Электронный аукцион как процедура определения исполнителя по контракту в свете изменений на основании 504-ФЗ

Письмо Минфина России от 03.11.2021 № 24-06-07/89252 “По вопросу оформления документов о приемке поставленного товара (выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги) в рамках исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта)”

Вопрос: Положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) регламентируются вопросы исполнения государственных и муниципальных контрактов, в том числе необходимость оформления документов о приемке поставленного товара (выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги) в рамках исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта). Также согласно статье 103 Закона № 44-ФЗ предусмотрена обязанность включения сведений об исполнении государственного и муниципального контракта в реестр контрактов, заключенных заказчиками, который ведется в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 360-ФЗ), в соответствии с которым статья 94 Закона № 44-ФЗ дополнена частью 13, предусматривающей обязанность электронного актирования.

Вместе с тем у заказчиков возникает ряд вопросов, связанных с будущей реализацией данных положений.

Так, с 01.01.2022 заказчики при исполнении контрактов обязаны руководствоваться новыми положениями статьи 94 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 360-ФЗ), а именно частью 13. При этом в соответствии с нормами статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В связи с чем просим указать, сохранится ли возможность, в том числе техническая, осуществлять приемку товаров, работ, услуг по контрактам, заключенным до даты вступления в силу вышеобозначенных положений (например, в 2020 году со сроком исполнения до 2023 года), в соответствии с нормами, действовавшими на тот период времени, а именно осуществлять подписание необходимых документов на бумажном носителе с дальнейшим направлением в ЕИС.

В отношении права заказчиков применять положения части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 360-ФЗ) при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до 01.01.2022, просим уточнить, распространяется ли данная норма на контракты, в которых вышеобозначенные положения предусмотрены не были.

Также нормами пункта 2 части 9 статьи 8 Закона № 360-ФЗ указано, что информация и документы, предусмотренные частями 13 и 14 статьи 94 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 360-ФЗ), не размещаются на официальном сайте ЕИС. Однако данная норма не дает четкого понимания о том, какие именно сведения и документы не будут размещаться в ЕИС и каким способом будет отражаться информация об исполнении контракта в ЕИС в период с 01.01.2022 по 01.04.2022.

Учитывая изложенное, в целях формирования единой правоприменительной практики просим Минфин России как федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, наделенный полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок, выразить мнение в отношении вышеобозначенных вопросов.

Ответ: Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение Департамента по регулированию контрактной системы по вопросу применения положений Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 360-ФЗ), сообщает следующее.

Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Кроме того, в Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.

Законом № 360-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ), касающиеся введения полноценного электронного документооборота на всем цикле осуществления закупки до полного исполнения обязательств по контракту, включая формирование в электронной форме по единым формам всех документов, включая акты приемки.

Так, в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 360-ФЗ) при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона № 44-ФЗ) поставщик (подрядчик, исполнитель) формирует с использованием единой информационной системы (далее – ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в ЕИС документ о приемке в порядке и сроки, установленные данной частью.

Указанные положения части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 360-ФЗ) вступают в силу с 01.01.2022, при этом информация и документы, предусмотренные указанной частью, с 01.01.2022 до 01.04.2022 не размещаются на официальном сайте ЕИС.

Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Указанное исключение из правила в Законе № 360-ФЗ не содержится.

Читайте также:
Что делать если работник пропал и не выходит на работу в 2022 году

Учитывая изложенное, приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется в установленном контрактом порядке в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Электронный аукцион как процедура определения исполнителя по контракту в свете изменений на основании 504-ФЗ

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами “м” – “п” пункта 1, подпунктами “а” – “в” пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом “д” пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

2. Участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

3. Подача ценовых предложений проводится в следующем порядке:

1) подача ценовых предложений осуществляется путем снижения текущего минимального ценового предложения на величину, составляющую от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (далее – “шаг аукциона”);

2) не допускается подача участником закупки ценового предложения:

б) равного ранее поданному таким участником ценовому предложению или превышающего его;

в) которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, сниженное в пределах “шага аукциона”;

г) которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, если оно подано таким участником закупки;

3) допускается подача ценового предложения независимо от “шага аукциона” при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей части;

4) оператор электронной площадки с использованием электронной площадки автоматически отклоняет ценовые предложения, не соответствующие требованиям настоящей части. Отклонение ценовых предложений по иным основаниям не допускается;

5) время приема ценовых предложений составляет четыре минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. В случае поступления в такое время ценового предложения в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей части время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на четыре минуты с момента поступления такого предложения. При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать пять часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений;

6) не позднее десяти минут с момента окончания времени приема ценовых предложений, предусмотренного пунктом 5 настоящей части, участник закупки вправе подать одно ценовое предложение не ниже чем минимальное ценовое предложение, поступившее во время приема ценовых предложений, предусмотренное пунктом 5 настоящей части. Ценовое предложение участника закупки должно соответствовать требованиям подпунктов “а”, “б” и “г” пункта 2 настоящей части и может быть подано независимо от “шага аукциона”;

7) оператор электронной площадки указывает на электронной площадке все поданные ценовые предложения и время их поступления без указания информации о подавших их участниках закупки, а также оставшееся время приема ценовых предложений;

8) в случае, если участником закупки не подано ценовое предложение, минимальным ценовым предложением такого участника закупки признается начальная (максимальная) цена контракта либо начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);

9) в случае, если при проведении процедуры подачи ценовых предложений подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) до половины процента начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) или ниже, такая процедура проводится на право заключения контракта в порядке, предусмотренном настоящей частью, с учетом следующих особенностей:

а) по результатам такой процедуры определяется размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта. При этом такой размер указывается в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве цены контракта;

б) участники закупки вправе подать ценовые предложения, предусматривающие увеличение ценового предложения, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта;

в) процедура подачи ценовых предложений проводится путем повышения текущего максимального ценового предложения на величину в пределах “шага аукциона”, составляющего до пяти миллионов рублей;

г) не допускается подача ценового предложения, размер которого превышает сто миллионов рублей.

4. Не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки:

1) присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей части, присваиваются в порядке убывания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). В случае, если несколькими участниками закупки поданы одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, поданной участником закупки, подавшим ценовое предложение ранее других таких участников закупки. При присвоении порядкового номера заявкам на участие в закупке, поданным участниками закупки без ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок на участие в закупке;

Читайте также:
Типовой образец договора купли-продажи гаража без документов

2) формирует протокол подачи ценовых предложений, содержащий:

а) дату, время начала и окончания проведения процедуры подачи ценовых предложений;

б) минимальное ценовое предложение либо максимальное ценовое предложение (в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 настоящей статьи), поданное каждым участником закупки, с указанием идентификационного номера заявки такого участника, времени подачи таких предложений, даты и времени подачи заявок на участие в закупке, поданных участниками закупки без ценовых предложений;

в) порядковые номера, присвоенные заявкам в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) размещает протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, в единой информационной системе и на электронной площадке;

4) направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.

5. Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 – 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом “а” настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 – 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

6. Оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 5 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает:

1) в единой информационной системе и на электронной площадке – протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) в единой информационной системе – информацию, указанную в подпунктах “а” и “е” пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, номера реестровых записей в едином реестре участников закупок в отношении участников закупок, заявки которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, идентификационные номера таких заявок. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, не размещается на официальном сайте.

7. Участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подачи ценовых предложений в соответствии с пунктом 3 части 4 настоящей статьи, но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений порядка проведения процедуры подачи ценовых предложений в части подачи ценового предложения таким участником закупки. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления такого запроса, оператор электронной площадки направляет с использованием электронной площадки участнику закупки соответствующие разъяснения.

8. Направление (при необходимости) участником закупки, принимавшим участие в закупке, запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении заявки такого участника закупки, и направление такому участнику соответствующих разъяснений осуществляются в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 48 настоящего Федерального закона.

9. Если электронный аукцион признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 52 настоящего Федерального закона, такой аукцион проводится с учетом особенностей, установленных частями 2, 5 и 7 статьи 52 настоящего Федерального закона.

Электронный аукцион как процедура определения исполнителя по контракту в свете изменений на основании 504-ФЗ

В целях поддержки различных предприятий и организаций государство в лице своих законодательных органов уполномочило финансируемых за счет своих средств заказчиков проводить закупочные мероприятия путем конкурентных процедур, одной из которых является электронный аукцион.

Нормы права, регулирующие порядок проведения электронных аукционов

Правовое регулирование данной закупочной процедуры осуществляется с помощью:

  • Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» (проведению открытого аукциона посвящены статьи 59, 62-69, 71, закрытому аукциону – статьи 86-91, порядку заключения контракта по итогам такой процедуры – статья 83.2). Указанный закон занимается регулированием всей процедуры проведения данного типа закупочных мероприятий с момента подготовки извещения и документации до периода заключения контракта;
  • Федерального закона №504-ФЗ, принятого 31.12.2017 года, который существенным образом ужесточил требования, предъявляемые к порядку проведения электронных аукционов как закупочных мероприятий конкурентного типа;
  • Гражданского Кодекса Российской Федерации. Данный нормативный акт регулирует подавляющее большинство вопросов, посвященных порядку заключения договора или контракта по итогам такой закупки, а также вопросов по содержанию данного документа, подтверждающего правомерность перечисления денежных средств исполнителю по договору или контракту.
Читайте также:
Как действия следует предпринять, если хулиган сломал нос 17-летнему гражданину?

Понятие и суть процедуры электронного аукциона

В соответствии с положениями статьи 59 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд» под электронным аукционом следует понимать конкурентную процедуру, при которой информация о планируемом к проведению закупочном мероприятии предоставляется для изучения неограниченному количеству потенциальных участников путем публикации извещения и документации в Единой информационной системе.

Ключевой целью проведения закупки именно таким способом является отбор конкурентным способом лучших предложений по цене из подаваемых заявок на участие. Отбор в этом случае продолжается и после завершения самих торгов путем проверки на соответствие требованиям действующего законодательства участников торгов. Даже в том случае, если на торгах победителем является один участник, в результате проведения рассмотрения вторых частей заявок расстановка может поменяться, если будут выявлены нарушения со стороны победителя в части соблюдения действующего законодательства.

Проведение электронного аукциона проводится на специальных электронных торговых площадках, которые имеют аккредитацию на осуществление управления закупочными мероприятиями государственных и муниципальных заказчиков. Перечень таких площадок можно проверить на сайте Единой информационной системы.

Федеральный закон №504-ФЗ внес изменения в части ужесточения требований к участникам закупочных мероприятий и заказчикам. Так, например:

  • подписание всех документов теперь происходит только с помощью квалифицированной электронной цифровой подписи;
  • участвовать в торгах возможно только тем юридическим и физическим лицам, которые прошли регистрацию в Единой информационной системе, Едином реестре участников закупки и на электронных торговых площадках;
  • если у потенциального участника закупок нет аккредитации в одном из перечисленных выше систем или реестров, он не имеет права принимать участие в государственных закупках до момента получения такой аккредитации.

Преимущества электронного аукциона

Перед другими конкурентными закупками электронный аукцион имеет ряд преимуществ:

  • путем проведения электронного аукциона можно закупить товары, работы либо услуги вне зависимости от размеров начальной максимальной цены контракта (в случае с закупками крупного размера добавляется предварительный этап общественного обсуждения, по итогам которого принимается решение о целесообразности такой закупки в виде направления бюджетных средств на определенное направление);
  • при проведении закупки путем электронного аукциона можно получить существенное снижение заявленной цены и таким образом сэкономить бюджетные средства. Потери качественных характеристик или в количественном выражении предмета закупки не произойдет;
  • прозрачность процедуры для ее участников с обеих сторон в части определения победителя, так как все этапы проверки получают оформление в документальном виде;
  • возможность закупить товары из одной товарной группы большого объема (например, большую партию бумажных канцелярских товаров) у одного исполнителя;
  • застрахованность государственного или муниципального заказчика от недобросовестности исполнителя еще до проведения самих торгов, так как можно отсеять такого подозрительного или недобросовестного потенциального исполнителя на этапе рассмотрения первых частей заявок.

Публикация документации и извещения о закупке

Извещение о проведении торгов в форме электронного аукциона предназначено для оповещения потенциальных участников закупочной процедуры о том, когда и на какой ЭТП будет производиться сама процедура. Для этого само извещение, а также документация с правилами проведения закупочной процедуры должны быть размещены в Единой информационной системе. Сроки такой публикации зависят от размера начальной максимальной цены контракта:

  • в случае если данная сумма меньше трех миллионов рублей, то извещение и документация должны быть размещены в ЕИС не позднее, чем за семь дней до срока окончания подачи заявок на участие;
  • если указанное значение НМЦК больше трех миллионов, то срок публикации увеличивается до пятнадцати дней до окончания подачи заявок.

Опубликованные извещение и документацию заказчик вправе подписать только квалифицированной электронной цифровой подписью.

Также подписываются и все внесенные изменения в извещение и документацию (после внесения изменений происходит продление сроков подачи заявок, а срок проведения аукциона сдвигается на то количество дней, на которое произошло увеличение срока подачи заявок).

Правила подачи заявок

Заявку на участие в соответствии с правилами статьи 66 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» может подать только лицо, прошедшее регистрацию в Единой информационной системе.

С января 2019 года также стала обязательна и аккредитация в Едином реестре участников закупок. Кроме того, для подачи заявок потребуется получить и аккредитацию на той электронной торговой площадке, на которой будут производиться торги.

Подача заявок осуществляется в тот момент, когда открыт указанный выше срок до момента его завершения. Подать пакет документов на участие в аукционе потенциальный исполнитель контракта имеет право в любой момент, когда принял такое решение.

Подаваемая заявка должна состоять из двух частей. Часть 3 указанной статьи говорит о том, что должно содержаться в первой части заявки, а именно:

  • согласие участника торгов на исполнение тех обязательств, которые такой участник планирует взять на себя по итогам заключения контракта;
  • сведения о товаре, которые позволят определить страну его происхождения (для тех случаев, когда речь идет о закупочных мероприятиях, в документации к которым указаны ограничения на допуск товаров, произведенных в иностранных государствах);
  • показатели конкретных технических и качественных характеристик, позволяющие идентифицировать тот или иной товар и говорить о том, соответствует ли он требованиям технического задания, сформированного в качестве одной из частей документации о закупке.

Если вести речь о второй части заявки, то ее содержание отрегулировано положениями части 5 указанной статьи. В соответствии с ее положениями во второй части должны быть следующие сведения:

  • данные о юридическом или физическом лице, а также об индивидуальном предпринимателе, которые позволят такое лицо идентифицировать;
  • документы, в которых будет подтверждено соответствие потенциального исполнителя заключаемого контракта требованиям действующего законодательства и положениям, которые были сформулированы в документации к закупке;
  • копии документов, которые смогут подтвердить, что тот или иной товар соответствует предъявляемым к нему требованиям;
  • если речь идет о крупной сделке, для которой требуется одобрение, то потребуется предоставить согласие учредителей на совершение такой сделки;
  • если документацией к аукциону установлена возможность получения преимуществ теми или иными участниками закупочной процедуры, то во второй части заявки должны быть приложены документы, подтверждающие право на получение таких преимуществ;
  • для случаев проведения закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций потребуется приложить декларацию, подтверждающую принадлежность к данному сектору экономики.
Читайте также:
Карты от Лукойла. Ликард – это что? Баллы, как активировать топливную и накопительную карту?

На основании последних изменений, внесенных в статью 66 указанного закона, заказчику дано право в настоящее время требовать также предоставление декларации отсутствия в Реестре недобросовестных поставщиков.

Данное право дано по причине того, что одним из оснований для отклонения потенциального исполнителя становится обнаружение его в данном реестре в случае, если внесен в такой реестр он был по причине неисполнения аналогичного контракта или договора с другим государственным или муниципальным заказчиком.

Рассмотрение первых частей

Первые части заявок рассматриваются заказчиком (в лице его аукционной или единой комиссии) в течение семи дней с даты окончания срока подачи заявок. Данный срок установлен для тех процедур, в которых начальная максимальная цена превышает три миллиона. Если указанный параметр меньше, то на рассмотрение первых частей заявок дается не более одного рабочего дня со дня завершения подачи документов на участие.

В ходе проверки первых частей заказчик определяет, соответствует ли тот или иной потенциальный участник торгов требованиям действующего законодательства в части предоставления верной и достоверной информации, которая должна быть отражена в заявке, а также в части соответствия предоставленных сведений и документов тем требованиям, которые сформулированы в документации к проводимой закупке.

Рассмотрение всех поданных первых частей должно быть оформлено в виде специального протокола, который подписывается всеми членами комиссии. В случае если кто-то из членов не согласен с вынесенным решением, его мнение фиксируется в виде приложения к протоколу с заверением его личной подписью.

Проведение аукционной процедуры

В соответствии с положениями статьи 68 электронная аукционная торговая процедура проводится в тот день и то время, которые были указаны в извещении и документации о ее проведении, размещенных в ЕИС. В качестве такого дня определяется рабочий день, который наступает спустя два дня с даты, обозначающей окончание рассмотрения первых частей заявок.

Сам аукцион проводится путем снижения начальной максимальной цены, указанной в документации к закупке и в извещении к таковой. Шаг снижения должен составлять от 0,5 до 5 процентов от начальной максимальной цены контракта, но не меньше суммы в сто рублей за одну заявку на снижение.

Максимальное время, в течение которого может быть подано предложение о снижении цены – десять минут. В случае если в данный период заявок не было подано, принимается то минимальное предложение, которое было озвучено до истечения указанного периода времени.

Если от начала аукциона в течение десяти минут никаких заявок на снижение цены не было подано, аукцион признается несостоявшимся. Если же два участника одновременно или с некоторой разницей подают заявки с одинаковой ценой, победителем торгов признается тот участник, чья заявка поступила раньше.

Все результаты проведения торгов должны быть оформлены в виде специально подписанного протокола. В нем отображается вся информация о ходе такого аукциона.

Оценка вторых частей заявок и объявление победителя

Вторые части заявок рассматриваются комиссией для того, чтобы определить, с кем именно должно происходить заключение контракта. Вторые части заявок передаются комиссии заказчика оператором электронной торговой площадки в течение часа с момента публикации протокола об итогах аукциона в части собственно торгов.

Рассмотрение самих заявок происходит также на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, а также на предмет соответствия требованиям документации об аукционе. Порядок рассмотрения выглядит следующим образом: сначала рассматриваются те заявки, которые поданы участниками, предложившими минимальные цены в порядке возрастания.

Если заявка участника, подавшего минимальное предложение, признается несоответствующей и отклоняется по второй части, то рассматривается следующая заявка. Победителем будет признан тот участник, который подал и минимальное значение, и который признан соответствующим по вторым частям.

Контракт заключается с победителем в порядке статьи 83.2 указанного закона. Срок, в течение которого должен быть подписан контракт, находится в диапазоне от десяти до двадцати дней. Заказчик размещает в ЕИС и на ЭТП контракт с заполненными сведениями об исполнителе, но не подписывает его со своей стороны в течение пяти дней со дня размещения протоколов о подведении итогов аукциона. Исполнителю даётся пять дней на подписание или размещение протокола разногласий. Заказчик такой протокол должен отработать в течение трёх дней с даты получения. После внесения изменений в проект контракта исполнителю даётся не более трёх дней на подписание. Заказчик также подписывает проект в течение трёх дней с момента подписания его исполнителем. Документ будет считаться подписанным в электронном виде и вступает в свою силу с даты подписания в электронном виде.

Подписание всех документов может быть осуществлено только с использованием квалифицированной электронной цифровой подписи руководителя организации или уполномоченного лица, которое имеет право на подписание контракта от лица обеих сторон, участвующих в процедуре. Данное требование сформулировано положениями Федерального закона №504-ФЗ.

Внесение изменений в электронный аукцион 2022 г.

1. Внесение изменений извещение в электронный аукцион

Вне зависимости от выбранного способа закупки, она должна быть сопровождена размещением извещения в ЕИС. В содержание извещения должны входить следующие составляющие, как сведения, которые закреплены ст 24 44 ФЗ. Очень часто случается так, что при поступлении запроса или в иных ситуациях, у заказчика возникает потребность изменить содержание или имеющиеся ошибки в извещении к закупке. Прежде всего потребуется ознакомиться с поэтапностью внесения корректировок в саму процедуру, которая регламентирована на уровне законодательства.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Егорлыкской: особенности деятельности, режим работы, адрес

Напомним, что процедура по размещению извещения должна происходить не менее чем за 20 дней до окончания приема заявок на участие.

В том случае, если заказчик замечает наличие ошибок или недочетов в данном документе, то у него будет иметься возможность внести корректировки, но это можно будет сделать не позже 5 дней, то есть до дня окончания подачи заявок.

Все изменения вносятся в ЕИС за 1 день с периода принятия решения о надобности этих изменений. Кроме того сам срок подачи заявок может быть продлен не меньше чем на 10 дней. При этом нельзя изменять сам объект закупки и осуществлять увеличение размера обеспечения заявки.

При этом время подачи заявки на участие обязано приходиться не менее чем на 7 или не менее 15 дней, в зависимости от НМЦК, когда он будет составлять меньше или больше 3 млн руб.

При этом можно вносить изменения в документацию не позже, чем за 2 дня до завершения периода подачи заявок. Все вносимые изменения размещаются не позже 1 дня с периода, когда было принято данное решение.

2. Изменение в документации электронного аукциона

На основании с ч 6 ст 65 44 ФЗ происходит внесение правок в документацию аукциона, которые могут вноситься по решению заказчика или на основании с поступившим запросом, который требует разъяснения положений документации.

Все правки могут быть оформлены в письменной форме в качестве принятого решения заказчика. Согласно с этим документ может быть изменен не позже чем за 2 дня до окончания приема заявок на участие. Затем все правки могут быть внесены в ЕИС за 1 день.

Когда данный день приходится на завершение подачи заявок приходится на пятницу, то в данном случае день внесения правок будет приходиться на вторник, но не позже среды все изменения размещаются.

Корректировки, которые вносятся в документацию аукциона в электронной форме возможны, тогда время подачи заявок может быть продлено согласно со ст 63 44 ФЗ. Если НМЦК не более 3 млн руб, то в этом случае период подачи заявок будет продлен не менее чем на 15 дней, а в случае, когда НМЦК не менее 3 млн руб, то период приходиться не меньше чем на 7 дней.

На основании этого запрещено изменять сам объект закупки и вносить правки в сумму предоставления обеспечения заявок. Такие требования будут и при внесении правок в положения документации к конкурсу. Кроме того все решения должны быть оформлены и подлежат применению в течение 1 дня. Только в данной ситуации, период подачи заявок на конкурс может быть продлен, как говорилось ранее на 10 дней.

Наш “Центр” оказывает комплексное сопровождение при участии в электронном аукционе на всех этапах!

3. Изменения заявки в электронном аукционе

Когда участнику понадобиться внести правки в заявки, то он может внести изменения в содержание заявки до периода и времени завершения подачи заявки, который определен документацией к аукциону. Если правки вносятся самим участником в заявку после завершения срока подачи заявок, который был определен в аукционной документации не будет иметь своего действия.

На основании этого участник закупки имеет возможность отозвать заявку на участие в аукционе до окончания приема заявок. Оператору ЭТП необходимо будет отправить оповещение о том, что заявка отзывается.

При условии того, что участник не смог вовремя отозвать заявку, тогда он обязан поучаствовать в электронном аукционе. Если он этого не сделает, то будет существовать большой риск попадания сведений об участнике в РНП.

Содержание заявки обязано иметь соответствие требованиям, которые были указаны в извещении, в документации и техзадании заказчика.

Стоит помнить о том, что комиссия заказчика может отклонить заявку потому что она не будет носить соответствия требованиям, которые указаны в документации или, если были предоставлены недостоверные сведения в самой заявке. Эти требования затрагивают как технические параметры предложения, которое подается участником, а также сведения о компании.

4. Видео-инструкция 44 ФЗ для начинающих, электронный аукцион по 44 ФЗ? Что это такое и как участвовать?

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Как заключить контракт по 44-ФЗ

С 01.07.2018 года вступил в силу федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, который ввел не только электронные процедуры закупок, но и единый порядок заключения контрактов по их итогам в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). С 1 января 2019 года контракты по результатам всех электронных процедур заключаются с использованием ЕИС в порядке, установленном статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ. В этой статье эксперты Кредитно-Страхового агентства расскажут, что представляет собой процедура заключения контракта в соответствии с требованиями закона «О контрактной системе» (44-ФЗ).

Итак, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем, а в отдельных случаях, с иным участником этой процедуры, заявка которого была признана соответствующей требованиям закупочной документации и извещения о закупке (ч. 1 статьи 83.2).

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой победителя и его окончательным предложением (ч. 1 статьи 34).

Читайте также:
Судебный пристав исполнитель возбуждает исполнительное производство

Процедура подписания контракта состоит из нескольких шагов:

– заказчик готовит проект контракта для подписания, внося в него сведения о победителе закупки, а также условия исполнения, предложенные победителем;

– заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке (ЭП) проект контракта;

– победитель закупки подписывает в ЕИС проект контракта и размещает на ЭП подписанный проект и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке;

– заказчик после проверки предоставленного обеспечения исполнения контракта подписывает контракт и размещает его в ЕИС и на ЭП.

Остановимся более подробно на каждом из этих шагов, а также рассмотрим отдельные нюансы процедуры подписания контракта.

Подготовка проекта контракта для подписания

Как мы уже говорили, перед публикацией заказчик должен включить в проект цену контракта, информацию о товаре, товарном знаке или конкретных показателях товара, указанные в заявке или окончательном предложении победителя закупки.

Если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно в проект контракта включаются максимальное значение цены контракта, цена единицы товара, работы, услуги (ч. 2.1 статьи 83.2).

Кроме того в проект контракта вносятся сведения о победителе закупки.

При этом за основу берется проект контракта, прилагавшийся к документации или извещению о закупке (ч. 2 статьи 83.2).

Размещение проекта контракта заказчиком

Заказчик обязан разместить проект контракта в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки. Подпись заказчика на проекте контракта не требуется (ч.2 статьи 83.2).

Подписание контракта победителем закупки

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта победитель закупки обязан подписать проект и разместить его на электронной площадке вместе с документом, подтверждающим внесение обеспечения исполнения контракта (если оно предусмотрено). Оба документа подписываются усиленной электронной подписью (ч. 3 статьи 83.2).

А что делать, если победитель закупки не согласен с подготовленным заказчиком проектом контракта? В этом случае размещается протокол разногласий, о чем мы расскажем ниже.

Банковские гарантии для поставщиков госзаказа

Кредиты на исполнение контракта

Страхование

Подписание контракта заказчиком

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем закупки. Обязательным условием подписания контракта заказчиком является предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном извещением о закупке и законом «О контрактной системе» (44-ФЗ). Контракт подписывается заказчиком усиленной электронной подписью и размещается в ЕИС и на ЭП (ч. 7 статьи 83.2).

Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта (ч. 8 статьи 83.2).

Протокол разногласий

Как мы уже отмечали выше, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком, победитель закупки в свою очередь может разместить на электронной площадке протокол разногласий. Сделать это необходимо в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта. Протокол разногласий подписывается усиленной электронной подписью. В протоколе указываются замечания к конкретным положениям проекта контракта, не соответствующим закупочной документации или извещению о закупке. Необходимо учитывать, что по каждой закупке можно подать только один протокол разногласий (ч. 4 статьи 83.2).

Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий и в течение 3 рабочих дней с момента размещения его на ЭП разместить в ЕИС и на ЭП доработанный проект контракта. Если же заказчик не согласен с претензиями победителя закупки, то в эти же сроки он повторно размещает в ЕИС и на ЭП первоначальный проект контракта, а также документ, в котором указывает причины, по которым он отказывается учесть замечания, изложенные в протоколе разногласий (ч. 5 статьи 83.2).

После этого победитель закупки в течение 3 рабочих дней должен подписать проект контракта и разместить его на ЭП вместе с документом, подтверждающим внесение обеспечения исполнения контракта, если оно предусмотрено (ч.6 статьи 83.2).

Общий срок заключения контракта

Закон «О контрактной системе» также определяет минимальный общий срок заключения контракта по результатам электронной процедуры. В соответствии с законом контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения в электронной форме запроса котировок или запроса предложения – не ранее чем через 7 дней (ч. 9 статьи 83.2).

Несложно подсчитать, что максимальный срок, отводимый законом на подписание контракта при отсутствии протокола разногласий по результатам аукциона или конкурса составляет 10 календарных дней плюс 3 рабочих дня, а по результатом запроса котировок или запроса предложений – 7 календарных дней плюс 3 рабочих дня.

При этом необходимо учитывать, что для сроков, исчисляемых в календарных днях, в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока, приходящееся на нерабочий день, переносится на ближайший за ним рабочий день.

В случае подачи победителем закупки протокола разногласий максимальный срок заключения контракта может увеличиться еще на 6 рабочих дней.

Нередко поставщики используют протокол разногласий для того, чтобы увеличить срок, отведенный на подписание контракта. Обычно это делается в случаях задержки с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

Внесение изменений в контракт

Коротко расскажем, в каких случаях когда заказчик может внести изменения в контракт в процессе его подписания. Закон предусматривает такую возможность.

При заключении контракта, по согласованию с победителем закупки, заказчик может увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем, и начальной (максимальной) ценой контракта. Такое право заказчика должно быть предусмотрено документацией о закупке, а цена единицы товара при этом не должна увеличиться (ч. 18 статьи 34).

Читайте также:
Список отделов ПФР Кыштовский район, Новосибирская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Приостановление процедуры подписания контракта

Законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) предусмотрено право Федеральной антимонопольной службы (контрольный орган в сфере закупок) приостанавливать процедуру заключения контракта до рассмотрения по существу жалобы любого из участников закупки на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и других должностных лиц, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В этом случае ФАС обязана направить заказчику и оператору электронной площадки требование о приостановлении процедуры, которое является для них обязательным к исполнению. После этого контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. Срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы. Если при этом контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков его исполнения с указанием новых сроков исполнения этих обязательств (ч.7 статьи 106).

Одновременно законом предусмотрена возможность приостановления заключения контракта в случае наличия принятых судебных актов либо при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки. Эта сторона обязана уведомить об обстоятельствах, препятствующих заключению контракта, другую сторону в течение одного дня. В этом случае течение сроков, установленных для заключения контракта, приостанавливается на срок исполнения судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней (ч. 16 статьи 83.2).

Уклонение от заключения контракта

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в определенные законом 44-ФЗ сроки не направил заказчику подписанные установленным порядком проект контракта и подтверждение надлежащего обеспечение исполнения контракта, или протокол разногласий.

Заказчик, принявший решение о признании победителя уклонившимся от заключения контракта, обязан не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения, составить соответствующий протокол и разместить его в ЕИС и на электронной площадке. В протоколе обязательно должно быть указано, какие именно факты явились основанием для принятия такого решения (ч.13 статьи 83.2).

Одновременно заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключении контракта обязан проинформировать об этом Федеральную антимонопольную службу.

В свою очередь ФАС в течение 5 рабочих дней с даты поступления информации обязана осуществить ее проверку. В случае подтверждения достоверности изложенных фактов ФАС в течение 3 рабочих дней включает информацию о поставщике, уклонившемся от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Указанная информация о поставщике будет исключена из РНП только через два года. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, можно обжаловать в судебном порядке (статья 104).

Что это означает для поставщика признание его уклонившимся от заключения контракта? Да ничего хорошего. Поставщик теряет денежные средства, предоставленные в качестве обеспечения заявки. Если обеспечением заявки служила банковская гарантия, то сумму обеспечения участник должен будет выплатить банку-гаранту. При этом у заказчика остается право обратиться в суд с требованием о возмещение убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в процедуре. В течение последующих двух лет поставщик не сможет принимать участие в государственных закупках. Но главное даже не это, а серьезный ущерб, нанесенный имиджу и деловой репутации компании и способный крайне негативно отразиться на ее бизнесе.

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

В случае признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, заказчик имеет право заключить контракт с участником закупки, заявке которого был присвоен второй номер (занявшим второе место). Закон предусматривает следующий порядок действий заказчика:

– участник закупки, занявший второе место, признается победителем;

– заказчик корректирует проект контракта в соответствии с предложением этого участника;

– проект контракта направляется участнику, занявшему второе место, для подписания.

Все это должно быть сделано в течение 5 дней с даты признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора (ч.14 статьи 83.2).

Подписание контракта участником, занявшим второе место, происходит тем же порядком, что и с победителем закупки. Но при этом имеется одно существенное отличие – для участника, занявшего второе место, подписание контракта является правом, а не обязанностью.

Что это означает на практике? Участник, занявший второе место, может отказаться от заключения контракта. Или он может просто не подписать проект контракта, не направив при этом протокол разногласий. В этом случае участник будет признан отказавшимся от заключения контракта, что не влечет включение информации о таком участнике в РНП.

Однако, если участник, занявший второе место, направит заказчику протокол разногласий по проекту контракта, это будет считаться согласием на его подписание. Если после этого он откажется от подписания контракта, то будет признан уклонившимся, со всеми вытекающими негативными последствиями в виде включения в РНП.

В случае признания участника, занявшего второе место, отказавшимся или уклонившимся от заключения контракта закупка признается несостоявшейся. В настоящее время закон не предусматривает возможности заключения контракта с другими участниками закупки (ч.15 статьи 83.2).

В заключение скажем, что в октябре 2019 года Минфин РФ выступил с инициативой закрепить в законе «О контрактной системе» (44-ФЗ) даже не право, а обязанность заказчика заключать контракт не только со вторым, но и последующими участниками закупки по цепочке, в случае уклонения или отказа от заключения контракта предыдущих участников.

Предложение достаточно спорное. Что из этого получится – покажет время и расскажут наши эксперты. Удачных Вам закупок!

Хотите больше узнать о госзакупках? Актуальные новости, аналитические статьи, судебная практика, видеоматериалы – все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь.

Кредитно-Страховое агентство – мы делаем госзакупки доступными !

Читайте также:
Пенсионный фонд в Исилькуле - адрес, телефон, режим работы отделения

Электронный аукцион как процедура определения исполнителя по контракту в свете изменений на основании 504-ФЗ

Электронные торги. 504-ФЗ вносит изменения в 44-ФЗ

31.12.2017г. подписан 504-ФЗ, вносящий поправки в 44-ФЗ. Расскажем об основных изменениях, предстоящих в контрактной системе в сфере Госзакупок.

Получить электронную подпись или выполнить комплексное подключение можно в Контур.Центральныйрегион

новое в 44 фз в 2018

С 1 июля 2018 поставщики обязаны использовать квалифицированную электронную подпись (КЭП) для участия в торгах Госзаказа.

С 1 января 2019 в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) начинает действовать Реестр участников Госзаказа, для включения в который новые поставщики должны зарегистрироваться ЕИС.

Аккредитация поставщиков площадками осуществляется в течение рабочего дня после регистрации поставщика в ЕИС.

Оператор торговой площадки (ЭТП) при аккредитации не вправе требовать какие-либо дополнительные документы или информацию от поставщика.

— За 3 мес. до окончания срока регистрации – запрет на подачу заявок на участие в электронных процедурах;

Реестры участников, аккредитованных на ЭТП, которые ведутся сейчас на каждой ЭТП отдельно, перестают существовать с 1 января 2020 года.

Установлены понятия ЭТП, специализированная ЭТП и операторы таких ЭТП (перечень ЭТП и специализированных ЭТП устанавливается Правительством)

Установлены основные единые технические и правовые требования к ЭТП и юридическим лицам операторов ЭТП (полные требования к операторам, а также список и сроки запуска функционирования ЭТП устанавливаются Правительством)

В рамках ЭТП с 1 октября 2019 должны быть созданы ГИС, обеспечивающие фиксацию всего процесса проведения электронных процедур на конкретной ЭТП (порядок работы таких ГИС определяется Правительством).

Введено понятие «электронная процедура», в которое включены все текущие типы проведения закупок. С 1 января 2019 практически все типы закупок, в т.ч. запросы котировок и закрытые закупки, должны будут проводиться в электронном виде.

По каждому типу процедуры, в т.ч. по запросу котировок, введена отдельная статья в 44-ФЗ, регламентирующая весь процесс проведения процедуры в электронном виде

Обмен информацией по участию в закупке и проведению электронных процедур должен происходить на ЭТП в форме электронных документов.

Информация о публикации и изменениях в уже опубликованных электронных процедурах должна быть размещена на ЭТП в течение часа с момента публикации на ЕИС.

Операторы ЭТП и спец. ЭТП обязаны обеспечить конфиденциальность информации об участниках закупки до подведения итогов закупки, если иное не установлено 44-ФЗ.

Участник вправе выбрать способ обеспечения заявки на участие как в конкурсе, так и в аукционе: в виде денежных средств или банковской гарантии

Вводится понятие «специального счета». Это банковский счет, на который вносят обеспечение участники закупки. Такие спецсчета могут быть открыты только в банках, заключивших соглашения с операторами ЭТП и соответствующих требованиям, установленным Правительством.

До начала функционирования операторов ЭТП, определенных Правительством, закупки осуществляются на ранее прошедших отбор ЭТП. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок. Порядок проведения электронных процедур на таких площадках должен соответствовать требованиям 504-ФЗ.

Электронные процедуры, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до даты начала функционирования операторов ЭТП, определенных Правительством, проводятся на ранее отобранных электронных площадках. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках. ФОИВ по регулированию контрактной системы в сфере закупок вправе установить особенности прекращения функционирования ранее прошедших отбор ЭТП, в том числе в части возврата участникам закупок денежных средств и банковских гарантий, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в электронных процедурах. Сроки начала функционирования новых отобранных ЭТП определяются Правительством.

С 1 июля 2018 заказчики вправе определять поставщиков путем проведения электронных процедур, с 1 января 2019 — обязаны

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на ЭТП поставщики для участия в электронных процедурах будут обязаны пройти регистрацию в ЕИС.

С 1 января 2019 года аккредитация новых поставщиков на ЭТП будет осуществляться только после регистрации в ЕИС.

С 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года для участия в закупках поставщик получает аккредитацию на ЭТП в старом порядке.

До 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в т.ч. лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на ЭТП, информация и документы которых включены в Реестры участников, которые сейчас ведутся на самих ЭТП.

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

Романова Ю. А.

В начале июля 2021 года были приняты масштабные поправки в Закон о контрактной системе
(44-ФЗ) и в Закон о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ). Новеллы вносят существенные изменения в порядок проведения закупочных процедур и участия в них начиная
с 2022 года.

В конце статьи вы найдете сводную таблицу с перечислением действующих требований при проведении электронного аукциона и для участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 года.

В конце статьи есть шпаргалка

Поставщикам, подрядчикам, исполнителям рекомендуем ознакомиться со следующими федеральными законами:

  1. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ

Включает пакет следующих оптимизационных изменений: сокращение количества способов закупок, унификация сроков проведения закупок по отдельным этапам, упразднение документации закупки, новые процедурные особенности проведения закупочных процедур, изменения в части предоставления обеспечения участником закупки, новые требования
к участникам, изменения в части заключения контракта, нововведения при обжаловании действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки и др.

  1. Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ

Предусматривает новые условия и требования при закупках у СМП и СОНКО, обновленный порядок оплаты контрактов с учетом сокращенных сроков.

  1. Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ

Предполагает осуществление закупок по Закону № 44-ФЗ новыми субъектами и иные изменения.

  1. Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128

Включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

Основные изменения: новый порядок участия
в закупках

Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок
(44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур

В источниках права указано, что после вступления в силу поправок в закон о контрактной системе останется всего три процедуры, однако при детальном изучении вопроса можно обнаружить, что количество процедур с учетом «подвидов» закупок будет больше.

Читайте также:
За нарушение изготовителем техрегламентов в целях выгоды могут ввести штраф

Приводим сравнительную таблицу существующих способов закупок и тех способов, которые предусмотрены с начала 2022 года.

Процедуры до 31.12.2021 г.

Процедуры с 01.01.2022 г.

  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка
    у единственного поставщика)
  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка
    у единственного поставщика)

Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион​
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс
    • конкурс с ограниченным участием
    • двухэтапный конкурс
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс с ограниченным участием
    • закрытый двухэтапный конкурс
  3. Запрос котировок
  4. Запрос предложений

Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион
    • закрытый аукцион в электронной форме
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс в электронной форме
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс в электронной форме
  3. Запрос котировок в электронной форме

Таким образом, способ закупки «запрос предложений» перестанет существовать
с 2022 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Помимо изменений количества способов закупок предусмотрены и нововведения внутри самих процедур. Они будут рассмотрены на примере электронного аукциона.

Действующие требования при проведении электронного аукциона и для участия в нем и новые положения, которые вступят в силу
с 2022 года

В настоящее время

С 01.01.2022 г.

Структура заявки на участие

Состоит из двух частей

Единая форма заявки без разделения на части

Указание наименования страны происхождения товара

Наименование страны происхождения товара включается в первую часть заявки

Наименование страны происхождения товара с учетом классификатора стран мира включается в заявку

Декларирование принадлежности к СМП, СОНКО

Требуется в составе второй части заявки продекларировать принадлежность к СМП, СОНКО (при наличии преимуществ участия для СМП, СОНКО)

В составе заявки не требуется декларирования принадлежности к СМП

Основания для отклонения заявки

При установлении запрета на поставку иностранных ТРУ заявки направляются на рассмотрение заказчику, в том числе те заявки, которые содержат предложение о поставке иностранных ТРУ. Автоматическое отклонение не предусмотрено

Заявка будет автоматически отклонена оператором электронной площадки, если установлен запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник предлагает иностранные ТРУ
(с использованием классификатора стран мира указана иностранная страна (страны) происхождения товара)

Причина отклонения заявки, связанная с обеспечением заявки

Отсутствие основания для отклонения заявки при несоответствии банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона
№ 44-ФЗ

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве ОЗ, требованиям
ст. 45 Закона № 44-ФЗ

Сроки внесения изменений в извещение

Не позже чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок

Не позже чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок

Продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений

До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 7 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.

До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 7 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 3 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.

Начало проведения торгов

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе

Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Участие в торгах: время для подачи ценового предложения

Общее время для проведения торговой сессии

5 часов с момента начала торгов

Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения о закупке и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года предусматривается только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно включает приложения (документацию).

К таким документам относятся:

  • обоснование НМЦК с указанием информации о валюте;
  • требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим федеральным законом;
  • проект контракта.

Документация о закупке в стандартном виде предусмотрена только для закрытых закупок.

На всех этапах проведения закупочных процедур с начала 2022 года предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались уже в 2021 году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.

В 2022 году все стадии закупок планируется оформлять электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.

Читайте также:
Алименты в долях от дохода: условия назначения, размер, порядок оформления

Сокращение сроков оплаты по контрактам

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Изменение доли закупок, проводимых среди МСП

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

Изменения в обеспечении закупок

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Введение новых требований (ст. 31 Закона № 44-ФЗ)

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Исключение информации из открытого доступа из ЕИС
о наименованиях участников закупки

Сведения по зарегистрированным участникам закупок в ЕРУЗ будут исключены из открытого доступа.

Изменения в основаниях возврата заявки участнику

Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

Изменения в участии в закрытых электронных процедурах

Участнику необходимо будет направить документы оператору специализированной электронной площадки о своем соответствии закупке требованиям законодательства РФ для утверждения.

Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 344-ФЗ предусмотрена обязанность осуществлять закупки по Закону № 44-ФЗ получателей субсидий

Право на субсидии имеют коммерческие организации, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, а также государственные корпорации (компании), публично-правовые компании в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 78 и пп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, в 2021 год уже вступили в силу отдельные изменения, но основной блок нововведений запланирован на 2022 год и последующие годы. Участникам закупок уже сейчас необходимо подготовиться к участию в процедурах в соответствии с новыми правилами и особенностями.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: