Договор поставки для государственных и муниципальных нужд в соответствии с действующими нормами законодательства о закупках

Принципы закупок для государственных и корпоративных нужд: в чем сходство и различия?

Законодательство о контрактной системе в отдельных случаях теперь распространяется и на автономные учреждения. А это значит, что их работникам, отвечающим за закупочный процесс, необходимо как минимум знать и понимать основополагающие нормы данного за-кона. Чем различаются принципы Закона № 44 ФЗ [1] и Закона № 223 ФЗ [2] ?

Контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, введенная Законом № 44 ФЗ, начала работать 1 января 2014 года и пришла на смену прежнему законодательству о госзакупках – Закону № 94 ФЗ [3]. Она основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды.

Согласно ст. 6 Закона № 44 ФЗ к таким принципам относятся:

  1. открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок;
  2. обеспечение конкуренции;
  3. профессионализм заказчиков;
  4. стимулирование инноваций;
  5. единство контрактной системы в сфере закупок;
  6. ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  7. эффективность осуществления закупок.

Перечисленные пункты в целом соответствуют принципам Типового закона ЮНСИТРАЛ о публичных закупках [4] , отражающего многолетний опыт закупочной деятельности многих государств.

Вместе с тем в Законе № 94 ФЗ принципы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд не были закреплены как таковые, хотя его общие подходы и цели соответствуют ряду основополагающих норм Закона № 44 ФЗ: требование об открытости информации о контрактной системе восходит к обеспечению гласности и прозрачности размещения заказа, необходимость конкуренции – к расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.

В то же время в Законе № 223 ФЗ, регулирующем закупки для корпоративных нужд, определены следующие принципы:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (при необходимости – с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Но эти принципы в Законе № 223 ФЗ не раскрываются, их характеристики отсутствуют. А вот в Законе № 44 ФЗ разъяснению основополагающих норм отведено сразу несколько статей. Рассмотрим их более подробно.

Принципы контрактной системы: что нового?

Согласно ст. 7 Закона № 44 ФЗ открытость и прозрачность должны обеспечиваться посредством предоставления свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок (в частности, посредством размещения сведений в единой информационной системе). Информация эта должна быть полной и достоверной.

Следующий принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок должна создавать равные условия для конкуренции между участниками закупок и любое заинтересованное лицо может стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем (ст. 8 Закона № 44 ФЗ). При осуществлении закупок должен соблюдаться принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок – в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, закупочным комиссиям и их членам, а также участникам закупок запрещено совершать какие-либо действия, противоречащие требованиям Закона № 44 ФЗ, в том числе приводящие к ограничению конкуренции (например, необоснованному ограничению числа участников закупок).

Заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.

Профессионализм заказчиков выделен в отдельный принцип впервые, хотя ранее он был реализован в ч. 2 ст. 7 Закона № 94 ФЗ (в ней говорилось, что заказчик был вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших соответствующее обучение). В свою очередь, в ст. 9 Закона № 44 ФЗ сказано, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в данной сфере. В частности, на заказчиков теперь возложена обязанность поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в этой сфере.

В то же время принципы стимулирования инноваций, единства кон-трактной системы, ответственности за результативность закупки яв-ляются абсолютно новыми. Так, при планировании и проведении закупок приоритетными должны быть закупки инновационной и высокотехнологичной продукции (ст. 10 Закона № 44 ФЗ). Сама же контрактная система основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита, а также контроля в сфере закупок (ст. 11 Закона № 44 ФЗ).

Принцип ответственности, а также эффективности закупок согласно ст. 12 Закона № 44 ФЗ состоит в том, что заказчик при их планировании и проведении должен исходить из необходимости достижения заданных результатов закупок. При этом должностные лица заказчика несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством о контрактной системе и подзаконными актами.

Таким образом, принцип эффективного использования денежных средств, обозначенный в Законе № 94 ФЗ, сегодня трансформиро-вался в принцип эффективного осуществления закупок. Составляющими такой эффективности являются, кроме снижения размера расходуемых бюджетных и внебюджетных средств, иные критерии результативности закупки.

Читайте также:
Налоги для ИП с работниками и без - какие существуют виды: расчет суммы, сроки и оплата

Анализ приведенных норм позволяет сделать следующий вывод. Основными принципами, применяемыми ко всем видам закупок (для государственных и корпоративных нужд), являются открытость (как разновидности – прозрачность, гласность) закупок, равноправие участников закупки и отсутствие дискриминации, необоснованных ограничений конкуренции, а также эффективность и экономность использования средств, предназначенных для данных целей. В то же время заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.

Профессионализм, ответственность и стимулирование инноваций

Но здесь возникает вопрос: нужно ли закрепить другие принципы, сформулированные в Законе № 44 ФЗ и являющиеся новациями законодательства, применительно к закупкам для корпоративных нужд?

Представляется, что этого не требуется в отношении принципа единства контрактной системы в сфере закупок. Однако с другими принципами дело обстоит иначе.

Наделение отделов по закупкам широким кругом полномочий, повышение профессионализма этих сотрудников уже сегодня является реальностью для исполнителей Закона № 223 ФЗ.

Например, в ст. 9 Закона № 44 ФЗ прописаны нормы о профессионализме заказчика. Согласно ст. 2 Закона № 223 ФЗ при закупке заказчики должны руководствоваться Конституцией РФ, ГК РФ, указанным и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятым в соответствии с ними положением о закупке [5] . Однако данное требование исполнимо только при условии, что заказчик знает нормы законодательства, применяемые при осуществлении закупок. Более того, правильно составить и на практике применять положение о закупке (а это главные составляющие эффективности закупочного процесса) невозможно без знаний в области закупок, а также без конкретных знаний о необходимых заказчику товарах, работах, услугах.

Таким образом, профессионализм заказчика является необходимым качеством, обеспечивающим эффективное осуществление закупок для корпоративных нужд, и, по нашему мнению, как принцип может и должен быть закреплен в Законе № 223 ФЗ. Не менее важным применительно к закупкам для корпоративных нужд представляется и принцип ответственности за результативность таких закупок – он также мог бы быть прописан на законодательном уровне.

Вопросы стимулирования инноваций тоже играют немаловажную роль в развитии каждого конкретного заказчика. Кроме того, сфера науки и технологий является приоритетом в развитии государства, поэтому проведение государственных конкурсов, в частности, в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок не прекращалось даже тогда, когда у государства отсутствовала потребность в системном правовом регулировании тендерных процедур.

О значимости закупок инновационной и высокотехнологичной продукции для заказчиков, руководствующихся Законом № 223 ФЗ, свидетельствует и тот факт, что такие закупки должны быть отражены в отдельном документе, предполагающем более длительный срок планирования (план закупки инновационной продукции). Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования указанного плана устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в своих сферах регулирования. На момент написания статьи приказы об утверждении этих критериев были приняты четырьмя ведомствами: Минпромторгом, Минобрнауки, МЧС и Минздравом [6] .

Указанные критерии сформированы в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, а также с перечнем критических технологий [7] . В частности, к приоритетным направлениям относятся:

  • безопасность и противодействие терроризму;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • науки о жизни;
  • перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;
  • энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Очевидно, что эти направления развития науки, технологий и техники, заданные в масштабах страны в целом, автономные учреждения должны принимать во внимание в целях обеспечения своих нужд и определения собственных перспектив развития. Поэтому принцип стимулирования инноваций, по нашему мнению, также мог бы быть закреплен в Законе № 223 ФЗ.

В заключение обратимся к статистике официального сайта zakupki.gov.ru, чтобы подтвердить актуальность рассмотренных выше принципов в отношении закупок для государственных и корпоративных нужд. Согласно данным за 2013 год, относящимся к применению Закона № 94 ФЗ, только в Московском регионе снижение цен по результатам закупочных процедур составило 45,7 млрд руб. В рамках работы по Закону № 223 ФЗ начальные цены тоже существенно снизились: имеющаяся статистика, а также реальная практика организаций – исполнителей названного закона свидетельствуют о том, что за счет проведения открытых торгов заказчикам удается значительно экономить денежные средства. Появление на предприятиях и в учреждениях отделов по закупочной деятельности, составление планов закупок также способствует более рациональному расходованию бюджетов заказчиков.

Наделение отделов по закупкам широким кругом полномочий, повышение профессионализма сотрудников, а также сосредоточение вокруг этих отделов остальных подразделений уже является реальностью для исполнителей Закона № 223 ФЗ. Все это позволяет заказчикам снизить свои издержки, повысить качество закупок, сократить «раздутые» административно-хозяйственные отделы и выстроить четкую линию развития как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Ссылки

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Читайте также:
Понятие и содержание общих начал назначения наказания по уголовному праву

[3] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

[4] Принят в Вене 01.07.2011 на 44-й сессии ЮНСИТРАЛ.

[5] Данный документ содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки (ч. 2 ст. 2 Закона № 223 ФЗ).

[6] Приказы Минпромторга РФ от 01.11.2012 № 1618, Минобрнауки РФ от 01.11.2012 № 881, МЧС РФ от 14.12.2012 № 768, Минздрава РФ от 31.07.2013 № 514н.

[7] Утверждены Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 899.

К. И. Романов
специалист по договорной работе
группы развития, маркетинговых исследований и закупок ФАУ
«25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны РФ»

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд в соответствии с действующими нормами законодательства о закупках

Регулирование всех процессов, связанных с осуществлением закупочной деятельности для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, происходит с помощью достаточно широкого круга норм, существующих в различных нормативных актах.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Какие нормативные акты следует изучить при заключении договора поставки

Если говорить о проведении мероприятий, направленных на осуществление заключения договора, именуемого в правовом поле договором поставки, то для таких документов, заключаемых для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков, опираться следует на следующие правовые нормы:

  1. Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В данном федеральном нормативном акте необходимо обратить внимание, в первую очередь, на статью 34, которая определяет те требования, которые должны быть предъявлены к заключаемым контрактам и договорам по итогам всех проведенных процедур в соответствии с положениями данного закона. В том случае, если положения данной статьи соблюдены не были при составлении договора, в том числе предметом которого является поставка какого-либо товара, то такой договор может быть признан недействительным в силу его нелегитимности.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Этот нормативный акт придется изучить по причине того, что он лежит в основе всех правоотношений договорного типа. Кроме того, поставка товара – это особый вид правоотношений, который может возникнуть только из гражданских правоотношений, даже если речь идет о взаимодействии между несколькими юридическими лицами. Чтобы договор поставки был полностью оформлен с точки зрения действующего законодательства, необходимо изучить Параграф 4 Главы 30 Раздела IV данного федерального нормативного акта в силу того, что именно в данном параграфе происходит подробное освещение всех вопросов, связанных с поставкой товаров.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации №1042 от 30 августа 2017 года, посвященное расчету штрафных санкций и применению мер ответственности для сторон, участвующих в проводимых закупках. Однако с 14 августа 2019 года вступили в силу изменения в данное Постановление, сформулированные в другом Постановлении Правительства Российской Федерации – под номером 1011 от 2 августа 2019 года. Поэтому для формирования мер ответственности необходимо теперь использовать два этих нормативных акта, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как теперь заказчику необходимо учитывать новые требования при формировании размера штрафных санкций для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Сведения, которые потребуется отразить в договоре поставки

Для того чтобы договор был признан соответствующим действующим нормам гражданского законодательства и законодательства в сфере закупок, в нем необходимо учесть те положения, которые являются обязательными для такого вида договоров, а именно:

  • перечень сторон, которые будут принимать участие в подписании текста договора или контракта вне зависимости от его формы (бумажной или электронной). Указание таких сведений должно быть осуществлено в двух видах – развернутом в преамбуле и сокращенном в реквизитах сторон, но с обязательной расшифровкой данных о подписантах;
  • предмет закупки, который стал предметом контракта или договора. Указание предмета также может быть осуществлено в сокращенной и развернутой форме. Это характерно для тех случаев, когда речь идет о большом описании предмета закупки либо о необходимости подробного перечисления всех его данных. В этом случае в соответствующем разделе описывается предмет закупки в краткой форме (например, «поставка офисной мебели»), а в приложении, выступающем в качестве спецификации к контракту или договору, даются подробные сведения о таком товаре;
  • цена контракта или договора, а в случае закупки нескольких единиц одинакового товара – указание на величину стоимости такой закупки. Данные сведения размещаются в самостоятельном разделе с обязательным указанием данных о проводимых порядках расчета между участниками данного соглашения;
  • права сторон, а также их обязанности, в том числе в случае возникновения непредвиденных ситуаций, например, официально подтвержденных на федеральном или региональном уровне чрезвычайных обстоятельств;
  • применяемые меры ответственности сторон, которые подписывают данный документ. При этом описание таких мер ответственности должно строго соответствовать требованиям действующего законодательства;
  • порядок разрешения возникающих спорных конфликтов и механизм действия сторон, а также те законные механизмы, которые могут быть использованы сторонами для изменения или расторжения договора;
  • срок действия договора и возможные основания для его расторжения;
  • реквизиты сторон, подписывающих документ, а также подписи таких сторон.

В качестве дополнительного раздела рассматривается список приложений к тексту договора или контракта, например, в виде ведомости поставки, акта приема-передачи и образцов платежных документов.

В том случае, если речь идет о заключении договора или контракта на поставку с использованием процедур для закупок малого объема, возможно использование более простой формы (например, если для осуществления закупок малого объема используется Единый агрегатор торговли «Березка», то можно воспользоваться типовой формой договора, которую предлагает данная торговая площадка).

Читайте также:
Правовой статус участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

Сроки заключения

Если говорить о сроках заключения договора поставки, то необходимо опираться на те требования, которые содержатся в действующих нормах закупочного законодательства.

Так, в случае с закупками малого объема (они могут быть обозначены как закупки до ста или до пятисот тысяч в зависимости от совокупного годового объема заказчика) предельный срок подписания договора составляет десять дней. Если такая закупка проводится посредством использования электронной площадки Единого агрегатора торговли «Березка», то срок заключения договора поставки сокращается до пяти дней с даты получения данных о том, кто является победителем.

Если речь идет об электронных процедурах конкурентного типа, то есть аукционах, конкурсах, запросах котировок и предложений, то здесь сроки заключения колеблются от десяти до двадцати дней, так как для всех этих процедур предусмотрены разные периоды для подписания контракта от даты определения победителя по такой процедуре. Более подробную регламентацию в отношении сроков заключения договора или контракта по поставке товара можно получить на основании статьи 83.2 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В случае если речь идет об электронных процедурах, необходимо помнить о том, что контракт или договор будет считаться официально заключенным с момента его подписания в электронном виде и размещения в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте.

Бумажный вариант в данном случае требоваться уже не будет, так как в систему госзакупок постепенно внедряется система электронного документооборота (за исключением тех закупок, которые разрешено проводить в неэлектронном виде с целью защиты интересов и безопасности государства).

Какую ответственность следует предусмотреть

Ответственность за нарушение условий контракта или договора поставки, как уже говорилось выше, определяется на основании норм, содержащихся в Постановлении Правительства Российской Федерации №1042 от 30 августа 2017 года с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства №1011 от 2 августа 2019 года.

На основании данных нормативных актов штрафные санкции, применяемые в качестве мер ответственности, определяются следующим образом:

  1. Если закупка проводилась среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, штраф устанавливается в размере одного процента от цены контракта или договора, но не превышая пределов от одной до пяти тысяч рублей. Использование данных видов штрафных санкций возможно только для тех закупок, которые были объявлены, и в отношении которых произошло размещение извещения после 14 августа 2019 года. Если извещение было размещено раньше данной даты, то применяются старые методы расчета штрафных санкций.
  2. Если в качестве исполнителя выступает юридическое лицо, которое не обладает специальным статусом, то штрафные санкции рассчитываются по-старому для стоимостных обязательств, нарушенных в ходе исполнения поставщиком договора поставки:
    • если цена контракта или договора поставки не превышает трех миллионов рублей, то сумма штрафа равняется десяти процентам от стоимости такого договора или контракта;
    • если цена договора или контракта находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов рублей, то размер штрафа исчисляется, как пять процентов от цены;
    • в случае диапазона цены от пяти до ста миллионов рублей размер штрафа составляет один процент от стоимости контракта;
    • при использовании диапазона от ста до пятисот миллионов рублей размер штрафа составит не более одной второй процента от цены;
    • при цене контракта или договора, находящейся в диапазоне от пятисот миллионов до одного миллиарда рублей размер штрафа составит четыре десятые процента цены самого контракта;
    • если речь о цене контракта в диапазоне от одного до двух миллиардов рублей, то размер штрафа составит три десятые процента такой цены;
    • если цены контракта или договора находятся в диапазоне от двух до пяти миллиардов рублей, то размер штрафа составит двадцать пять сотых процента от значения цены;
    • в случае нахождения цены контракта или договора в диапазоне от пяти до десяти миллиардов рублей размер штрафа устанавливается равным двум десятым процента размера цены;
    • если цена контракта установлена свыше десяти миллиардов рублей, то размер штрафа не превышает одну десятую процента от такой цены.
  3. Если речь о нарушении обязательств, которые не принесли заказчику стоимостный ущерб, то есть нет материального ущерба, то расчет штрафных санкций будет осуществляться следующим образом:
    • если стоимость обязательств по контракту не превышает трех миллионов рублей, размер штрафа составит одну тысячу рублей;
    • если цена контракта находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов рублей, размер штрафа составит пять тысяч рублей;
    • для цены контракта в диапазоне от пятидесяти до ста миллионов рублей размер штрафных санкций будет равняться десяти тысячам рублей за каждый допущенный факт нарушения обязательств по контракту или договору;
    • для контракта с ценой больше ста миллионов рублей размер штрафа составит сто тысяч рублей.
  4. В случае с заказчиком расчет штрафных санкций, используемых в качестве мер ответственности, также будет происходить исходя из цены контракта:
    • если цена договора поставки не достигает предела в три миллиона рублей, сумма штрафа составит одну тысячу рублей;
    • в случае со стоимостью контракта в пределах от трех до пятидесяти миллионов рублей сумма штрафа будет равняться пяти тысячам рублей;
    • если речь идет о стоимости договора или контракта на поставку товара с пределами от пятидесяти до ста миллионов рублей, размер штрафа будет равен десяти тысячам рублей;
    • для контрактов или договоров с ценой свыше ста миллионов рублей для заказчика штраф будет равен ста тысячам рублей.
  5. Также в случае допущения просрочки по исполнениям обязательств за каждый день просрочки назначается пени в размере одной трехсотой от установленной на дату расчета пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, умноженной на размер неисполненных обязательств.
Читайте также:
Тарифная система оплаты труда - что это, элементы, что включает

Кроме того, на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть установлены дополнительные штрафные санкции в случае установления таких требований этим нормативным актом.

Статья 506 ГК РФ. Договор поставки

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Комментарии к ст. 506 ГК РФ

1. Договор поставки – один из наиболее широко применяемых в предпринимательской деятельности договоров. По принятой в ГК классификации договоров это не самостоятельный тип договора, а вид договора купли-продажи. Как и договор купли-продажи, он направлен на перенесение права собственности (иного вещного права) от продавца (поставщика) на покупателя.

Комментируемый раздел ГК предусматривает особенности заключения и исполнения договора поставки. В отличие от ГК 1964 г. в нем отсутствуют нормы о таких условиях договора поставки, как количество, ассортимент, качество, комплектность. Нет в этом разделе и привычных для законодательства о поставках норм о порядке оплаты товара, цене, таре и упаковке и др. Эти нормы включены в общие положения о купле-продаже и применяются к поставке как ее виду (см. ст. ст. 465, 467, 469, 481, 485, 486 и коммент. к ним).

В соответствии со ст. 2 Вводного закона с 1 марта 1996 г. утрачивают силу Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления (см. п. 5 вводного коммент. к гл. 30).

2. В комментируемой статье названы основные признаки (критерии), позволяющие выделить договор поставки из иных видов договора купли-продажи. К ним относятся правовой статус поставщика и цель приобретения (покупки) товара. В качестве продавца (поставщика) в договоре поставки выступает предприниматель. Это может быть коммерческая организация либо гражданин – индивидуальный предприниматель (см. ст. 2 ГК). Поставщик продает либо производимые им товары, либо товары, закупленные им для продажи.

Второй основной признак – цель приобретения товара. Договором поставки признается договор, по которому товар приобретается либо для использования в предпринимательской деятельности (для промышленной переработки и потребления, для последующей продажи и иной профессиональной деятельности), либо для деятельности, не связанной с личным, домашним, семейным использованием товара (поставки в мобилизационные ресурсы, армии, детскому саду и др.). Из цели покупки вытекает, что и вторая сторона договора – покупатель чаще всего является предпринимателем.

Цель покупки может вытекать из характера товара, существа договора, предусматриваться в самом договоре. Когда по договору приобретается товар, как правило, используемый для потребительских нужд (для личного, семейного, домашнего использования), то значение имеет правовой статус покупателя, количество приобретаемых товаров, правовой статус продавца, его осведомленность о цели покупки. При приобретении товара у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, в случае возникновения вопроса о применении норм § 2 или 3 гл. 30, цель приобретения товара, видимо, должен доказать покупатель. (См. коммент. к ст. 492).

3. Включение в понятие договора поставки указания о передаче товаров “в обусловленные сроки или в срок” позволяет назвать еще ряд особенностей этого договора. Во-первых, срок исполнения обязательства поставки, наряду с наименованием и количеством товара, приобретает значение существенного условия договора; во-вторых, по договору поставки возможна оптовая продажа товаров единовременно (в срок) либо отдельными партиями в течение длительного периода (в обусловленные сроки), а также передача одной вещи, в том числе и индивидуально-определенной (машина, прибор индивидуального исполнения и др.) в обусловленный срок; в-третьих, момент заключения договора и его исполнения, как правило, не совпадают; в-четвертых, изготовителем товара договор заключается, как правило, на будущие вещи. Из сказанного вытекает, что наряду с основными для договора поставки характерны вторичные признаки, влияющие на определение его условий и срок действия договора.

4. Срок поставки может быть определен различно, например, путем указания конкретной даты (конкретного месяца, квартала) либо указанием периодов поставки в течение срока действия договора. Сроки исполнения обязательства поставки можно считать обусловленными и тогда, когда в договоре отсутствуют конкретные сроки передачи товаров, но определен срок действия договора. В этом случае в соответствии со ст. 314 ГК передача товара может быть осуществлена в любой момент в пределах срока действия договора либо поставщик при исполнении договора может руководствоваться диспозитивной нормой ст. 508, предусматривающей поставку товаров помесячно равными партиями (см. ст. 508 и коммент. к ней).

Читайте также:
Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им

5. Основные признаки договора поставки позволяют отграничить его от других видов (разновидностей) договора купли-продажи и иных смежных договоров. При разграничении договоров поставки и контрактации нужно учитывать профессиональную деятельность продавца и вид подлежащих передаче товаров. Продавцом по договору контрактации является производитель сельскохозяйственной продукции. Контрактуется при этом будущая сельскохозяйственная продукция, подлежащая выращиванию или производству (см. ст. 535 и коммент. к ней).

Вид продаваемой вещи позволяет разграничить договоры поставки и продажи недвижимости. По договору продажи недвижимости всегда передается индивидуально-определенная вещь, которой присущи признаки, названные в ст. 130 ГК (см. коммент. к ст. 549). Статья 130 ГК к недвижимым вещам относит подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Теперь, в отличие от ранее действовавших норм о поставках, продажа таких судов должна осуществляться не по договору поставки, а по договору продажи недвижимости.

Согласно п. 2 ст. 548 ГК отношения, связанные со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, регулируются нормами, установленными законом, иными правовыми актами, а при их отсутствии – правилами о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 – 547 ГК), поэтому к договорам о передаче этих товаров нормы о поставках неприменимы (см. коммент. к ст. 548).

Иные признаки должны использоваться для разграничения договора поставки и договора подряда (в основном т.н. договора переработки давальческого сырья). Сходные отношения возникают в случаях, когда в договор поставки включены условия по передаче материалов, сырья, комплектующих изделий. Судебная практика при разграничении таких договоров учитывает прежде всего основное содержание обязанностей. Договор, содержанием которого является выполнение работ по заданию заказчика из его материалов, квалифицируется обычно как договор переработки давальческого сырья, т.е. договор подряда (см. коммент. к ст. 702, а также Комментарий арбитражной практики. Вып. 3, 1972. С. 148 – 155; вып. 2, 1979. С. 129 – 136). Может быть использован и иной критерий – количество передаваемых покупателем материалов. Если покупателем передается большая часть материалов, необходимых для изготовления товаров, то договор может рассматриваться как подрядный. Аналогичный критерий применен в ст. 3 Венской конвенции 1980 г.

6. В договор поставки нередко включаются условия о предоставлении услуг или выполнении работ. Например, договор, заключаемый изготовителем с фирменным магазином, наряду с условиями о поставке товаров содержит условия о формировании и изучении спроса на него, либо в договор поставки сложного оборудования включаются условия о шефмонтаже. Такой договор следует признавать смешанным и на основании п. 3 ст. 421 ГК к отношениям сторон должны применяться как нормы о договоре поставки, так и нормы об оказании услуг.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” приказываю:

– отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

по строке 1001 – суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 – 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 – 12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Федеральный закон N 223-ФЗ);

Читайте также:
Обзор способов получить загранпаспорт срочно — как можно сделать документ в кратчайшие сроки?

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” .

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Поддерживается в актуальном состоянии.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети “Интернет” без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Статья 72 БК РФ. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

1. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

2. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Государственные контракты, предметом которых является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели указанной программой, на срок ее реализации.

Государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса, на срок реализации указанных решений.

Иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Государственные контракты, предметом которых является поставка товаров на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусматривающие встречные обязательства, не связанные с предметом их исполнения, могут заключаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Государственные (муниципальные) заказчики вправе заключать государственные (муниципальные) контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств в целях их приведения в соответствие с законом (решением) о бюджете в размере, не превышающем объема принимаемых бюджетных обязательств, поставленных на учет в порядке, установленном финансовым органом.

Комментарии к ст. 72 БК РФ

Комментируемая статья является системообразующей для всей системы государственных и муниципальных закупок.

Читайте также:
Инструкция, как прошить книгу отзывов и предложений. Что будет, если этого не сделать?

Отношения, связанные с заключением и исполнением гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также заключаемых бюджетными учреждениями, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).

Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) регулируются закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг автономными учреждениями, а также бюджетными учреждениями при наличии положений о закупке, размещенных в установленном порядке в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при осуществлении закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2013 N 1071 утверждены Правила принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд и концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Российская Федерация, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Получатели бюджетных средств вправе заключать в установленном порядке государственные контракты на срок, превышающий финансовый год (с учетом положений пункта 3 комментируемой статьи), с оплатой обязательств, вытекающих из указанных государственных контрактов, в соответствующем финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных получателям бюджетных средств на указанный финансовый год.

Такая позиция закреплена в письме Минфина России от 29.08.2014 N 02-01-10/43351 и объясняется следующим.

В соответствии с положениями статьи 21 Закона N 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

Исходя из положений статьи 17 Закона N 44-ФЗ планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 указанного Закона, на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете.

Кроме того, в соответствии с положениями части 9 статьи 21 Закона N 44-ФЗ в случае, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Заключение государственного контракта на более длительный (чем годичный) срок осуществляется в следующем порядке:

– государственные контракты, предметом которых является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели указанной программой, на срок ее реализации;

– государственные контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 БК РФ, на срок реализации указанных решений;

– иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

– государственные контракты, предметом которых является поставка товаров на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусматривающие встречные обязательства, не связанные с предметом их исполнения, могут заключаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели государственными программами Российской Федерации, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

– государственные заказчики вправе заключать государственные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Читайте также:
Ликвидация кредитной организации: виды и порядок, сроки и ответственность

Государственные (муниципальные) контракты, в соответствии со статьями 72, 161 БК РФ, по общему правилу заключаются и оплачиваются в установленном порядке в пределах доведенных государственному (муниципальному) заказчику как получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. В этой связи получатель бюджетных средств принимает обязательство оплатить поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги перед конкретным юридическим (физическим) лицом.

На это обратил внимание и Минфин России в письме от 17.02.2014 N 02-02-06/6567.

Однако в пункте 3 комментируемой статьи установлены исключения, когда государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются не в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Как разъяснено в письме Минфина России от 24.10.2014 N 02-02-07/53958, заключение муниципального контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не относится к случаям, указанным в пункте 3 комментируемой статьи.

По мнению финансового ведомства, муниципальные заказчики вправе принимать бюджетные обязательства и заключать контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд при наличии доведенных им как получателям бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 – для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 – для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Закупка товаров в целях исполнения государственного (муниципального) контракта

Приобретение заказчиками необходимых товаров не всегда обусловлено собственными нуждами организатора процедур по ФЗ № 223 [1] . Нередко заказчик проводит закупки нужной продукции для того, чтобы своевременно и надлежащим образом исполнить свои обязательства по государственному (или муниципальному) контракту. Нормативное регулирование таких закупок и порядок их проведения в целом не отличается от процедур по приобретению продукции для собственных нужд заказчика. Однако есть важные особенности закупочного процесса, которые необходимо учитывать, закупая товары для исполнения контракта. Рассмотрим их подробнее.

Правила описания предмета закупки. Возможные злоупотребления со стороны заказчика по ФЗ №223

В антимонопольный орган поступила жалоба заявителя, по мнению которого заказчик при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку инструмента (концевых фрез) допустил нарушения при описании предмета закупки. Изучив материалы дела, комиссия УФАС установила, что в проекте договора прописано, что покупка товара выполняется в рамках программы РФ по развитию авиационной промышленности со ссылкой на данные контракта (№, дата) и указанием государственного заказчика. Заказчик указал тип покрытия товара Ti-NAMITE-A и Ti-NAMITE-X в целях того, чтобы обеспечить более точное и четкое описание характеристик продукции при исполнении государственного контракта. Кроме того, организатор торгов в возражениях отмечает, что данное наименование покрытия не является товарным знаком, а является характеристикой свойств продукции. По итогам рассмотрения дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что у организатора торгов имелись законные основания не указывать слова «или эквивалент» при описании предмета закупки, поскольку им выполняется государственный контракт. (Решение УФАС по Пермскому краю по делу № 059/07/3-730/2020 от 09.07.2020)

Стоит упомянуть о возможных злоупотреблениях со стороны заказчиков по ФЗ № 223, которые делают ссылки на контракт и закупают товары (с конкретными показателями), которые совсем не требуются государственным (или муниципальным) заказчикам. Данные действия являются неправомерными и незаконными, поскольку описание товара будет осуществляться с нарушением норм Закона о закупках. Такие ухищрения чаще всего выявляются при проверке контролирующими органами закупочной деятельности заказчиков или при рассмотрении в антимонопольном органе жалобы поставщика о правомерности указания в документации товарного знака [2] .

Сроки размещения закупки в рамках ФЗ № 223 по приобретению товара, необходимого для исполнения государственного (или муниципального) контракта

При планировании закупки для обеспечения нужд по государственному или муниципальному контракту заказчику по ФЗ № 223 затруднительно заранее спланировать сроки проведения необходимых процедур. Для того, чтобы своевременно закупить нужную продукцию, организатор торгов должен ознакомиться с условиями предстоящей закупки и контракта, определить период и объемы поставки необходимых товаров. Однако следует заметить, что порой заказчики по ФЗ № 223 попадают впросак: не дождавшись подведения итогов и подписания государственного (или муниципального) контракта, организовывают закупки товаров для его исполнения. На практике возникают ситуации, когда заявка заказчика не признается лучшей, и, соответственно, в дальнейшем с таким контрагентом не заключается контракт.

В таком случае заранее приобретенный товар становится ненужным, и проблема его реализации и применения ложится на плечи организатора процедуры (К примеру, заинтересованное лицо, увидев закупку государственного или муниципального заказчика, приобрело требуемый товар для исполнения будущего контракта. После занятия второго места в торгах у такого частника остался не только товар, но и обязанность по его оплате, что в конечном итоге может негативным образом отразиться на финансовом состоянии предприятия). Во избежание подобных ситуаций, время до подведения итогов и подписания контракта [3] потенциальному исполнителю лучше потратить на сбор коммерческих предложений поставщиков и составление закупочной документации в рамках по ФЗ № 223, чтобы в дальнейшем при необходимости оперативно опубликовать информацию о закупке товаров для исполнения контракта. Иногда на практике заказчик, размещая закупку по приобретению товаров для контракта по ФЗ № 44, указывает в документации условие о том, что он может отказаться от заключения договора на любом этапе до момента подписания договора по ФЗ № 223 (например, в случае если его заявка в процедуре по 44-ФЗ не была признана лучшей) [4] .

Читайте также:
Наказание за преступления связанные с проституцией и сутенерством

Требования к поставке товара в рамках исполнения контракта и проекта договора

Грамотно и четко прописав требования к товару в своей закупочной документации и проекте договора, исполнитель сможет максимально эффективно и с высокими показателями качества выполнить обязанности по государственному или муниципальному контракту. При подготовке условий проекта договора закупочной процедуры по ФЗ № 223 заказчику следует ориентироваться на те требования к товару и условия исполнения, которые прописал государственный или муниципальный заказчик в своем контракте. Как правило, в данных закупках организатор торгов зеркальным образом указывает (дублирует) такие же условия к поставке продукции у себя в проекте договора для потенциальных поставщиков по 223 ФЗ.

При подготовке закупочной документации заказчику в рамках Закона о закупках важно прописать такие требования государственного или муниципального заказчика, как:

  • гарантийные обязательства товара (к примеру, срок гарантии на поставленный товар составляет срок, указанный в техническом паспорте завода-изготовителя, но не менее 12 месяцев с даты подписания акта приемки товара по количеству и качеству);
  • условия замены товара (к примеру, в случае выхода из строя оборудования (его частей, узлов, агрегатов) поставщик обязуется в течение 10 дней с момента получения уведомления (устного/письменного) покупателя о замене или ремонте оборудования произвести необходимый ремонт товара, заменить вышедшие из строя составляющие части, узлы, агрегаты оборудования в согласованные с покупателем сроки);
  • наличие документов, подтверждающих качество товара (например, паспорт качества, сертификат соответствия);
  • наличие отгрузочных, сопроводительных документов (например, паспорт изделия, руководство по эксплуатации)
  • ответственность за непоставку и (или) недопоставку товара (к примеру, за просрочку поставки товара поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 0.5% стоимости товара за каждый день просрочки или ответственность согласно требованиям контракта);
  • ответственность за поставку некачественного товара (к примеру, за поставку товара ненадлежащего качества, т.е. с нарушением требований к качеству, установленных договором, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере 100 000 руб.) и др.

Главное, чтобы все прописанные заказчиком условия закупочной документации и проекта договора по ФЗ № 223 были составлены без противоречий и в соответствии с Положением о закупке.

Сведения, подтверждающие заключение государственного (или муниципального) контракта

При проведении закупки товаров в целях исполнения контракта важно не только сделать ссылку на контракт, а для достоверности приложить к документации доказательство подписания такого документа. У потенциальных поставщиков могут возникнуть вопросы о наличии контракта, в рамках которого проводится процедура закупки конкретной продукции для его исполнения. Размещение заказчиком документов и сведений, обосновывающих правомерность своих действий, поможет избежать возможных жалоб в антимонопольный орган со стороны потенциальных контрагентов [5] . Например:

  • указать ссылку контракта в ЕИС и (или) его реквизиты (№, дата подписания);
  • приложить скан заключенного соглашения и (или) смету, где будет отражена потребность именно в тех товарах, закупку которых проводит заказчик по ФЗ № 223.

На практике встречаются случаи, когда имеющийся заключенный контракт не содержит данных о товарных знаках необходимой продукции. При таких обстоятельствах заказчик по ФЗ № 223 не вправе прописывать в своей документации конкретное наименование товара со ссылкой на подписанный контракт.

В антимонопольную службу поступила жалоба контрагента на действия организатора торгов при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по модернизации систем внутреннего освещения. По мнению инициатора обращения, организатор торгов неправомерно указал требование к поставке товара с определенными товарными знаками без сопровождения словами «или эквивалент». Изучив материалы дела, комиссия УФАС установила, что заказчик запроса предложений разместил данную закупку в рамках исполнения муниципальных контрактов по итогам проведения открытого конкурса по выполнению работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов. В документации государственного заказчика, а также в муниципальных контрактах в отношении требуемого к поставке товара какие-либо товарные знаки не определены. Исходя из вышеизложенного, следует, что у государственного заказчика на дату размещения закупки и заключения муниципальных контрактов отсутствовала потребность в поставке и установке светодиодных светильников с определенными товарными знаками, следовательно, довод организатора запроса предложений о том, что товарные знаки были указаны в закупочной документации государственного заказчика в связи с исполнением муниципальных контрактов, несостоятелен, поскольку условие о поставке товара с товарными знаками первоначально не возникло из условий муниципальных контрактов. Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что организатор рассматриваемой процедуры при описании объекта закупки в документации допустил нарушение п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках. (Решение УФАС по Удмуртской Республике по делу № 018/07/18.1-27/2019 от 05.03.2019)

Возможность поставки эквивалентного товара для исполнения обязательств по контракту

Став победителем закупочной процедуры государственного (или муниципального) заказчика, организатору процедуры по ФЗ № 223 для надлежащего исполнения контракта необходимо строго следовать тем требованиям к товару, которые указаны в заключенном контракте. При таких закупках не стоит проявлять излишнюю инициативу и прописывать в собственной документации возможность поставки альтернативного товара (эквивалента), который, по мнению заказчика, подойдет для исполнения своих обязанностей по контракту. Допустив подобное, организатор закупки по ФЗ № 223 рискует получить штрафные санкции и заработать репутацию недобросовестного поставщика (к примеру, согласно заключенному контракту, поставщик обязался поставить товар для обработки зимних дорог с показателем массовой доли нерастворимого в воде остатка не более 2,5 %, однако полученный реагент не отвечал данному показателю, что в конечном итоге отрицательным образом сказалось на качестве асфальтобетонного покрытия проезжей части).

Читайте также:
Ликвидация кредитной организации: виды и порядок, сроки и ответственность

Подача запросов на разъяснение закупочной документации государственного (или муниципального) заказчика

На стадии подачи заявок на участие в закупочной процедуре государственного или муниципального заказчика потенциальному исполнителю в случае неясности условий предстоящей поставки и характеристик товаров следует направить запрос на разъяснение требований закупочной документации. Полученные сведения помогут контрагенту объективно оценить собственные возможности и рынок необходимых товаров, чтобы надлежащим образом исполнить обязанности по государственному или муниципальному контракту.

Зачастую контрагенты направляют заказчикам запросы о:

  • технических характеристиках товара;
  • возможности замены товара в рамках исполнения контракта на улучшенную продукцию;
  • сроке гарантийных обязательств (в случае отсутствия таких данных в документации);
  • возможности поставки продукции отдельными партиями и др.

Потенциальным исполнителям важно помнить о том, что такие запросы следует направлять в установленные документацией сроки. В противном случае, не получив необходимые сведения, контрагент рискует поучаствовать в процедуре, которая может оказаться ему не по силам. Также особое внимание при планировании участия в государственной или муниципальной процедуре исполнителю следует уделить анализу экономической ситуации на рынке необходимых товаров (к примеру, распространение коронавирусной инфекции, которая могла отразиться на объемах и сроках производства поставщиком нужной по контракту продукции).

Условия оплаты заказчиком поставленного товара в рамках ФЗ №223

Организатору закупки товаров в целях исполнения контракта важно своевременно выполнить обязанности не только перед государственным или муниципальным заказчиком, но и перед своим поставщиком по договору, заключенному согласно Закону о закупках. Это касается, прежде всего, обязанности по оплате приобретенной продукции. Как правило, исполнители по контракту опираются на те условия, которые им прописывают государственные или муниципальные заказчики, и оплачивают свои счета после поступления денежных средств за выполненные обязательства по заключенному соглашению. В проекте договора поставки по ФЗ № 223 заказчики процедур могут указать, к примеру, следующее: «Оплата за поставленный товар производится покупателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 5 дней с момента поступления оплаты от государственного заказчика по контракту № . от … (при этом следует учитывать нормы законодательства по оплате товара для субъектов МСП и Положение о закупках)».

Однако организаторы процедур по ФЗ № 223 вправе предусмотреть иные способы и сроки оплаты [6] без привязки к заключенному контракту, к примеру:

  • аванс (например, в размере 30% от общей стоимости товара по договору);
  • отсрочка платежа (например, 30 календарных дней с момента поставки товара и подписания соответствующих документов о приемке товара);
  • рассрочка платежа (к примеру, поэтапная оплата; ежемесячная; за поставленную партию товара; за определенный объем выборки продукции и др.).

При любом выборе условий оплаты, организатору закупки по ФЗ № 223 следует помнить о том, чтобы осуществляемые платежи не затрудняли работу предприятия и не подрывали его финансовую устойчивость.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что участие контрагента в закупочных процедурах государственного (или муниципального) заказчика накладывает на него обязанности по надлежащему исполнению обязательств по контракту, а именно: своевременно закупить и поставить необходимый товар. При этом не стоит забывать, что при организации собственных процедур по закупке заявленной в контракте продукции по ФЗ № 223, заказчику следует подробно прописать все условия предстоящей процедуры со ссылкой на заключенный контракт с государственным (или муниципальным) заказчиком.

Автор: Елена Бусарова

[1] Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” от 18.07.2011 N 223-ФЗ

[2] «Представителями заказчика на заседании комиссии не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности использования автомобилей «Е» класса иных производителей, а также не представлено доказательств проведения закупки в целях исполнения государственного или муниципального контракта». (см. Решение УФАС по Волгоградской области по делу № 034/10/18.1-154/2020от 27.02.2020)

[3] Либо до размещения в ЕИС государственным (муниципальным) заказчиком итогового протокола, в котором будет указано, что такой участник признан победителем процедуры.

[4] Данную возможность необходимо предусмотреть Положением о закупке

[5] «Заказчиком не представлены документы, подтверждающие, что он является исполнителем государственного контракта по гособоронзаказу». (см. Решение УФАС по Кировской области по делу № 043/07/3.2 – 376/2020 от 27.05.2020)

[6] В соответствии со своим Положением о закупке

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: