общему порядку осуществления страхового возмещения при повреждении легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного в России, страховщик в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего и приложенных к нему документов обязан произвести страховую выплату или выдать потерпевшему направление на ремонт либо направить ему мотивированный отказ в страховом возмещении (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

В то же время срок проведения восстановительного ремонта может составлять 30 рабочих дней со дня предъявления ТС (п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО). При этом не стоит упускать из вида установленный Законом приоритет натуральной формы возмещения (ремонт) над денежной.

Таким образом, общий срок осуществления страхового возмещения может составить 60 дней против прежних 15!

В связи со столь длительным сроком получения страхового возмещения при повреждении легкового автомобиля появляется еще ряд вопросов: могут ли у потерпевшего возникнуть связанные с этим убытки (например, затраты на аренду другого автомобиля) – кто и по какой причине будет отвечать за них?

Фактический запрет института профессиональных представителей

Помимо нарушения интересов потерпевших при определении размера страховой выплаты и порядка ее осуществления действующая редакция Закона об ОСАГО влечет еще несколько серьезных нарушений.

Так, с 1 июня 2019 г. установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров по договорам ОСАГО (абз. 3 п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО, введен Федеральным законом от 4 июня 2018 г. № 133-ФЗ), который должен реализовываться в соответствии с Законом от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон об уполномоченном).

Названным Законом предусмотрено:

  • защита прав потребителя финансовых услуг в судебном порядке может осуществляться лишь после обращения потребителя к финансовому уполномоченному (ст. 25);
  • до направления финансовому уполномоченному обращения потребитель должен направить в финансовую организацию заявление (ч. 1 ст. 16);
  • обращение к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг направляется потребителем финансовых услуг лично, за исключением случаев законного представительства (ч. 5 ст. 16);
  • обращение на бумажном носителе подписывается потребителем финансовых услуг собственноручно (ч. 5 ст. 17).
Читайте также:
Карта Мир Почта Банк: условия, отзывы, где снять деньги без комиссии и кэшбэк

То есть Законом об уполномоченном фактически установлены двойная подача потребителем претензий (первая – в финансовую организацию (страховщику), вторая – финансовому уполномоченному) и запрет на профессиональное представительство при обращении к финансовому уполномоченному.

Возникает вопрос: неужели законодатель действительно полагает, что эти нормы направлены на защиту прав потребителей финансовых услуг, в том числе потерпевших в ДТП?

Кроме того, применение Закона об уполномоченном породило весьма интересную проблему: кто является потребителем по ОСАГО – потерпевший или виновник ДТП?

Но и это еще не все. Согласно ч. 3 ст. 25 Закона об уполномоченном в случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель вправе в течение 30 дней после вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации; копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.

При обращении потребителя в суд по истечении указанного 30-дневного срока, если в заявлении либо в отдельном ходатайстве не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока, заявление подлежит возвращению, а если оно было принято судом, то подлежит оставлению без рассмотрения (вопрос 3 Разъяснений по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 18 марта 2020 г.).

То есть Законом об уполномоченных в судопроизводство введен новый процессуальный срок – срок подачи искового заявления по спорам о финансовых услугах.

Исходя из положений указанного Закона об уполномоченном, финансовые уполномоченные отказывают потерпевшим в рассмотрении обращений, поданных представителями по доверенностям (Определение КС от 19 декабря 2019 г. № 3566-О).

Полагаю, что приведенные положения Закона об уполномоченном фактически запрещают использование института профессионального представительства, ограничивая тем самым права потерпевших, в том числе физлиц, на совершение сделок по представительству (выдача доверенностей) и на получение гарантированной Конституцией квалифицированной юридической помощи.

На мой взгляд, по той же причине они нарушают законные интересы адвокатов как лиц, профессионально оказывающих квалифицированную юридическую помощь, поскольку препятствуют реализации их правомочия по подаче документов в рамках соглашений об оказании юридической помощи на досудебной стадии по спорам об ОСАГО, что нельзя квалифицировать иначе, как запрет на деятельность адвокатов в данной сфере. Каких-либо разумных оснований для ограничений профессионального представительства в сфере ОСАГО, по моему мнению, нет.

Таким образом, можно констатировать, что действующая редакция Закона об ОСАГО не защищает потерпевших, а напротив – создает дополнительные и необоснованные затруднения в защите их прав и интересов. Она не защищает и причинителей вреда в результате ДТП, притом что, исходя из смысла страхования ответственности за причинение вреда, виновники, оплачивая в рамках ОСАГО страхование риска их гражданской ответственности, вправе рассчитывать на адекватную (соответствующую причиненному вреду) страховую защиту в пределах страховой суммы. А этого не происходит, и им фактически приходится самостоятельно отвечать перед потерпевшими.

Нужно ли автовладельцам такое ОСАГО, которое вынуждает потерпевшего пройти «двойную» процедуру возмещения вреда (со страховщика в порядке ОСАГО и с причинителя вреда в порядке искового производства, учитывая, что процедура возмещения вреда страховщиком более сложна, чем виновником ДТП) и при этом фактически не защищает причинителя вреда от обоснованных требований потерпевшего?

Кроме того, в обществе нарастает неприятие ОСАГО по экономическим причинам.

Так, по результатам проведенного в августе 2020 г. опроса более 15 тыс. респондентов, в случае двойного подорожания полиса 24% автомобилистов намерены отказаться от покупки ОСАГО, 10% собираются приобрести поддельный полис, притом что 12% уже отказались от покупки полисов либо приобретают фальшивые полисы из-за высокой стоимости оригинальных.

Думается, что ОСАГО в нынешнем виде не нужно ни автовладельцам, ни адвокатскому сообществу, членам которого запрещено оказывать профессиональную юридическую помощь по спорам об ОСАГО на досудебной стадии.

В действующей редакции Закона об ОСАГО искажена суть данного института, который из гражданско-правового полезного элемента превратился в административный, обладающий сомнительными свойствами, поскольку утратил заложенный в нем смысл – эффективную (простую и быструю) защиту прав как потерпевших, так и причинителей вреда – путем получения потерпевшими адекватного страхового возмещения в рамках приобретенной причинителями вреда страховой защиты.

Отмечу, что вывод о том, что институт ОСАГО не укладывается в гражданско-правовую систему России, не нов. Он был сделан еще на заре возникновения данного института – то есть задолго до того, как принял нынешний абсолютно, на мой взгляд, антигражданский характер.

Так, в Постановлении КС от 31 мая 2005 г. № 6-П судья А.Л. Кононов высказал особое мнение, в котором указал, что выглядит спорным в аргументации Конституционного Суда определение природы ОСАГО как института частного права, поскольку в нем отсутствуют какие-либо частноправовые принципы регулирования – добровольность, равенство участников, неприкосновенность собственности и свобода договора, но при этом присутствуют все признаки публичного права – властное установление законодателя, обязанность перед государством, безвозмездный и безвозвратный характер платежа для подавляющего большинства владельцев транспорта.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в данной сфере с правами как потерпевших, так и адвокатов, предлагаю рассмотреть возможность обсуждения на уровне Федеральной палаты адвокатов РФ вопросов профессионального представительства в спорах, вытекающих из договоров ОСАГО, а именно:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: