Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры применения

Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры применения

Ребенок имеет право!

Список документов, которые защищают права ребенка:

  • Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Декларация прав ребенка(Принята 20.11.1959 г Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г.
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек счита­ется взрослым.

У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.

Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство уста­навливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка— это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Правовой статус – это твоё положение в мире права, которое определяется правами, обязанностями и ответственностью.

По мере взросления ты словно поднимаешься вверх по лестнице: получаешь новые возможности, набираешься опыта, а значит, – приобретаешь новые права, обязанности и ответственность. Так меняется твой правовой статус.

Здесь приведен основной перечень твоих прав и обязанностей.

С рождения ты имеешь права:

  • на имя;
  • на гражданство;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка);
  • на заботу и воспитание со стороны родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов, администраций учреждений общественного воспитания);
  • на уважение чести и достоинства;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей);

Обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации;
  • соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, общественных местах, дома.

C 6 лет добавляются

  • совершать мелкие бытовые сделки (например, ты можешь купить что-то для своих нужд);
  • свободно распоряжаться для собственных нужд предоставленными средствами.

Обязанности:

  • получить среднее образование;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и учебную дисциплину.

С 10 лет добавляются

  • на учет твоего мнения при решении любого вопроса в семье, в правоохранительных органах, в суде;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии, на выбор места жительства при разводе родителей, на лишение или восстановление родителя в родительских правах, на усыновление, на передачу в приёмную семью.

С 14 лет добавляются

  • получить паспорт гражданина РФ;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей, но не более 4 часов с легкими условиями труда;
  • участвовать в молодёжном общественном объединении.

Обязанности:

  • выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав, правила молодёжного общественного объединения.

С 15 лет добавляются

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

С 16 лет добавляются

  • вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным, т.е. получить все права совершеннолетнего (эмансипация) в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда.

С 17 лет добавляются

Обязанности:

  • для юношей – встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

В 18 лет

человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность.

Экономические права ребенка – в чем суть и как преследуется их нарушение?

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, каждый ребенок с момента рождения и на протяжении всей жизни обладает экономическими правами. За соблюдение данных прав несут ответственность официальные представители – родители или опекуны.

Читайте также:
Как разговаривать с сотрудником ГИБДД если остановили? Права водителя при остановке полицией.

Их действия, относительно соблюдения экономических прав детей, регулируются Семейным, Гражданским и Уголовным кодексами РФ.

Экономические права ребенка

Конституцией РФ закреплены следующие экономические права ребенка:

  • пользование, владение, распоряжение своей частной собственностью (ст. 36, 35);
  • наследование имущества;
  • осуществление разрешенной законом деятельности, направленную на получение прибыли (ст. 34) – реализация права на свободную предпринимательскую деятельность;
  • реализация собственных способностей, свободный выбор деятельности и профессии – право на труд (ст. 37);
  • получение вознаграждения за свою работу;
  • соблюдение безопасных условий труда;
  • отдых от трудовой деятельности (ст. 37);
  • достойные жилищные условия, питание, одежда и достаточный уровень жизни, его постоянное улучшение;
  • проживание вместе с родителями, предоставление жилплощади отдельным гражданам (ст. 40, 41);
  • наивысший уровень здоровья, жизни и медицинская помощь (ст. 40);
  • охрана материнства и детства, всесторонняя поддержка семьи (ст. 38);
  • социальное обеспечение по инвалидности, при потере кормильца, по болезни и прочие виды (ст. 39).

Также к экономическим правам детей можно отнести: получение образования (ст. 43, 44 Конституции РФ), свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности, использование результатов научных достижений.

Для чего нужны экономические права ребенку, примеры их реализации

С момента появления рождения на свет ребенок, проживающий в семье, по закону должен проживать с родителями или с одним из них. При разводе подобные ситуации решаются в судебном порядке.

При разводе второму родителю назначаются алименты на содержание. Размер выплат устанавливается согласно доходам – определяется доля от дохода или фиксированная сумма выплат. Эта обязанность по отношению к несовершеннолетним регулируется ст. 17 и 16 Семейного Кодекса Российской Федерации, а ст. 117 говорит о том, что твердая сумма выплат не подлежит уменьшению.

При этом на трех и более детей размер доли может составлять около половины доходов, а максимально может удерживаться до 70% заработной платы. Эти случаи наступают при возможных осложнениях – приобретения инвалидности несовершеннолетним или его официальным представителем в случае, если алименты выплачиваются лицу, которое находится в декретном отпуске.

По достижению 18 лет алименты могут выплачиваться, если ребенок будет признан нетрудоспособным.

Имущество и дети

В случае если несовершеннолетний ребенок является собственником каких-либо ценностей, то распорядиться им могут родители или опекуны только в пользу ребенка.

Например, если дети наследуют имущество в виде жилья, то официальные представители могут лишь им пользоваться, а все остальные операции проводить только при участии местных органов опеки и попечительства, согласно Семейному кодексу.

Реализация социально-экономических прав

Дети с 14 лет могут устраиваться на работу при условии согласия одного из родителей, при этом должны быть соблюдены условия трудовой деятельности для несовершеннолетних. Распорядиться заработанными средствами ребенок может по своему усмотрению.

Дети являются самыми незащищенной категорией граждан и остро нуждаются в защите и охране своих экономических прав. В рамках действующего законодательства на территории РФ предусмотрены меры пресечения за несоблюдение любых законных прав несовершеннолетних со стороны семьи и третьих лиц.

Экономические права ребенка

В Российской Федерации права детей отражены в Конституции и закреплены в законодательстве страны различными нормативно-правовыми актами. Однако по сей день продолжается процесс по совершенствованию законодательства в области защиты прав и интересов детей и ведется постоянная правотворческая работа.

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА, АНАЛОГИЧНЫ ТРАДИЦИОННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ГРАЖДАНСКИЕ ИЛИ ЛИЧНЫЕ ПРАВА, ПРАВА РЕБЕНКА, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ КОНВЕНЦИЕЙ

Текст научной работы

В законодательную базу Российской Федерации по правам ребенка входят: Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Согласно представленного законодательства, каждый ребенок с момента рождения и на протяжении всей жизни обладает экономическими правами. За соблюдение данных прав несут ответственность официальные представители — родители или опекуны.

При нарушении экономических прав ребенка предусмотрено вторжение органов опеки и попечение с целью контроля действий нарушителей. При невозможности достичь разрешения ситуации мирным путем, разбирательства ведутся в судебном порядке.

В социологическое исследование обозначенной проблемы вошли интервью с различными представителями государственной защиты в интересах несовершеннолетних, которые далее будут представлены в работе.

Читайте также:
3 группа инвалидности – перечень заболеваний в России в 2022 году, рабочая или нет, ограничения

Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Рисунок 1. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

В целях создания благоприятных условий для развития детей и для обеспечения защиты их прав утверждаются правительственные федеральные целевые программы. С января 2007 года несовершеннолетние дети становятся собственниками жилых помещений (долевыми собственниками) по программе материнского капитала, которая представляет собой форму государственной поддержки российских семей, имеющих и воспитывающих детей. Денежные средства, выделяемые семьям по данной программе, могут быть израсходованы семьей на приобретение жилого помещения, которое делится между всеми членами семьи.

Для социологического исследования проблемы знаний о правах ребенка, в том числе и имущественных можно предложить следующие анкеты (рисунок 2).

Анкета участников социологического исследования о правах ребенка [5]

Рисунок 2. Анкета участников социологического исследования о правах ребенка [5]

Закрепление данных прав у ребенка — это важный момент в его жизни. Приобретение имущественных прав играет важную роль в личностном становлении несовершеннолетнего, дает ему возможность стать равноправным членом общества.

Свободное использование имущества и применение способностей, закрепленное в статье 35 Конституции РФ, позволяет ребенку осуществлять предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность [1].

Эмансипация или вступление в брак до достижения возраста 18 лет являются основанием приобретения полной дееспособности несовершеннолетним, что в свою очередь разрешает ему заняться предпринимательством. В случае отсутствия полной дееспособности с 14 до 18 лет, только с согласия родителей, попечителей, усыновителей несовершеннолетний вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно статье 35 Конституции РФ родившийся ребенок уже может владеть имуществом на праве частной собственности. Однако пользоваться и распоряжаться этим имуществом в силу возраста несовершеннолетний может начать, только приобретя полный объем дееспособности [2].

До этого момента правом распоряжения ценным имуществом несовершеннолетнего, обладают родители, усыновители, опекуны и только с выгодой исключительно для самого ребенка.

Согласно Конституции РФ лишение имущества возможно только по судебному решению, по иным основаниям гарантируется запрет его отчуждения.

Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Рисунок 3. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Статья 40 Конституции РФ декларирует право на жилище, это право закреплено также и за несовершеннолетним. Оно устанавливается жилищным кодексом и специальными законами субъектов РФ и дает ребенку возможность стабильного пользования занимаемого жилого помещения, истребования в случае необходимости улучшения жилищных условий, а также нахождение в здоровой среде обитания.

Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Рисунок 4. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Иногда несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения, вынужден покинуть жилое помещение, хотя в нем остаются проживать другие члены его семьи. В этом случае на весь период его пребывания в детском или ином воспитательном учреждении, либо у родственников, опекунов (попечителей) за ребенком закрепляется право на это жилище.

Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Рисунок 5. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

По жилищному законодательству установлен процедурный порядок проживания для несовершеннолетних. Согласно которого, над переданными в собственность несовершеннолетнего жилыми помещениями, должен осуществляться контроль за их сохранностью со стороны органов опеки и попечительства, а также административных органов детского учреждения, куда помещен ребенок.

Продажа или обмен собственником жилого помещения, где зарегистрированы несовершеннолетние, возможны исключительно с согласия органа опеки и попечительства, потому как затрагиваются их права и законные интересы.

Ребенок обладает правом на труд (ст. 37 Конституции). Дети с 14 лет могут устраиваться на работу при условии согласия одного из родителей. Распорядиться заработанными средствами ребенок может по своему усмотрению.

На практике декларируемое в Конституции право на труд несовершеннолетнего фактически сложно реализовать, поскольку должны быть соблюдены условия трудовой деятельности для несовершеннолетних. В условиях свободного рынка, рабочие места для несовершеннолетних, предприятия гарантировать могут только в обмен на определенные льготы. Процесс квотирования таких рабочих мест очень важен в экономике страны и возможен лишь с развитием производства.

В обязанности органов государственной и муниципальной власти входит обеспечение квотирования рабочих мест в целях трудоустройства детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении.

К участию в трудовой деятельности несовершеннолетний может привлекаться соразмерно его возрастных особенностей физического здоровья и умственного развития, уровня образовательной и профессиональной подготовки.

Также в свободное от учебы время допускается участие несовершеннолетнего в общественно полезном труде. Эта выполняемая работа должна быть организована так, чтобы не нанести вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка.

Читайте также:
Образец приказа о возложении обязанностей - на директора, бухгалтера или кассира

Если общественно полезные нагрузки не предусмотрены образовательной программой, то существует запрет на привлечение учреждениями к ним обучающихся без их согласия и согласия их родителей или законных представителей [4].

Введен запрет на допуск несовершеннолетних к работам с вредными и опасными условиями труда, связанным с поднятием тяжестей, подземными работами, сверхурочными и ночными сменами, работой в выходные дни. Не допускается привлекать их к работам в игорном бизнесе, ночных кафе, клубах и ресторанах, в производстве, перевозке и торговле спиртосодержащими напитками, наркотическими и психотропными препаратами, табачными изделиями.

Продекларированные в статьях 43, 44 Конституции РФ права на получение образования, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности, использование результатов научных достижений также относят к экономическим правам детей.

В пункт 2 статьи 54 СК РФ внесены изменения: “Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.”[3].

Примером реализации экономических прав ребенка могут стать следующие ситуации: закон требует, чтобы ребенок проживал с родителями или с одним из них. В случае развода родителей, второму родителю назначаются алименты на его содержание. Эта обязанность по отношению к несовершеннолетним регулируется ст. 17 и 16 Семейного Кодекса РФ.

Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Рисунок 6. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Размер выплат определяется согласно доходов родителя и устанавливается либо как доля от дохода, либо как фиксированная сумма выплат, которая не подлежит уменьшению. Размер доли на трех и более детей может составлять около половины доходов. В случае приобретения инвалидности несовершеннолетним или его официальным представителем, а также в случае, если алименты выплачиваются лицу, которое находится в декретном отпуске может удерживаться до 70% заработной платы. По достижению 18 лет алименты могут выплачиваться, если ребенок будет признан нетрудоспособным. Эти меры предпринимаются для того, чтобы обеспечить достойные жилищные условия, питание, одежду и достаточный уровень жизни несовершеннолетнего.

Несовершеннолетние дети — самая незащищенная категория граждан. Для их защиты действующее законодательство РФ предусматривает меры пресечения за несоблюдение любых законных прав несовершеннолетних со стороны семьи и третьих лиц, вместе с тем процесс по усовершенствованию законодательства в области защиты прав и интересов детей всегда должен учитывать это обстоятельство и предлагать самые совершенные механизмы охраны прав ребенка.

Читайте также

  1. Зачиняев Я.В.
  2. Ковалёва Л.И.
  3. Зачиняева А.В.
  1. Стройков А.В.
  1. Ерлыченкова А.С.
  1. Абдуллин А.А.
  1. Воробьева М.В.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4, ст. 445.
  2. Федеральный закон от 02.12.2019 N 411-ФЗ “О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации
  3. Джандарбек Б.А. Проблемы социально-экономических прав ребенка. — 2011.- № 8. — С. 124-127.
  4. Корсаненкова Ю.Б. Проблемы реализации права семьи с детьми на социальные пособия // Сборник материалов семинара по преодолению правового нигилизма в России. -2011. — С. 85-88..
  5. Пахомова Е.Р. Экономические права ребенка. Их нарушения и пути преодоления. [электронный ресурс] // Материалы VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся “Старт в науке” url: school-science.ru/6/8/38047 (дата обращения 13.02.2020)

Цитировать

Мишура, Н.А. Экономические права ребенка / Н.А. Мишура, В.О. Мишура. — Текст : электронный // NovaInfo, 2020. — № 120. — С. 109-111. — URL: https://novainfo.ru/article/18147 (дата обращения: 02.02.2022).

Поделиться

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Основные права несовершеннолетних детей в России

Правовое общество гарантирует, что каждый человек от рождения имеет определённые права и свободы. Причём, независимо от возраста: даже дети имеют гражданские права, что гарантирует им Конституция. Как показывает практика, сегодня можно часто встретить несоблюдение конституционных прав, в том числе и в отношении несовершеннолетних граждан. Причины бывают разными и одна из них – незнание прав маленьких граждан и свобод, которыми они могут он обладать.

Дети

Дети – наше будущее.

Законы о правах ребёнка

Основные гарантии прав – следующие документы: Конституция страны, Семейный кодекс Российской Федерации и Конвенция о правах детей. Последний документ был одобрен на одном из заседаний Ассамблеи ООН. Кроме того, защиту прав несовершеннолетних детей гарантируют различные ФЗ, в которых оговорены следующие моменты:

  1. Здравоохранение.
  2. Основные гарантии. .
  3. Гарантии социальной поддержки детей, оставшихся без родительского попечения.
  4. О равенстве.
  5. О социальной защите в РФ детей-инвалидов и т. д. (инвалиды также могут оформить визу и путешествовать).
Читайте также:
От чего зависит налоговая ставка на квартиру и как она рассчитывается?

Основные законы

Основные законы о правах ребёнка в РФ.

Конвенция о правах детей

Правовое регулирование всех возникающих вопросов касательно защиты прав ребёнка основывают на Конвенции. Именно это документ – основополагающий среди всех перечисленных законов. Другими словами, Конвенция служит гарантией прав ребёнка в РФ. Но это не всё: есть многие другие моменты, которые требуется упомянуть.

Декларация прав ребёнка содержит ещё многие пункты относительно защиты детей и их жизни. В ней упоминается о защите сиротства, правах детей-инвалидов, защите от сексуального насилия, жестокого обращения. Ещё Декларация прав ребёнка содержит следующие гарантии:

  1. Защиту жилого пространства.
  2. Тайну телефонных переговоров и переписки.
  3. Неразглашение личных сведений, в частности, об усыновлении, личной жизни и т.д.
  4. Возможность получить помощь в случае лишения семьи. В таких случаях права несовершеннолетних детей защищает государство.
  5. Защиту от принуждения работать на вредном производстве.

Права ребёнка в РФ

На что имеет право ребёнок в России.

Как государство защищает детей

Соблюдение прав каждого малолетнего человека – обязанность государственных органов. В частности это задача учреждений, отвечающих за опеку и попечительство. При возникновении серьёзных конфликтных ситуаций могут вмешаться прокуратура и суд.

Для этого сам ребёнок (или его родители) могут заполнить специальную форму заявления и отправить его в прокуратуру. Далее дело перейдёт в суд, который и будет регулировать права ребёнка.

До скольких лет ребёнок считается таковым

Ребёнком считается лицо, не достигшее совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста). Но существуют и исключения. Первый случай – если 16-летний подросток с согласия родителей (попечителя, усыновителя) устраивается на работу, подписав контракт или трудовой договор, занимается волонтёрством.

Как вариант – 16-летний подросток начал заниматься предпринимательской деятельностью, тогда его уже могут объявить дееспособным. Ещё один случай – вступление в брак до совершеннолетия. В этом случае подросток считается дееспособным с того дня, когда был заключен брак.

О том, что такое эмансипация несовершеннолетних, смотрите в следующем видеоматериале.

Малолетние и несовершеннолетние

Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.

В 14 лет подросток становится несовершеннолетним. Права и свободы каждого ребёнка зависят от того, к какой категории он относится. Так до того, пока ему исполнится 14 лет, все вопросы решают его родители (опекуны, усыновители).

В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.

Получение паспорта

По закону РФ 14 лет – срок получения паспорта.

Какие права ребёнку гарантирует действующее законодательство

Всеобщая декларация прав человека, выданная ООН относительно прав ребёнка содержала следующее провозглашение: ввиду того, что физически и умственно дети ещё незрелые, им необходимо гарантировать правовую защиту.

Это поможет обеспечить охрану и заботу от момента зачатия до 18 лет. Чтобы дети могли счастливо жить, были установлены несколько важных принципов, обеспечивающих счастливое детство.

Принципы Декларации

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

Принципы Декларации

Принципы Декларации прав ребёнка.

Каждый гражданин РФ с рождения имеет право получить фамилию, имя и отчество. Они могут быть даны как родителями, так и усыновителями. Если у отца и матери фамилии разные, какую из них будет носить их сын или дочь – решают по взаимному согласию. Если родители не смогли договориться, имя и фамилию ребёнку даёт орган опеки и попечительства.

Читайте также:
При заполнении РСВ следует актуализировать персональные данные работников

В случае, если родителям не понравилось имя, выбранное ими же или государственной организацией, они вправе заменить фамилию или имя, но до того времени, когда их ребенку исполнится 10 лет. Если дочь или сын старше 10-летнего возраста, то, согласно правовой защите, изменить ребёнку фамилию или имя можно только в том случае, когда он согласен с этим решением.

Социальная защита

Действующим законом несовершеннолетний гражданин обеспечен социальной защитой. Также ему предоставляются благоприятные условия, чтобы имел возможность духовно, нравственно, умственно и физически развиваться, его свобода, достоинство, социальные права и интересы не угнетались другими людьми: главная цель всех законодательных актов Российской Федерации относительно детей – самым лучшим образом обеспечить интересы каждого ребёнка до 18 лет.

Расходы на социальную поддержку

Расходы на социальную сферу РФ.

Семейное право

В семейном праве говорится: чтобы ребёнок мог полноценно и гармонично развиваться, ему нужна любовь и понимание, что может дать только семья – родные или приёмные родители, опекуны.

Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею. Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.

Если же ребёнок живет в многодетной семье, уполномоченный по правам ребёнка в субъектах РФ должен позаботиться, чтобы этой семье были предоставлены пособия от государства, чтобы можно было содержать детей.

Просто о главном. Семейное право в РФ. Рекомендуем посмотреть.

Обучение

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

  • культурно развиваться;
  • развивать личное суждение;
  • воспитывать моральную ответственность.

Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.

Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.

Право на образование

Реализация права ребёнка на образование.

Отстаивает государство и право инвалидов на образование: для этого открыты различные образовательные учреждения разного типа.

Права ребёнка на образование

Виды прав, связанных с образованием, следующие. Ребёнок может:

  1. Пройти обучение по ускоренному курсу.
  2. Пользоваться информационными и библиотечными ресурсами.
  3. Получать дополнительное образование.
  4. Учиться на родном языке или выбирать любой другой язык обучения, которые предоставляет образовательная система.
  5. Перейти в другое учебное заведение в том случае, если образовательное учреждение прекращает свою деятельность. Но при этом, согласно правам ребёнка в РФ, он обязательно должен согласовать своё решение с родителями.
  6. Защищать и отстаивать своё решение о смене профессионального обучения. Если ему не нравится будущая профессия – недопустимо нарушение личного права ребёнка в этом вопросе.
  7. Реализовать своё желание получить высшее образование.

Расходы на образование

Расходы на образование в РФ.

Медицинское обеспечение

Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:

  1. Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
  2. Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
  3. Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
  4. Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.

Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.

Затраты на здравоохранение

Затраты на здравоохранение в РФ.

Имущественные права детей

В законе об основных правах ребёнка один из важных пунктов занимает право каждого несовершеннолетнего на собственное имущество. Это касается и жилищных прав детей, и имущества, купленного на личные средства, подаренного или переданного в наследство. Согласно ГК, каждый ребёнок может распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.

Обязанности родителей по содержанию детей

Что касается содержания, в документах по правам ребёнка сказано: родители должны содержать своих детей до того момента, пока они получат образование. Если мать (отец) получает алименты на ребёнка, то, как указано в ФЗ, полученные средства она (он) может тратить на содержание ребёнка.

Читайте также:
Нужно ли платить НДС при получении обеспечительного платежа

Размер алиментов регулирует суд, но при этом сумма не может превышать 25% от заработка стороны, выплачивающей элементы. Кроме того, выплачивающая алименты сторона может вносить сумму на счёт в банке, открытый на имя несовершеннолетнего сына или дочери.
О том, какие виды алиментов предусматриваются в законе, смотрите в следующем видеоролике.

По достижении 18 лет, согласно гарантии прав ребёнка в РФ, владелец может использовать средства на обучение или на другие цели.

Права детей-инвалидов

На что может рассчитывать самая уязвимая категория детей? Конституция РФ гарантирует равные права всем гражданам без исключения.

Право на обучение

Согласно Федеральному закону дети с ограниченными возможностями имеют ряд преимуществ перед сверстниками:

  • Первоочередное зачисление в детские сады и бесплатное их посещение;
  • Обучение в специально созданных коррекционных классах, если состояние здоровья не позволяет находиться в общеобразовательных классах, а также на дому;
  • Бесплатное питание в школе;
  • Щадящий режим сдачи экзаменов.

Инклюзивное образование

Особенности инклюзивного образования.

Право на лечение, реабилитацию и социализацию

Каждый ребёнок-инвалид имеет право на лечение, реабилитацию и социальную адаптацию в обществе. Так на что конкретно могут рассчитывать семьи, в которых воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями?

  • Лечение в медицинских учреждениях и реабилитация;
  • Всё, что нужно для комфортной жизни несовершеннолетнего (кресла-коляски, ортопедическая обувь, литературу для слабовидящих детей и т.д.);
  • Путёвка в санаторий, причём государство обеспечивает бесплатный проезд в оба конца, как самому ребёнку, так и его сопровождающему.
  • Бесплатный проезд в общественном транспорте.
  • Ежемесячные денежные пособия в соответствии с группой инвалидности и принадлежности к региону.

Дети с ограниченными возможностями

Дети с ограниченными возможностями нуждаются во всесторонней заботе.

Нарушение прав ребёнка

За нарушение прав детей может последовать административная ответственность. В особых случаях обидчикам несовершеннолетних придётся ответить по Уголовному кодексу.

Например, ст. 156 УК РФ предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок до 3 лет в случае жестокого обращения родителей с детьми. Это распространяется и на учителей, воспитателей, и прочих взрослых, имеющих дело с детьми.

С заявлением в органы опеки и правоохранительные органы может обратиться сам ребёнок или его представитель. Нередки случаи обращения за защитой неравнодушных к судьбе малыша людей.

Как реагировать, если вы стали свидетелем насилия над ребёнком? Ответ в следующем видеосюжете.

Единый общероссийский номер телефона доверия для детей, подростков и их родителей – 8-800-2000-122.

И у ребёнка есть экономические права

Соблюдение экономических прав наших детей прописано в разных законах, главный из которых — Конституция РФ, а также в Семейном, Гражданском и Уголовном кодексах РФ. Детских привилегий много, но я назову основные. Например, «пользование, владение, распоряжение своей частной собственностью» (статьи 35 и 36 Конституции РФ).

Владей с рождения

Ваш ребёнок уже с рождения может владеть имуществом и наследовать его. Никто не лишит его собственности до достижения 18-летнего возраста. Даже в ситуациях, когда родители разводятся и разменивают недвижимость, обязательно должна выделяться доля, которая будет закреплена за несовершеннолетним.

Кроме того, с 14 лет подросток вправе устроиться на работу (ст. 37 Конституции РФ) и заниматься предпринимательством (зарегистрировать ИП), получая прибыль, как и каждый гражданин страны (ст. 34 Конституции РФ). В России имущественные права детей соблюдаются очень строго. Поэтому большинство сделок для родителей, у которых есть несовершеннолетние дети, требует согласования в органах опеки.

С 14 лет правовой статус ребёнка значительно расширяется. Поскольку мы говорим об экономическом аспекте, перечислим несколько моментов:

    право распоряжаться заработком (стипендией) и другими доходами;

Правда, что касается сделок, кроме права, надо нести по ним ответственность (ст. 26 Гражданского кодекса РФ).

Но в детские годы всё-таки основная занятость девчонок и мальчишек — это учёба (ст. 43 Конституции РФ). Они пока об этом не задумываются, но любой урок в школе равен инвестициям в их будущее. Тем более что к экономическим правам ребёнка относится получение образования.

«Дети господина и дети рабьи»

Однако так было не всегда. До принятия христианства на Руси оба родителя обладали абсолютной властью над детьми, даже могли отдать их в рабство. После принятия христианства (988 г. н. э.) на моральные устои общества стала влиять церковь, поэтому и отношение к маленьким членам этого общества изменилось. Уже в 1016 г. появилась Русская Правда — сборник правовых норм Киевской Руси или древнейший правовой кодекс. Сборник был утверждён при Ярославе Мудром и стал основой русского законодательства вплоть до XVI века. Там учёные и нашли первое упоминание о правах ребёнка. Кодекс разграничивал «детей господина» и «рабьих» детей.

Читайте также:
Жалоба на управление департамента жилищной политики и жилищного фонда

Институт прав ребёнка продолжил развитие в XV–XVII веках и зафиксирован в сборниках бытовых, нравственно-моральных и юридических правил: Судебнике, Стоглаве и Домострое. Впрочем, развитие было сомнительным. Домострой рекомендовал в случае неповиновения родителям жёстко относиться к детям. Государство в эти отношения не вмешивалось. Хотя родители имели право пожаловаться на ребёнка в судебные органы.

При Петре I абсолютизм родительской власти уменьшился, и за детьми установилось признание личных прав. При Екатерине II права ребёнка значительно расширились. А в советскую эпоху была построена целая система социального обеспечения и охраны материнства и детства.

Только о таких экономических правах, какие появились в нашей стране у ребёнка в современную эпоху, раньше даже мечтать не могли.

Недетские миллионы

Сегодня преуспеть в финансовой сфере и даже стать миллионером можно уже в детстве. Как российский школьник Тимур Кузьмин, придумавший в 13 лет IT-решение для американских кофеен в офисах и торговых центрах. Придумал и продал с помощью своей старшей сестры за 316 тыс. долл. Потом он создал площадку для нового вида соревнований, вложив в проект больше 13 млн руб. Анастасия Руссу в 16 лет открыла собственный бизнес по изготовлению тортов и к концу первого года деятельности заработала больше 1 млн руб.

Или, например, 17-летний Андрей Терновский, обычный московский старшеклассник, самостоятельно научился программировать и придумал видеочат, соединяющий пользователей сервиса. ChatRoulette, как назвал свой проект Андрей, за полгода собрал полтора миллиона подписчиков. А мировые гиганты Google и Skype сделали выгодное предложение российскому школьнику, оценив его работу в десятки миллионов долларов.

Законы защищают детские права (в том числе и экономические) во всём мире. Основополагающий документ — Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН. Так что реализовывать себя в предпринимательстве могут дети во многих странах.

Больше всего маленьких бизнесменов в Америке. И самый ранний из них — Эван Tуб. В восемь лет он стал долларовым миллионером, играя в игры. Он лицо компании EvanTubeHD, имеет свой канал на YouTube, где делает обзоры новых игрушек и видеоигр.

Домашнее задание

А ваш ребёнок — будущий бизнесмен? Есть у него необходимые для этого качества характера: новаторство и хозяйственная предприимчивость, практический подход и свежий взгляд на рутинные вещи? Учёные понаблюдали, откуда берёт начало современный бизнес и поняли, что формирование соответствующего сознания начинается у молодежи в 12–16 лет, то есть на уровне школы.

Понаблюдайте за своим ребёнком и, если обнаружите хоть намёк на его желание изменить мир собственными усилиями, всячески поощряйте! В России ежегодно выделяются миллионы на развитие малого и среднего предпринимательства. А регионы на конкурсной основе выдают гранты начинающим бизнесменам для реализации их проектов.

Будущему предпринимателю потребуется преодолеть множество трудностей на пути к мечте, и лучше с детства начинать закаляться.

Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры применения

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Права ребёнка

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.

Предлагаем вашему вниманию материалы для проведения классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6-7 классов.

Автор: Т. В. Рябцева

Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6–7-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Материалы для учителя [PDF] [DOCX]

Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.

Задачи:

  • формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
  • способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.
Читайте также:
Что делать если компания есть в реестре, но к малым предприятиям не относится, если налоговики обнаружат ошибку размер штрафа

Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Слайд1

Задание.

Посмотрите видеосюжет. Что, с вашей точки зрения, означает фраза: «У детей есть право на права»?

Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.

Слайд2

Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.

Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?

Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.

Слайд3

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?

2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?

(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).

Слайд5

Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.

Задание № 1. (прим. ­ все задания в приложении)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
  • Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.

Задание № 2.

Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.

Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.

Слайд6

Задание № 3.

Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.

На основании формулировок статьи продолжите фразу: «Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, …»

(Например, . которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)

Слайд7

Задание № 4.

Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?

  • Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
  • Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
  • Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
  • Доступ к информации (ст. 17).
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
  • Право на охрану здоровья (ст. 24).
  • Право ребенка на образование (ст. 28).
  • Право на отдых и досуг (ст. 31).
  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).

В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.

(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)

Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!

Задание № 5.

Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.

Слайд8

Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребёнка в 1990 году. Права детей отражены в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе РФ; в 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (№ 124-ФЗ) и в других нормативно-правовых актах. Один из таких законов – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Задание № 6.

Прочитайте выдержки из статей Закона «Об образовании в РФ». На какие две группы можно разделить данные статьи? Объясните свой ответ. Сделайте вывод.

Читайте также:
Какие документы мне должны были дать и показать при задержании?

Слайд9

Игра-упражнение «Правовые пиктограммы»

Работа в группах.

Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.

Задание № 7.

После изучения статей Конвенции о правах ребёнка выберите две, обратившие на себя ваше особое внимание, и «зашифруйте» их в рисунке. Предложите определить содержание выбранной вами статьи другой группе.

Слайд10

Задание № 8.

Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.

(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)

Защита прав и достоинств ребенка

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ

Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12«Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» .

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

· обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

· защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

· обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

· признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

· защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

· защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

· меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

· за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

· за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

· право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

· право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

· меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

· немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Читайте также:
Что делать если компания есть в реестре, но к малым предприятиям не относится, если налоговики обнаружат ошибку размер штрафа

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

· Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

· Лишение свободы движения.

· Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

· Применение физического насилия к ребенку.

· Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

· Угрозы в адрес ребенка.

· Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

· Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

· Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: