Федеральный закон о государственной поддержке многодетных семей: основные положения

Федеральный закон о государственной поддержке многодетных семей: основные положения

Об основах государственной поддержки семьи
в Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи в Российской Федерации, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.

Государство признает ценность семьи для жизни и развития человека, важность ее роли в обществе, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, необходимость учета интересов семьи, а также принятия специальных мер ее социальной поддержки.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией государственной поддержки семьи в Российской Федерации и предоставлением основных социальных гарантий лицам с семейными обязанностями.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

безопасность семьи – состояние, при котором отсутствует угроза физическому, психическому и социальному статусу семьи или ее членов;

государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим лицам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

многодетная семья – семья, в которой воспитываются трое и более несовершеннолетних детей;

молодая семья – семья, в которой супруги или один из них не достигли возраста 30 лет;

насилие в семье – умышленные посягательства (действия и бездействие) на жизнь, здоровье, свободу, честь и личное достоинство одного члена семьи в отношении другого члена семьи;

неполная семья – семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми);

приемная семья – семья, взявшая в соответствии с законодательством Российской Федерации на воспитание одного ребенка или нескольких детей;

семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью;

социальная инфраструктура для семьи – система необходимых для жизнеобеспечения семьи объектов (здания, строения, сооружения), а также организаций, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальному обслуживанию лиц с семейными обязанностями, обеспечению их занятости и удовлетворению их общественных потребностей;

социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

социальное развитие семьи – позитивное изменение социальных показателей качества жизни семьи и самочувствия ее членов;

трудная жизненная ситуация – ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность лица (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и другие подобные факторы) и которую он не может преодолеть самостоятельно;

член семьи – лицо, связанное близкими родственными отношениями или отношениями брака с другим лицом.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной
поддержке семьи в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке семьи в Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственной семейной политики.

Статья 4. Цель государственной поддержки семьи в Российской Федерации

Целью государственной поддержки семьи в Российской Федерации является обеспечение государством необходимых условий для исполнения семейных обязанностей и повышения качества жизни семьи.

Статья 5. Принципы государственной поддержки семьи в Российской Федерации

Государственная поддержка семьи в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

самостоятельность и автономность принятия семьей решений относительно своего развития. Экономические, правовые и иные меры государственной семейной политики способствуют саморазвитию семьи, предоставляют семье возможность выбора форм государственной поддержки;

равенство семей и всех членов семей в праве на государственную поддержку независимо от социального положения членов семей, их национальности, места жительства и религиозных убеждений;

приоритет интересов каждого ребенка независимо от того, в какой семье он воспитывается. Меры государственной поддержки семьи направляются на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;

равноправие мужчин и женщин в распределении семейных обязанностей, а также в предоставлении им возможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности;

последовательность принятия мер по государственной поддержке семьи на федеральном и региональном уровнях; обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, их дополнение на региональном уровне;

партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

принятие государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, вызванных вынужденной миграцией, войнами и вооруженными конфликтами, возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществление дифференцированного подхода к предоставлению гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на основе трудовой деятельности;

преемственность и стабильность в оказании государственной поддержки семье, сохранение достигнутых социальных гарантий и дальнейшее развитие системы социальных гарантий.

Статья 6. Приоритетные направления государственной поддержки семьи в Российской Федерации

Приоритетными направлениями государственной поддержки семьи в Российской Федерации являются:

установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;

обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей, преодоление бедности;

гарантия работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

создание условий для развития индивидуальной трудовой деятельности и семейного предпринимательства;

обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;

оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;

формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей;

обеспечение материальной и социальной поддержки семей;

обеспечение условий для наиболее полной реализации потребностей семьи в детях;

профилактика социального сиротства;

предупреждение насилия в семье;

проведение экспертизы законопроектов с точки зрения оценки влияния предлагаемых мер на улучшение положения семьи.

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в области
государственной поддержки семьи в Российской Федерации

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки семьи в Российской Федерации относятся:

установление основ государственной семейной политики в Российской Федерации;

определение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о регулировании и реализации государственной поддержки семьи в Российской Федерации;

формирование федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную поддержку семьи в Российской Федерации;

разработка и реализация федеральных целевых программ и мероприятий в области государственной семейной политики в Российской Федерации;

Читайте также:
Договор банковского вклада - бланк 2022

финансирование федеральных целевых программ и мероприятий в области государственной поддержки семьи в Российской Федерации;

выполнение международных обязательств Российской Федерации и представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам государственной поддержки семьи в Российской Федерации.

Глава II. Приоритетные направления государственной
поддержки семьи в Российской Федерации

Статья 8. Установление и соблюдение государственных минимальных социальных
стандартов основных показателей качества жизни семей

1. Государственная поддержка семьи в Российской Федерации осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по обеспечению:

социального обслуживания, социальной защиты семей, в том числе гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий лицам в связи с рождением и воспитанием детей, а также принятия мер по социальной адаптации и социальной реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

детей питанием, включая обеспечение питанием детей в соответствии с возрастными физиологическими нормами;

оказания услуг в сфере культуры и физической культуры на безвозмездной основе;

соблюдения права на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, установления соответствующих норм оплаты коммунальных услуг;

оказания квалифицированной юридической помощи.

2. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей определяются с учетом региональных различий в условиях проживания семей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей.

Статья 9. Обеспечение экономической самостоятельности, стабильного материального
положения семей и преодоления бедности

Обеспечение экономической самостоятельности, стабильного материального положения семей и преодоления бедности осуществляется путем:

выравнивания ситуации на рынке труда, сокращения уровня безработицы, в том числе скрытой;

усиления социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей;

поощрения работодателей, создающих условия для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (из многодетных и неполных семей, из семей с инвалидами, пенсионерами), путем предложения таким работникам специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки;

предоставления налоговых и иных льгот работодателям, использующим труд работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите;

поддержки развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства;

предоставления государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетних, в том числе профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

государственного контроля за соблюдением принципа равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда;

создания условий для повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” (с изменениями и дополнениями)

23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 июля, 29 декабря 2010 г., 1 июля, 16 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 2 июля 2013 г., 23 июня, 21 июля 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 23 мая, 28 ноября, 14, 30 декабря 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 20, 28 декабря 2017 г., 7 марта, 30 октября 2018 г., 18 марта, 27 июня, 2 августа 2019 г., 1 марта, 13 июля, 8, 22 декабря 2020 г., 21, 30 декабря 2021 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О мерах государственной поддержки семей, в которых в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. родились третий ребенок или последующие дети, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) см. Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 157-ФЗ

См. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Президент Российской Федерации

29 декабря 2006 г.

Государство предполагает поддерживать семьи с детьми путем предоставления им материнского (семейного) капитала – средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на указанные цели.

Согласно Закону, начиная с 1 января 2007 г. на материнский капитал в размере 250 000 руб. имеют право женщины, родившие (усыновившие) второго или последующего ребенка, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующего ребенка. В случае смерти женщины, лишения ее родительских прав, а также совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка материнский капитал должен перейти к отцу ребенка независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей либо лишения их родительских прав право на дополнительные меры государственной поддержки должно перейти к ребенку.

Использовать материнский капитал можно будет не раньше, чем через 3 года после рождения второго (последующего) ребенка. При этом устанавливается принцип целевого расходования капитала. В частности, за счет средств материнского капитала можно будет улучшить жилищные условия семьи. Приобретение (строительство) жилого помещения будет возможно осуществить только на территории РФ путем совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах.

Также предусматривается, что средства материнского капитала можно будет израсходовать на получение ребенком образования (в том числе дополнительного) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. В этом случае возраст ребенка на день начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен будет превышать 25 лет.

Кроме того, средства материнского капитала также можно будет направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии матери, в том числе путем их вложения в негосударственные пенсионные фонды.

Размер материнского капитала предполагается ежегодно пересматривать с учетом роста инфляции.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г. и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.

Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 г. подается до 1 октября 2009 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2026 г.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Большом Игнатове - адрес, телефон, режим работы отделения

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 31 декабря 2006 г. N 297, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 19

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 июня 2021 г. N 30-П часть 1 статьи 3 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она не предоставляет права на получение материнского (семейного) капитала мужчине, который в установленном порядке признан в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него суррогатной матерью, а впоследствии вступил в брак и воспитывает своих детей в семье совместно с усыновившей (удочерившей) их супругой

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 436-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 января 2021 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2020 г.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

Пункты 1, 4 и 5 статьи 2 изменений вступают в силу с 1 марта 2020 г.

Подпункт “в” пункта 3 статьи 2 изменений вступает в силу с 15 апреля 2020 г.

Подпункты “б” и “г” пункта 3, подпункты “а” и “г” пункта 6 статьи 2 изменений вступают в силу с 1 января 2021 г.

Действие положений частей 1, 3, 4 и 7 статьи 3, части 1 статьи 6, частей 3, 6 и 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 433-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 348-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 128-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 440-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Читайте также:
Заявление на материальную помощь образец

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, – меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее – дополнительные меры государственной поддержки); (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 348-ФЗ)

2) материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; (Пункт введен – Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года. (Пункт введен – Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 61 статьи 7 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее – регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

5) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

Читайте также:
Можно прописаться жене и детям без согласия всех собственников?

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ “О персональных данных”. (Часть введена – Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”. (Часть введена – Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ)

Статья 5. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача

1. Лица, указанные в частях 1, 3 – 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее – сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 12 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

11. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня их поступления в такие органы и организации. (Часть введена – Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

12. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи. (Часть введена – Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата или поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата. (В редакции федеральных законов от 30.10.2018 № 390-ФЗ, от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, включая сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты поступления таких запросов. (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через один рабочий день с даты вынесения соответствующего решения уведомляет лиц, указанных в части 1 или 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении их заявлений через многофункциональный центр, или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, или иным способом в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”. При этом указанные лица имеют право получить в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональном центре выписку из регистра о выдаче сертификата. (В редакции Федерального закона от 01.03.2020 № 35-ФЗ)

Читайте также:
Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству: важные аспекты по ТК РФ

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

Правовая основа предоставляемых льгот для многодетных семей: действующие нормативные акты

Правовой статус многодетных семей в настоящее время регулируется достаточно большим количеством нормативных актов, которые принимаются на разных уровнях власти – от федерального до муниципального. Именно по этой причине следует тщательно уделять внимание всем тем нормативным актам, которые принимаются для определения статуса таких семей и предоставления им разного рода льгот.

На какие именно правовые документы следует обращать внимание при определении правового статуса многодетных семей и что именно необходимо понимать под многодетной семьей?

Многодетная семья с точки зрения действующего законодательства

Многодетная семья – это всегда та семья, которая воспитывает большее количество детей, нежели статистически установлено в данном регионе как среднее количество детей в семье. Конкретного определения с точки зрения действующего законодательства на сегодняшний день для многодетной семьи не установлено. Именно по этой причине и для толкования статуса такой семьи приходится обращаться к большому количеству нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации.

Каждый регион, в зависимости от того, на каком уровне находится демографическая ситуация в нем, устанавливает перечень основных параметров, по которым следует определять, является ли та или иная семья многодетной или нет.

Так, например, в Московской области многодетной признается семья, которая воспитывает трех и более детей независимо от того, являются ли такие дети рожденными в данной семье или были усыновлены с оформлением всех соответствующих документов. Для республик Северного Кавказа, где демографическая ситуация на порядок лучше, чем в Центральном Федеральном Округе, характерна ситуация, где в семье трое или четверо детей. Для этих регионов многодетная семья – это семья, в которой не менее пяти детей, также независимо от того, рожденные в данной семье эти дети или же они усыновленные.

Таким образом, многодетная семья – это всегда семья, в которой количество воспитываемых детей превышает установленное среднестатистическое значение.

Правовая основа статуса многодетных семей

Как уже говорилось выше, в каждом конкретном регионе многодетные семьи определяются на уровне местного законодательства с помощью действующих региональных законов и принятых в их исполнение других норм права. Однако на федеральном уровне был принят ряд федеральных законов, а также указов, приказов и постановлений других властных органов. К числу основных относятся:

опека и попечительство

  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», принятый в 1992 году и получивший номер 431;
  • Семейный Кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей», принятый в 2006 году и прошедший крупные изменения в 2017 году для поддержания достигнутого уровня рождаемости и оказания помощи тем семьям, в которых появился второй или последующий ребенок после 1 января 2018 года.

Для того чтобы они реализовывались в полном объеме, на региональном уровне принимается целый ряд других актов аналогичного действия, которые направлены на подробное и точное исполнение федерального уровня законов.

Семейный Кодекс Российской Федерации

Непосредственного регулирования вопросов, связанных с установлением статуса многодетной семьи, в Семейном Кодексе Российской Федерации не осуществляется. Данный нормативный акт лишь регулирует вопросы того, какое сообщество людей может называться семьей. Так, в частности, именно в данном Кодексе был уравнен, с юридической точки зрения, статус родных и усыновленных детей, что позволило родителям, в семье которых появился усыновленный ребенок, рассчитывать на получение таких же льгот и привилегий, особенно, если речь идет о получении статуса многодетной семьи, и именно усыновленный ребенок дает право для семьи на получение такого статуса.

Семейный Кодекс, кроме того, дает понятие благополучной и неблагополучной семьи, а также говорит о том, какая именно семья имеет право на получение тех или иных мер государственной поддержки. В частности, если у семьи родился очередной ребенок, который позволяет получить ей статус многодетной, но родители не исполняют своих непосредственных обязанностей по воспитанию этого ребенка, присвоенного статуса они могут быть лишены, так как этот ребенок может быть изъят из семьи.

Право государства на такое поведение в отношении многодетных семей было сформировано после того, как участилось количество рождений третьего и последующего ребенка в неблагополучных семьях, которые поправляли свое имущественное положение за счет рождения такого ребенка.

Указ Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

Президентский Указ «О мерах по соцподдержке многодетных семей» был принят в 1992 году и, с точки зрения истории регулирования вопросов поддержки семей, которые работают над поднятием уровня рождаемости, является первым нормативным актом, который был принят для того, чтобы, с юридической точки зрения, регламентировать права таких семей.

Указ Президента №431 на сегодняшний день является единственным нормативным актом, который регулирует права многодетных семей на территории всей Российской Федерации.

Для того чтобы исполнять положения, которые сформулированы в данном Указе, на федеральном уровне принимается большое количество различных нормативных актов, регулирующих процедуру предоставления различных льгот семьям, которые подтвердили свой статус многодетной семьи.

Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей»

Данный нормативный акт принят не был, несмотря на то, что в 1999 году он несколько раз отправлялся на доработку из Совета Федерации в Государственную Думу.

Проект закона получил номер 138 и был внесен на рассмотрение для дальнейшего утверждения в Совет Федерации, однако, в содержании закона были спорные положения, которые входили в непосредственный конфликт с уже действовавшими нормами права, а отмена конфликтных положений могла бы привести к тому, что цели поддержки существующих многодетных семей не были бы достигнуты. Именно по этой причине принятие данного нормативного акта было отложено.

Читайте также:
Дополнительное соглашение к договору субаренды: нежилого помещения, земельного участка, образец, о пролонгации

Однако, ввиду того что количество многодетных семей с официально подтвержденным статусом постоянно возрастает, в мае 2018 года в Совете Федерации было принято решение вернуться к рассмотрению данного законопроекта, но не в том первичном виде, в котором он был составлен в 1999 году, а в тщательно доработанном виде, чтобы собрать в одном нормативном акте все те положения, которые будут в полном объеме регулировать все права и привилегии многодетных семей.

Правовые механизмы для использования многодетными семьями

Для многодетных семей в перечисленных нормативных актах есть целый ряд правовых механизмов, которые можно применять для получения своих прав и привилегий. Для того чтобы использовать все свои права, многодетные семьи должны обращаться в уполномоченные государственные органы.

Обращаться для получения тех или иных льгот и привилегий, которые предусмотрены для многодетных семей в действующем законодательстве, следует в территориальные подразделения органов опеки и попечительства (территориальное подразделение следует уточнять на основании адреса проживания семьи).

Действующее законодательство на сегодняшний день предоставляет возможность многодетным семьям в полном объеме отстаивать свои права и получать те или иные привилегии. Для этого принято достаточно большое количество нормативных актов, однако единого, который смог бы объединить все имеющиеся, на сегодняшний день так и не сформулировано.

Отзыв на проект федерального закона № 1194379–7 «Об основах правового положения многодетных семьей в Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона «Об основах правового положения
многодетных семьей в Российской Федерации» (далее – проект федерального
закона), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы
Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым и другими, комитет по вопросам своего
ведения отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается установить, что многодетной
семьей является семья, неполная семья, в которой родились и (или)
воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки
и падчерицы) до достижения младшим из них возраста восемнадцати лет, а в
случае обучения по очной форме в образовательных организациях
профессионального и высшего образования, до окончания обучения, но не более
чем до достижения 23 лет. Кроме того, предлагается закрепить перечень мер
государственной поддержки в отношении членов многодетных семей
и особенности их предоставления, порядок учета указанной категории лиц,
а также перечень полномочий субъектов Российской Федерации в сфере
государственной поддержки многодетных семей.
Вступление в силу положений проекта федерального закона предлагается
предусмотреть с 1 января 2022 года.
Комитет отмечает, что федеральным законодательством предусмотрен ряд
мер государственной поддержки многодетных семей, к числу которых относятся
меры налогового характера, полное или частичное погашении за счет средств
федерального бюджета обязательств заемщика (поручителя), имеющего третьего
и последующих детей, по ипотечному жилищному кредиту в размере
не более 450 тыс. рублей.
Вместе с этим согласно подпункту 24 пункта 2 Федерального закона
от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной
поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе
многодетных семей, одиноких родителей), отнесено к полномочиям органов
государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации устанавливают
критерии отнесения семей к многодетным и перечень мер социальной
поддержки для них. Например, согласно Закону Московской области
от 12 января 2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи
и детей в Московской области» к многодетной семье отнесены лица, состоящие
в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие
в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или)
усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет,
а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что
совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов
по очной форме обучения и не достигли 23 лет. В соответствии с Законом
г. Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей
с детьми в городе Москве» многодетной семьей является семья, в которой
родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные,
а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет,
а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем
общеобразовательные программы, – 18 лет. Таким образом, в ряде субъектов
Российской Федерации возрастной критерий детей в семьях в целях признания
их многодетными различается.
Кроме того, перечень предоставляемых субъектами Российской Федерации
мер поддержки также различен.
В связи с этим предлагаемые изменения повлекут увеличение численности
получателей мер поддержки для многодетных семей. Однако данное
обстоятельство не учтено в финансово-экономическом обосновании к проекту
федерального закона, что не позволяет оценить финансовую нагрузку
на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того,
в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации
не определены источники и порядок исполнения соответствующих расходных
обязательств.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает проект федерального
закона «Об основах правового положения многодетных семьей в Российской
Федерации».

Льготы – многодетным семьям

Как разобраться, по каким критериям семьи признаются многодетными в конкретном регионе и какие меры социальной поддержки для них предусмотрены?

Льготы – многодетным семьям

При каких условиях семью признают многодетной?

Единого определения о том, какую семью считать многодетной, на федеральном уровне не закреплено. Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» лишь устанавливается, что региональные власти сами должны определить категории семей, которые будут считаться многодетными.

В основном на территории России многодетной считается семья, в которой на содержании находятся три и более несовершеннолетних ребенка. Однако надо учитывать, что субъекты РФ вправе самостоятельно определять критерии многодетности с учетом присущих им культурных, национальных и иных особенностей, социально-экономического состояния, демографической обстановки в регионе и прочих факторов.

При рассмотрении заявления о признании семьи многодетной не учитываются погибшие, стоящие на государственном обеспечении дети (переданы на воспитание в детские дома и школы-интернаты, отбывают наказание в местах лишения свободы по приговору суда) и дети, родители которых были ограничены в родительских правах или лишены их. А вот происхождение детей значения не имеет. Они могут быть рождены в семье или усыновлены.

В субъектах РФ имеются различия при определении возраста ребенка, после достижения которого семья утратит статус многодетной, – от 16 до 23 лет. Так, в отдельных регионах семья будет считаться многодетной, пока старшему не исполнится 23 года, но при условии, что он учится очно или проходит службу по призыву в армии РФ.

Читайте также:
Можно ли не платить за ЖКХ: что будет если перестать перечислять деньги и какие услуги доступны для перерасчета?

Информацию о критериях многодетности в конкретном субъекте РФ можно получить из региональных законов о мерах поддержки многодетных семей или в органах социальной защиты региона.

Какие документы потребуются для присвоения статуса многодетной семьи?

Для признания семьи многодетной необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения либо подать документы через МФЦ или Портал госуслуг. То есть автоматически при рождении ребенка такой статус семье не присваивается. Сделать это может любой из родителей или доверенное лицо. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • справку о составе семьи (форма № 9);
  • паспорта родителей или опекунов;
  • свидетельство о заключении брака;
  • свидетельства о рождении детей (если есть дети старше 14 лет, то нужны будут их паспорта с копиями);
  • копию решения суда об усыновлении;
  • договор об опеке или передаче детей на воспитание.

После оформления статуса многодетной семьи один из родителей получит соответствующее удостоверение. Оно выдается только матери или отцу, даже если они состоят в браке, однако статус многодетного родителя распространяется на обоих.

Какие меры господдержки гарантированы многодетным?

Для многодетных семей предусмотрено большое количество льгот. Предоставляются они как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом материальный достаток членов семьи не будет иметь значения, и наличие обоих родителей не является обязательным условием для присвоения льготного статуса. То есть на льготы вправе претендовать одинокая мать и отец-одиночка независимо от уровня их дохода.

На федеральном уровне минимальный, «базовый» перечень льгот и преференций, на которые могут претендовать многодетные россияне, определен Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». К их числу относятся:

  • скидка в размере 30% при внесении платы за отопление, воду, газ, электроэнергию, канализацию;
  • бесплатные лекарства для детей в возрасте до 6 лет;
  • бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории;
  • бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте для школьников;
  • право первой очереди при оформлении детей в детский сад;
  • бесплатное питание для школьников и учащихся профессиональных учебных заведений;
  • бесплатное обеспечение учащихся школьной и спортивной формой на весь период обучения (вместо одежды может предоставляться разовая компенсация);
  • бесплатное посещение детьми учреждений культуры один день в месяц;
  • помощь родителям, организующим малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, полное освобождение от налога или понижение ставок при уплате земельного налога и внесении арендной платы;
  • полное или частичное освобождение от регистрационного сбора родителей, занимающихся коммерческой деятельностью;
  • первоочередное выделение семьям садово-огородных участков;
  • предоставление семьям льготных кредитов, беспроцентных ссуд на строительство своего жилья и подсобных материалов;
  • участие многодетных родителей в региональных программах занятости населения: обучение и трудоустройство с возможностью работать неполный день или на дому.

При этом каждый регион определяет свой набор мер социальной поддержки. В Москве многие учреждения культуры устанавливают дополнительные льготы: в ГМИИ дети до 16 лет могут ходить бесплатно, а члены многодетных семей, достигшие этого возраста, – за 200 руб., а не за 400, как остальные; Театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко предоставляет многодетным круглогодичные скидки 30% и т.д.

Для получения информации о мерах поддержки в конкретном регионе следует обратиться в территориальное отделение соцзащиты или МФЦ.

Какие пенсионные и трудовые льготы предусмотрены для многодетных родителей?

Поступая на работу и оформляя трудовой договор, многодетные мать и отец могут получить преимущества.

1. Досрочный уход матери на пенсию при следующих условиях: стаж труда – от 15 лет;

  • возраст – 56 лет, если в семье четверо детей;
  • возраст – 57 лет, если в семье трое детей;
  • в семье пятеро детей, достигших 8-летнего возраста, либо двое детей, но стаж при этом увеличивается на 5 лет, и трудовая деятельность должна была осуществляться на Крайнем Севере.

2. За каждого новорожденного даются дополнительные пенсионные баллы в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 года. Эти баллы повышают размер пенсии (каждый рабочий год оценивается пенсионными баллами, от которых зависит пенсия в будущем). Сумма периодов декрета не должна превышать 6 лет.

3. Неоплачиваемый дополнительный отпуск на две недели, который можно соединить с основным. Важное условие – не менее трех несовершеннолетних детей в семье.

Родители, имеющие троих и более детей младше 12 лет, вправе выбирать время отпуска первыми в очереди.

4. Если в неделе 40 рабочих часов, можно получить один вспомогательный оплачиваемый выходной.

5. Оказание поддержки службой занятости населения: предлагается домашняя или временная работа.

На какие льготы в сфере налогообложения и ипотечного кредитования могут рассчитывать многодетные семьи?

1. Многодетным семьям предоставят 450 тыс. руб. для погашения ипотеки при условии, что третий и последующие дети рождены в период с начала 2019 до конца 2022 г. Компенсация является единовременной и может быть направлена на погашение одного ипотечного кредита 1 .

2. Заемщикам, которые воспользовались правом на «ипотечные каникулы», и многодетным семьям, получившим 450 тыс. руб. на погашение ипотеки, не нужно платить налог на доходы физических лиц. От этого налога освобождена материальная выгода, полученная при реализации заемщиком права на «ипотечные каникулы» 2 .

«Ипотечные каникулы» – это один из видов отсрочки платежей по кредиту для приобретения недвижимости. Льгота может быть предоставлена, если месячный платеж по займу превысит 50% от дохода. «Каникулы» могут предоставляться гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на срок не более 6 месяцев. В этот период по выбору заемщика может быть приостановлено исполнение обязательств либо уменьшен размер платежей по ипотечному кредиту. То есть предусмотрено несколько видов «каникул»:

  • полное освобождение от внесения платежей;
  • оплата процентов по кредиту;
  • частичная выплата кредита, при этом проценты уплачиваются;
  • увеличение периода кредитования и соответственное уменьшение месячного взноса.

Банки предоставляли «каникулы» и ранее, но максимум на 90 дней, и это происходило только при наличии доброй воли финансово-кредитного учреждения. Теперь же «ипотечные каникулы» от Сбербанка будут положены, если:

Льготы и скидки предоставляются только один раз в период действия кредитного договора.

3. К числу льгот в сфере налогообложения для многодетных граждан можно отнести также следующие: освобождение от уплаты подоходного налога с государственных выплат на содержание детей, получение налогового вычета по НДФЛ на третьего и последующих детей в сумме 3 тыс. руб., льготы по уплате транспортного и земельного налогов в соответствии с нормами регионального законодательства.

В апреле этого года были введены новые налоговые льготы для многодетных семей 3 . Теперь можно экономить при уплате земельного налога и налога на имущество физлиц. Подробнее об этом читайте в публикации «Платить налоги стало проще и выгоднее».

Какие документы нужно подать для получения льгот?

Льготы будут предоставлены только после оформления статуса многодетной семьи. Для получения выплат необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • справка с места жительства; альтернатива – выписка из домовой книги или копия паспорта;
  • свидетельства о рождении детей;
  • реквизиты банковского счета.

Могут понадобиться и другие документы:

Для получения трудовых льгот нужно обратиться в Пенсионный фонд, отдел социальной защиты населения либо многофункциональный центр. Необходимо будет предоставить следующие документы:

  • паспорт или другое удостоверение личности отца, матери и детей;
  • заявление с указанием количества человек в семье из паспортного стола;
  • справка о зарплате каждого родителя из налоговой службы;
  • ИНН детей;
  • фотографии всех взрослых и детей старше 6 лет.

В июне текущего года были внесены изменения в порядок предоставления многодетным семьям налоговых льгот по местным налогам 4 . Теперь налоговые органы обязаны запросить сведения, подтверждающие право на льготу. Если налогоплательщик не подал в налоговый орган заявление о предоставлении льготы или не сообщил об отказе от ее применения, льгота предоставляется в беззаявительном порядке. Если заявление было представлено, но налоговый орган не располагает подтверждающими документами, льгота предоставляется на основании сведений, полученных по системе межведомственного взаимодействия.

Налоговые льготы по местным налогам предоставляются как одному, так и второму родителю, независимо от наличия у органов социальной защиты сведений о втором родителе.Эти сведения могут быть запрошены, например, у органов ЗАГС, органов опеки и попечительства, располагающих данными о наличии у физлица несовершеннолетних детей.

1 Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам».

2 Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”».

4 Письмо ФНС России от 24 июня 2019 г. № БС-4-21/12220 «О предоставлении налоговых льгот по местным налогам физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей».

Что многодетные семьи могут получить от государства

В России больше полутора миллионов многодетных семей. Официального определения многодетных семей в законах нет — для каждой программы для них могут быть отдельные условия.

Обычно многодетными считаются семьи, где родители воспитывают троих или более несовершеннолетних детей: их нужно кормить, одевать, учить, лечить, обустраивать для них дом и даже платить за них налоги.

Чтобы рождалось больше детей, государство пытается поддерживать такие семьи: льготами, субсидиями, пособиями и другими программами. Вот что Россия должна многодетным семьям — независимо от региона. А если она это еще не предоставила, можно потребовать.

Стандартный вычет в повышенном размере

Общие условия. С момента рождения ребенка у родителей появляется право на стандартный налоговый вычет. Это сумма, на которую работодатель уменьшит доход при расчете НДФЛ. На первого и второго ребенка вычет составляет по 1400 рублей. То есть каждый из родителей сможет сэкономить 182 рубля в месяц за первого ребенка и столько же — за второго.

За третьего и последующих детей стандартный вычет больше — по 3000 рублей.

Сколько НДФЛ может сэкономить родитель троих детей

Ребенок по счету Сумма вычета в месяц Экономия в месяц Экономия за год
Первый 1400 Р 182 Р 2184 Р
Второй 1400 Р 182 Р 2184 Р
Третий 3000 Р 390 Р 4680 Р
Итого 5800 Р 754 Р 9048 Р

Если в семье трое детей, то двое родителей смогут вместе экономить на НДФЛ 1508 рублей в месяц. Это до 18 096 рублей в год. Кто до сих пор не использовал этот вычет, может вернуть налог: с начала текущего года — на работе, за три предыдущих — по декларации.

Детский вычет предоставляют каждый месяц, но только до тех пор, пока доход не превысит 350 тысяч рублей с начала года. С нового календарного года его начнут считать заново.

Как получить. Есть два способа сэкономить на НДФЛ благодаря детям:

  1. Подать заявление на работе. Это делают один раз на каждого ребенка. Дальше бухгалтерия сама разберется. К заявлению надо приложить свидетельства о рождении детей.
  2. Заявить в декларации. Этот вариант пригодится тем, кто не знал о вычете и не использовал его за предыдущие годы. И тем, у кого нет работодателя, зато появились доходы с налогом по ставке 13% — например при продаже машины или подработках.

Декларацию можно подать через личный кабинет. Три месяца уйдет на проверку, еще месяц — на зачет или возврат налога.

Дополнительный вычет по налогу на имущество

Общие условия. Если многодетным родителям принадлежит квартира, комната или дом, государство начислит им налог на имущество. Его платят по уведомлению каждый год до 1 декабря.

Всем собственникам жилой недвижимости по умолчанию положены вычеты: налог начисляют не на всю площадь квартиры, а только на часть. Например, вычет по налогу на дом составляет 50 м². Значит, собственник дома площадью 80 м² заплатит налог только с 30.

Такие вычеты дают вообще всем — это не льгота. Даже заявление писать не нужно: налоговая сама вычитает положенную площадь и присылает уведомление с уменьшенными начислениями.

Вычеты по налогу на имущество для всех

Объект Вычет
Жилой дом 50 м²
Квартира или часть дома 20 м²
Комната или часть квартиры 10 м²

В апреле 2019 года вступил в силу закон о дополнительных льготах именно для многодетных семей. Кроме общего вычета по налогу на имущество им положен дополнительный вычет — с учетом количества детей. Это тоже назвали вычетом, хотя, в отличие от общего, для него нужно подавать заявление, как для налоговых льгот.

Расскажем в бесплатной рассылке «Стакан воды»: раз в неделю присылаем письмо о финансовой стороне родительства

Вычет по налогу на имущество для многодетных работает задним числом — с 2018 года. То есть для тех начислений, что сейчас приходят в уведомлениях за прошлый год, его уже должны учесть. А если не учли, стоит подать заявление, чтобы налог пересчитали.

Дополнительные вычеты для многодетных

Объект Сколько вычтут из общей площади
Жилой дом, часть дома По 7 м² на каждого ребенка
Квартира, комната или часть квартиры По 5 м² на каждого ребенка

Например, многодетной маме принадлежит дом площадью 70 м². Раньше ей начисляли налог на имущество с 20 м². С учетом дополнительного вычета налога за 2018 год вообще не будет, потому что площадь дома уменьшат на 71 м². В результате расчета налогооблагаемой площади дома получится отрицательное значение, то есть налоговая база станет равной нулю.

70 − 50 − 7 × 3 = 0

Налоговые уведомления за 2018 год уже приходят по почте или в личный кабинет налогоплательщика. Многодетным семьям нужно проверить, есть ли там дополнительные вычеты. Если нет, еще есть время сообщить о праве на льготу.

Как получить. Отправьте заявление в налоговую. Проще всего сделать это через личный кабинет: там есть специальная форма, на все уйдет пять минут. Если уведомление уже пришло, а льгота не учтена, отправьте сообщение об ошибке через специальный сервис ФНС.

Освобождение от налога на землю с шести соток

Общие условия. Одновременно с вычетом по налогу на имущество многодетным семьям предоставили льготу по земельному налогу. Она тоже применяется с 2018 года.

Если у многодетной семьи есть участок, то платить налог на землю нужно не со всей площади, а за вычетом шести соток. То есть из общей площади земельного участка вычтут шесть соток и начислят налог только на разницу, если она есть. Такую льготу с 2017 года предоставили пенсионерам, а теперь она есть и у многодетных семей.

Например, на многодетного отца оформлен земельный участок под ИЖС площадью 9 соток. Раньше ему начисляли 3500 рублей земельного налога. Но с 2018 года начислят налог только за три сотки — семья уже в этом году сэкономит 2300 рублей.

Эту льготу тоже дают по заявлению. Если налог начислен на общих основаниях — со всей площади участка, — нужно сообщить о статусе многодетной семьи. Если у семьи несколько участков, можно выбрать, по какому применять льготу: ее дают только по одному объекту. Или можно ничего не делать, тогда налоговая выберет участок с максимальным начислением. Но только если будет знать, что собственник — многодетный родитель.

Как получить. Отправьте в налоговую заявление о праве на льготу. Без заявления ее не предоставят. Подтверждающие документы по закону не нужны, но для надежности лучше их приложить. Если нужно, выберите льготный участок на свое усмотрение для вычета на следующий год. Для этого установлен срок — до 31 декабря текущего года. Для заявления на льготу такого срока нет, но затягивать не стоит.

Выбрать льготный объект можно в описании земельного участка в разделе «Мое имущество» на сайте nalog.ru

Материнский капитал

Общие условия. Программа материнского капитала действует с 2007 года. Семье, в которой с тех пор родился или усыновлен второй или последующий ребенок, дают денег на конкретные цели: образование детей, покупку жилья, погашение ипотеки или мамину пенсию.

В 2019 году сумма материнского капитала составляет 453 026 Р . Его можно использовать только один раз — на любого ребенка, начиная со второго. Например, в семье двое детей — 2004 и 2006 года рождения. Тогда маткапитала еще не было. В 2018 году родился третий ребенок — маме выдадут сертификат и семья сможет потратить 453 тысячи рублей.

Особенность маткапитала в том, что его можно тратить на образование любого из детей. Например, деньги выделяют при рождении третьего ребенка, а учиться в вузе на них будет первый. Или наоборот: семье дали сертификат на второго ребенка, а частный садик этими деньгами оплатят для третьего.

Материнский капитал можно сочетать с другими формами господдержки. Например, он может стать первоначальным взносом при оформлении льготной ипотеки. А вот на покупку аварийного жилья или погашение займа перед МФО денег не дадут.

Как получить. Сначала мама должна оформить сертификат. Он подтверждает право на деньги из бюджета. Сейчас сертификат можно получить даже в электронном виде. Когда придет время, семья подает еще одно заявление — на распоряжение материнским капиталом. Если все в порядке, пенсионный фонд переведет деньги продавцу квартиры, банку или в вуз. Документы удобно оформлять на сайте ПФР или через госуслуги.

Льготная ипотека под 6% на весь срок кредита

Общие условия. С 2018 года действует программа господдержки для семей с детьми. Банки дают им ипотеку по льготной ставке — под 6%. Для этого в семье должно быть хотя бы двое детей. Раньше при рождении третьего ребенка на пять лет продлевался период льготной ставки, но теперь условия изменились: ставка 6% действует в течение всего срока кредита. На Дальнем Востоке ставка еще ниже — можно взять кредит на жилье даже под 5%.

Вот основные условия этой программы:

  1. Второй или последующий ребенок родился в период с 2018 по 2022 год.
  2. Квартиру или дом покупают на первичном рынке.
  3. Сумма кредита не больше 12 млн рублей для Москвы, Санкт-Петербурга , Московской и Ленинградской областей. И не больше 6 млн рублей для других регионов.
  4. Первоначальный взнос — минимум 20%.

Если в 2019 или 2020 году в семье родится третий ребенок, семья сможет продать двушку и купить трехкомнатную квартиру в новом доме в ипотеку под 6%. Квартира необязательно должна быть на этапе строительства, она может быть в уже сданном доме с отделкой. Главное, чтобы продавцом было юридическое лицо.

Если у семьи уже есть ипотека, то при рождении третьего ребенка ее можно рефинансировать: банк снизит ставку до 6% на весь срок кредита, а разницу ему компенсирует федеральный бюджет. Условия рефинансирования нужно уточнять в своем банке.

Как получить. Чтобы стать участником программы, нужно подать заявку в банк. Субсидию получает именно кредитор, а не заемщик. В договоре будет указана льготная ставка, а банку возместят недополученные доходы из бюджета. Но сначала банк оценивает заемщика по своим критериям: проверяет объект, застройщика, платежеспособность семьи, кредитную историю. То есть даже многодетной семье в ипотеке с господдержкой могут отказать. Но тысячи семей уже купили квартиры и платят за них только 6%. Программа не очень гладко и не для всех, но работает.

Пройдите наш тест и узнайте, есть ли у вас шанс сэкономить на ипотечных процентах:

450 000 Р на погашение ипотеки

Общие условия. Если в семье есть хотя бы трое детей, государство готово погасить за нее до 450 000 Р долга по ипотеке. Есть одно важное условие: третий или последующий ребенок должен родиться в 2019 году или позже. Если третий ребенок родился в 2018 году, такой семье долг по ипотеке не погасят.

При этом ипотека может быть оформлена несколько лет назад и даже на вторичное жилье. А в законе нет обязательства оформлять квартиру на всех членов семьи.

Государство погасит за семью максимум 450 000 Р . Если долг по ипотеке меньше, закроют остаток, но неизрасходованную сумму не перенесут на будущее — она сгорит. Например, если семье осталось выплатить 300 тысяч рублей, бюджет погасит эту сумму, а 150 тысяч семья уже не получит и не сможет использовать на другую ипотеку.

Если у вас в планах до 2023 года третий ребенок, то, возможно, не стоит торопиться с досрочным погашением: оставьте эту возможность государству.

Как получить. Федеральный закон о такой форме господдержки уже вступил в силу. А теперь есть еще и правила по оформлению заявления и подготовке документов. С 25 сентября можно заниматься субсидией.

Ипотечные каникулы на полгода

Общие условия. С 31 июля 2019 года ипотечники могут полгода законно не платить кредит за квартиру. Государство разрешает им взять отсрочку, не спрашивая разрешения у банка.

Но каникулы дают не всем, а только тем заемщикам, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Одна из таких ситуаций — увеличение количества иждивенцев при одновременном снижении дохода. Это подходит и для многодетных семей.

Вот общие условия для таких случаев:

  1. У заемщика увеличилось количество иждивенцев. Например, родился еще один ребенок.
  2. Среднемесячный доход за два месяца до подачи заявления снизился более чем на 20% по сравнению с доходом за 12 месяцев до обращения за ипотечными каникулами.
  3. Ежемесячные платежи в ближайшие полгода составят более 40% среднемесячного дохода, рассчитанного за предыдущие два месяца перед обращением за отсрочкой платежей.

Например, когда семья брала ипотеку, в ней было двое детей. То есть у заемщика было двое иждивенцев и зарплата, скажем, 50 тысяч рублей. Ежемесячный платеж за квартиру составлял 19 тысяч рублей. Потом родился третий ребенок, а папе понизили зарплату до 38 тысяч рублей. В результате иждивенцев стало трое — то есть их количество увеличилось. А доход заемщика снизился на 12 тысяч — то есть больше чем на 20%. И теперь папе приходится отдавать банку за квартиру больше 40% дохода. Это и есть одна из сложных ситуаций, которые по закону дают право на отсрочку платежей.

Папа-заемщик подаст в банк заявление, приложит к нему свидетельство о рождении третьего ребенка и справку о доходах и получит полгода отсрочки. То есть семья сможет какое-то время вообще ничего не платить банку. Это не считается просрочкой, не вредит кредитной истории и не позволит приставам забрать квартиру. Отложенные платежи папа должен будет внести, когда выплатит весь кредит — в конце срока.

Как получить. Заявление можно принести в банк лично или отправить почтой. В личных кабинетах некоторых банков уже появилась возможность сделать это через интернет. В любом случае нужно приложить документы, которые подтверждают сложную ситуацию. В ответ банк должен прислать обновленный график. Пошаговая инструкция по оформлению ипотечных каникул — в нашем разборе.

Бесплатный земельный участок

Общие условия. Семьи с тремя или более детьми имеют право на бесплатный земельный участок. Это федеральная программа, но условия для нее устанавливают регионы. Они подбирают площадки для многодетных семей и решают, кому их предоставить.

На практике многодетная семья может встать на учет, а потом годами ждать своей очереди. В некоторых регионах несколько тысяч семей ждут земли, а власти выделяют по десять участков в год, да и то где-то на окраине и без коммуникаций.

В любом случае, если такая программа есть, имеет смысл подать заявление и встать на учет. Пусть даже очередь подойдет не сразу, но своим правом стоит воспользоваться: вдруг когда-нибудь повезет получить от государства бесплатные 10 соток.

Как получить. Сначала нужно изучить условия программы в регионе. Местные законы размещают на сайте администрации. В Московской области это закон от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ . В Брянске условия описаны в законе от 30.07.2019 № 77-3 . А семьям из Краснодарского края нужен закон от 26.12.2014 № 3085-КЗ . Там будет написано, куда подавать заявление и какие документы прикладывать.

Когда семью поставят в очередь, придется следить за тем, как она движется, и ждать. Списки и планы участков можно заранее посмотреть на сайте того органа, что их распределяет, например департамента имущества или земельного комитета.

Отпуск в любое время не по графику

Общие условия. Родитель троих детей до 12 лет может уходить в отпуск, когда посчитает нужным, а не когда его очередь подходит по утвержденному графику. Даже если в декабре многодетная мама подписала график отпусков и согласилась пойти в отпуск в марте, она может передумать и отдохнуть от работы летом — в июле. Работодатель не сможет ей отказать, потому что у многодетной мамы есть льгота по трудовому кодексу. Отпустить многодетного родителя в отпуск без очереди — не право, а обязанность работодателя. Такая возможность есть и у папы, и у мамы.

Если многодетному родителю не дают отпуск, когда он хочет, это повод для жалобы. Работодатель может потерять десятки тысяч рублей из-за штрафов.

Как получить. Напишите работодателю заявление и укажите, когда хотите взять очередной оплачиваемый отпуск. За три дня до указанной даты вам должны выплатить отпускные. В день начала отпуска можно не выходить на работу. Если работодатель против, не перевел деньги или грозит увольнением, это повод для жалобы в трудовую инспекцию.

Досрочная пенсия для мамы

До 2019 года мама пятерых детей могла выйти на пенсию по старости в 50 лет. С 2019 года право на досрочную пенсию получили мамы троих или четверых детей. Они могут получать страховую пенсию по старости на три или четыре года раньше, чем мамы двоих детей при тех же условиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: