Что такое мониторинг в сфере закупок, и в каких целях он применяется в рамках контрактной системы?

Мониторинг закупок по 44-ФЗ: что это за процедура, кем и как она осуществляется?

Мониторинг в сфере закупок – это мощный инструмент, направленный на выявление слабых мест всей системы и конкретных нарушителей, которыми могут быть заказчики или ответственные сотрудники контрактного отдела в организации.

Контроль данной проверки осуществляет исполнительный орган федеральной власти в порядке, установленном Правительством РФ. Оценка деятельности выносится на основании сведений, размещенных в Единой информационной системе.

По итогам проверки исполнительный орган должен подготовить и опубликовать в ЕИС сводный аналитический отчет, которым могут пользоваться тендерные специалисты в рамках оказания услуг по тендерному сопровождению и анализу заказчиков, в частности.

В статье рассказываем, что это за процедура, в каких случаях проводится, какие имеет особенности, и для чего она нужна.

По каким правилам и в каком порядке осуществляется мониторинг?

Определение мониторинга в области государственных закупок появилось относительно недавно – 1 января 2017 года. Согласно принятым мерам такой мониторинг должны систематически проводить федеральные власти, чтобы установить, насколько правильно функционирует контрактное законодательство. Итоги данного специального исследования позволяют повышать уровень эффективности всей закупочной системы, действующей на территории нашей страны.

Аналитический срез проводимых закупок помогает формировать общее представление по итогам всех реализованных мер наблюдения и судить о правилах и принципах государственных и муниципальных торгов, изложенных в действующем законе.

Мониторинг регулируется статьей 97 44-ФЗ. В данном нормативе дается определение мониторинга, как и кем проводится и для каких целей. Оценку проводимых процедур и меры по улучшению контрактного законодательства исполнительный орган указывает в сводном аналитическом отчете, который направляет в ЕИС (ч.6 и 7 ст.97 44-ФЗ).

Правительство РФ в своем Постановлении № 728 от 26.08.2013 г. наделило полномочиями проводить такие комплексные исследования Министерство экономического развития РФ. Именно эта структура несет ответственность за осуществление мониторинга в сфере закупок.

При проведении мониторинга появляется понимание, насколько грамотно и качественно заказчики проводят закупочные мероприятия. То есть обеспечивается принцип прозрачности в сфере государственных торгов, который является одним из ключевых в контрактном законодательстве.

Исследование охватывает все этапы реализации процедур – от формирования планов-графиков до полной отработки всех их условий. Что проверяется методом проведения мониторинга:

  • открытость и прозрачность информации при проведении мероприятий;
  • обеспечение конкуренции;
  • компетентность заказчика;
  • единство контрактной системы в сфере закупок;
  • ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • эффективность всех мер, связанных с закупками.

Результатом проводимого мониторинга должно стать установление реальной ситуации, которая существует в области государственных торгов. Это делается путем соблюдения некоторых требований:

  • до начала комплексных действий по установлению реальной картины в сфере закупок нужно составить план-стратегию будущих мер, чтобы в полной мере можно было проанализировать показатели, выявленные в процессе исследования;
  • опираясь на отчеты, полученные от заказчиков государственного и муниципального уровня, а также относящихся к ним иным организациям, необходимо сформировать единую базу для осуществления наблюдения;
  • общая база составляется на основании информации, собранной за год, предшествующий году осуществления комплексных мер;
  • изучение всех собранных сведений проводится ответственными лицами того отдела Минэкономразвития, который выполняет непосредственный контроль за функционирование действующего законодательства и реализацию его положений;
  • сводный отчет по итогу всего мероприятия формируется на основании проведенного наблюдения, готовится и направляется для ознакомления руководителем ведомства до конца апреля года, который следует за отчетным.

В итоговом документе должны быть отражены не только сведения, полученные за год, но и отчеты по каждому кварталу, подготовленные по результатам промежуточной оценки.

Специалисты уполномоченного органа при осуществлении комплексных мер проверки пользуются сведениями из ЕИС, в которых отражены как конкретные показатели по процедуре, так и итоговые сводные отчеты (ч.3 ст.97 44-ФЗ).

Для чего нужны комплексные меры проверки?

Мониторинг контрактной сферы должен был проводиться для достижения определенных целей. Мы говорим «должен был», потому что с 1 октября 2019 г. утратила свою силу часть 2 ст.97 44-ФЗ, в которой указывались эти цели. Также с этого времени перестала действовать статья 13 44-ФЗ, в которой были указаны нормы, подлежащие проверке со стороны исполнительного органа.

Читайте также:
Доходы, не облагаемые НДФЛ: изменения для и отражение их в декларации

Для расширения кругозора наших читателей мы эти цели назовем, но они на сегодняшний день больше не актуальны, а проверка осуществляется путем обращения к сведениям из Единой информационной системы:

  • проанализировать, насколько точно соблюдаются нормы ст. 13 44-ФЗ (в отношении целей конкретных процедур и всей контрактной системы в целом, в отношении обеспечения международного сотрудничества, за которое отвечает РФ, включая и власти различного уровня, а также в отношении исполнения обязательств, предусмотренных законодательством для федеральных властей, и для осуществления тех полномочий, которые вправе совершать данные власти);
  • оценить, как соблюдаются принципы обоснованности проводимых процедур, изложенных в ст.18 44-ФЗ;
  • провести действия, которые нацелены на улучшение действующего законодательства о контрактной системе, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие контроль нынешней сферы закупок на территории РФ.

Требования к итоговому сводному отчету

О сводном аналитическом отчете, который составляется по итогам проверки, говорится в ч.5-7 ст.97 44-ФЗ, а требования к этому специальному документу изложены в Постановлении Правительства РФ от 03.11.2015 г. № 1193. В документ вносятся итоги комплексной проверки по обеспечению государственных и муниципальных контрактов, вынесенных на торги. Данная форма введена в обиход контроля над контрактным законодательством, чтобы протоколировать результаты наблюдений и оценки в сфере закупок и показывать:

  • насколько четко функционирует данная сфера, какие есть проблемные места и какой нужно сделать акцент на решении выявленных пробелов или нарушений со стороны заказчиков, а также проводить разные мероприятия, нацеленные на изменение положений контрактного законодательства для улучшения реальной обстановки;
  • насколько компетентны заказчики при планировании мероприятий; публикации закупочной документации; как происходит анализ сведений о несостоявшихся торгах; обо всех заключенных контрактах, включая и те, которые были подписаны по итогам несостоявшихся мероприятий; оценка объема и качества организованных заказчиками торгов; а также о том, каков объем закупок у различных групп поставщиков по заключенным контрактам; а также о применении различных антидемпинговых мер и способов предоставления преимуществ различным категориям поставщиков;
  • какие исполнители и каким образом исполняли свои обязательства, а также какой объем контрактов и по каким причинам был расторгнут;
  • получение сведений о применении актуальных информационных инструментов для формирования открытости и прозрачности в сфере госзакупок;
  • какие действия необходимо совершить, чтобы улучшить нормы действующего контрактного законодательства и помогать максимальному соблюдению его требований.

Если по итогам мониторинга были выявлены нарушения или игнорирование норм контрактного законодательства, то в отношении виновного заказчика может быть организована аудиторская проверка.

В каких случаях проводится аудит по результатам оценки?

Аудит в рамках государственных закупок появился сравнительно недавно, но он должен проводиться обязательно в определенных случаях:

  • в случае возникновения сомнений со стороны специалистов проверяющего органа, что проводимые процедуры соответствуют нормам законодательства;
  • в случае возникновения сомнений, что правильно ведется бухгалтерская документация по мероприятию;
  • отчетность, предоставленная заказчиком, не до конца информирует о проводимой процедуре, либо не отражены отдельные ее этапы (намеренно или случайно), и это не дает сформулировать выводы о правомерности закупки;
  • существующие отношения сторон, изложенные в договоре, в том числе возникшие по результатам заключения специальных контрактов, подготовлены несоответствующим образом;
  • в случае появления сомнений, что предоставленные ресурсы используются правильно и по назначению, в том числе и полученные из различных уровней бюджета для закрытия потребностей проверяемого государственного или муниципального заказчика.

После того как аудит был проведен, его результаты заносятся в специальный отчет. Информация из этого документа является основанием для инициации мероприятий по ликвидации всех обнаруженных нарушений.

Заключение

Мониторинг в сфере закупок, безусловно, необходим. Это проверка, которая показывает слабые стороны закупочной системы, позволяет выявить некомпетентных заказчиков и непрофессиональных работников контрактного отдела. А по результатам этой проверки проводятся мероприятия, нацеленные на улучшение нормативно-правовой базы, касающейся государственных закупок.

Оценка действий заказчиков и анализ всех этапов закупочных процедур позволяют соблюдать ключевые принципы осуществления закупок: открытость, прозрачность, конкурентная борьба, доступность любому заинтересованному лицу. Ведь не секрет, что некоторые недобросовестные заказчики, могут «затачивать» торги под «своего» поставщика, ущемляя тем самым интересы других потенциальных исполнителей и ограничивая конкурентную борьбу. А благодаря мониторингу таких нарушителей становится меньше. Этому способствуют еще и немаленькие штрафы в отношении виновных лиц.

Читайте также:
Какие обязанности у ребенка в семье, в школе, в общественных местах по закону

Обнаруженные недостатки в системе становятся основанием для проведения аудита в организации заказчика. Если сомнения исполнительного ведомства подтверждаются, то заполняется специальный отчет, основываясь на котором, заказчик должен устранить свои нарушения и тем самым улучшить работу контрактного отдела в дальнейшем.

Как проходит мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ

Мониторинг закупок — это постоянное наблюдение и анализ госзаказа. Он проводится в виде сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о тендерах, в том числе реализации планов-графиков. С 04.06.2021 заработали единые правила.

Скачать сводный отчет по мониторингу госзакупок за 2020 год
Скачать пример мониторинга по закупкам за 1 квартал 2021 год
Скачать постановление правительства № 814 от 27.05.2021 из КонсультантПлюс

Утвердили единый порядок мониторинга закупок

С 04.06.2021 вступило в силу постановление правительства № 814 от 27.05.2021, по которому в 2021-2022 гг. произошел переход на единый порядок мониторинга как для федеральной контрактной системы, так и для заказов отдельными видами юридических лиц в рамках 223-ФЗ. Новые правила заменили действующий порядок аналитики заказа исключительно по 44-ФЗ.

Получается, что с 04.06.2021 требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются постановлением № 814 от 27.05.2021, а постановление правительства № 1193 от 03.11.2015 признается утратившим силу.

За проведение контроля отвечает Министерство финансов, используя открытые сведения Единой информационной системы. Информацию для анализа предоставляют и другие ведомства — Федеральное казначейство, ФАС, Минпромторг. После проведения аналитических процедур Минфин подготовит отчетность, в которой сравнит плановые и фактические показатели закупочной деятельности и достижение минимальной доли госзакупок заказчиками. При необходимости в сводный отчет включат мероприятия по совершенствованию законодательства о госзакупках.

Основные цели мониторинга закупок по 44-ФЗ — правовой контроль над закупочной деятельностью заказчика и целевым расходованием бюджетных средств (ст. 13, 18 44-ФЗ).

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы пройти процедуру мониторинга без проблем и нарушений.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Что показывают сводный и ежеквартальные отчеты

В п. 21, 22 постановления № 814 от 27.05.2021 указано, что результаты мониторинга в сфере закупок оформляются в виде ежеквартальных и годового аналитического отчета. В п. 15 ПП 814 указано, что для подготовки ежеквартальных отчетов не позднее 30-го числа месяца, следующего за окончанием календарного квартала, обобщают, систематизируют и оценивают информацию о проведении в отчетном периоде госзакупок. А для подготовки сводного аналитического отчета не позднее 30 мая года, следующего за отчетным периодом, обобщают, систематизируют и оценивают информацию о проведении в отчетном периоде госзакупок. Дополнительно рассчитывают и анализируют показатели контрольно-надзорной деятельности.

Эти сведения направляются в правительство, размещаются на официальном сайте Минфина и направляются для размещения в ЕИС.

В сводных аналитических документах Минфина об аудите в сфере закупок 44-ФЗ за 2020 год найдете такие разделы:

  • информационное обеспечение контрактной системы в сфере госзакупок;
  • структура заказчиков;
  • единый реестр участников госзакупок;
  • планирование госзакупок;
  • осуществление госзакупок;
  • сведения о заявках на участие в госзакупках;
  • электронные площадки;
  • экономия;
  • реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  • реестр банковских гарантий;
  • контроль в сфере госзакупок;
  • основные результаты и предложения.

Аналитика отразила такие показатели:

  • в 2020 госзаказчики опубликовали 177 000 планов-графиков. Это на 21% больше, чем в 2019-ом. Общий объем финобеспечения в размещенных планах — 10,9 трлн руб.;
  • госзаказчики разместили 2,2 млн извещений (на 26% меньше, чем в 2019-ом). Общий объем опубликованных извещений — 9,4 трлн руб. Это на 2% меньше, чем в предыдущем периоде;
  • 47% госзакупок на 2,8 трлн руб. признаны состоявшимися, 48% на 5,5 трлн руб. признаны несостоявшимися. Самый частый повод для признания торгов несостоявшимися — подача единственной заявки;
  • 2,5% торгов на 743,7 млрд руб. отменили;
  • доля тендеров с запретами, ограничениями и условиями допусками по нацрежиму составила 28% и 2,7 трлн руб.;
  • в 2020-ом провели 977 общественных обсуждений — на 42% больше, чем в прошлом году;
  • госзаказчики чаще всего закупали товары, работы, услуги в форме электронных аукционов (90%, 1,9 млн извещений на 7,2 трлн рублей), запросы котировок (5%, 110 000 извещений на 17,2 млрд рублей), открытые конкурсы (2%, 35 000 извещений на 1,1 трлн рублей);
  • госзаказчики организовали 32 000 совместных госзакупок на 165 млрд — это 1,5% от общего числа извещений в отчетном периоде;
  • преференции для организаций инвалидов и учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы составили: 158 000 извещений (7%) на 170 млрд рублей для организаций инвалидов и 39 000 извещений (2%) на 18 млрд руб. для учреждений УИС. В 1,2 млн извещений (54%) на сумму 1,4 трлн руб. госзаказчики предоставили преференции субъектам малого предпринимательства — учитываются госзакупки только среди СМП и СОНКО.
Читайте также:
ПФР Республика Саха, Хангаласский улус, Покровск, ул. Братьев Ксенофонтовых, 16: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Отчет о мониторинге закупок

Кто еще мониторит госзакупки

В ч. 8 ст. 97 указано, какое ведомство готовит отчеты о мониторинге закупок, — региональные органы власти, органы местного самоуправления. Они это делают на основании актов высших исполнительных органов госвласти субъектов, местных администраций. К примеру, госзакупки для обеспечения нужд Краснодарского края мониторит департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края. Он 28.05.2021 в ЕИС опубликовал отчетный документ о результатах наблюдения за заказами за 2020 год.

Как проводится мониторинг закупок

В п. 15 положения по постановлению № 814 указано, как часто размещают отчеты о мониторинге закупок, — каждый квартал (кроме IV) и один раз сводный аналитический отчет за год. Что касается регионального и местного уровней, то этот вопрос решается отдельными нормативными актами.

Чтобы пройти эту процедуру, заказчику ничего делать не нужно. В чем заключается мониторинг закупок: Минфин самостоятельно собирает, обобщает, систематизирует и оценивает информацию о госзакупках. Он касается всех заказчиков по правилам, которые утверждены правительством в постановлении № 814 от 27.05.2021.

В п. 2 постановления правительства № 814 указано, что мониторинг закупок осуществляется на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации.

Чем обеспечивается мониторинг закупок

С 01.01.2022 вступает в силу п. 4 постановления № 814. В этом пункте указано, в чем заключается мониторинг закупок и чем он обеспечивается. В рамках этого пункта Минфину предоставлен доступ к такой информации:

  1. О заказчиках, участниках закупок из ЕИС в рамках п. 5 постановления правительства № 1414 от 23.12.2015, с указанием организационно-правовой формы в соответствии с классификаторами.
  2. О количестве размещенных планов-графиков госзакупок и общем объеме финансового обеспечения, включенного в такие планы-графики в разрезе источников финансирования, финансового года.
  3. О планировании закупок по 223-ФЗ.
  4. Об обязательном общественном обсуждении закупок в рамках закона о контрактной системе.
  5. О госзакупках в разрезе источников финансирования и способов определения поставщика.
  6. О закупках в рамках 223-ФЗ в разрезе способов определения поставщика, указанных в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 закона о закупках отдельными видами юрлиц.
  7. О контрактах, информация о которых включена в реестр контрактов в разрезе источников финансирования и способов определения поставщика.
  8. О договорах, информация о которых включена в реестр договоров в рамках 223-ФЗ.
  9. О банковских гарантиях из реестра в разрезе банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявок на участие в закупках, исполнения контрактов, гарантийных обязательств.
  10. О контроле в сфере закупок, о поданных и рассмотренных жалобах в рамках закона о контрактной системе, о деятельности органов контроля.
  11. О количестве поставщиков, информация о которых включена в реестр недобросовестных поставщиков, в разрезе оснований по ч. 2 ст. 104 44-ФЗ.
  12. О количестве поставщиков, информация о которых включена в реестр недобросовестных поставщиков, в разрезе оснований по ч. 2 ст. 5 223-ФЗ.

Сидаев Дмитрий

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.

Как проходит мониторинг госзакупок

Мониторинг в сфере закупок по 44 ФЗ — это система, с помощью которой государство контролирует торги по 44 ФЗ или 223 ФЗ. Это необходимо в том числе как мера совершенствования контрактной системы, ее действующих положений, актов и нормативов.

Читайте также:
Как признать право собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства через суд

Сущность и нормативно-правовая база

Мониторинг госзакупок — это комплексная система наблюдения в сфере тендеров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основные инструменты такие:

  • сбор;
  • обобщение;
  • систематизирование;
  • аналитическая оценка полученной информации.

Аккумулируют информацию непрерывно и систематично.

Не путайте мониторинг с контролем. Задача первого — наблюдение для последующего информационного анализа и выявления эффективности, целесообразности и обоснованности проводимых закупочных процедур, а не механизация финансово-контрольных мероприятий.

Процедуры наблюдения на законодательном уровне регулируются положениями ст. 97 44-ФЗ и Постановлением Правительства № 1193 от 03.11.2015, которым утверждены правила проведения мониторинга централизованных закупок.

Кто и что проверяет

Ответственными за сбор, обобщение и анализ тендерных данных выступают федеральные органы, регулирующие надлежащее исполнение норм и правил контрактной системы: Минфин, Федеральное казначейство, ФАС. В их задачи входит не только подготовка актуализированной информации о тендерах в целом, но и обработка данных о планах-графиках, о состоянии их реализации, о судебных актах и решениях в области закупок. Они обрабатывают информационные потоки из писем и обращений как от федеральных законодательных и исполнительных органов, так и от представителей организаций и физических лиц.

Ответственные за наблюдение органы привлекают иных лиц для сбора и подготовки информационного анализа и организуют специализированные экспертные советы, включающие в состав представителей различных федеральных органов власти и субъектов РФ.

Цели процедуры наблюдения

Мониторинг закупок осуществляется в целях выявления актуальных данных из ЕИС для дальнейшей оценки реальной эффективности обеспечения государственных и муниципальных потребностей.

По факту использования комплексной системы наблюдения оценивается обоснованность закупочных процедур в рамках ст. 18 44-ФЗ.

Еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование контрактного законодательства и юридические правоотношения в ней.

Когда и как обнародуются результаты

На основании результатов, полученных по факту мониторинга, итоговые показатели вносятся в сводный аналитический отчет, который формируют и отправляют для контроля в Правительство РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. В нем содержатся такие информационные параметры о госзакупках:

  • планирование;
  • фактическое осуществление;
  • результаты контрольных мероприятий;
  • оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • меры по совершенствованию действующего законодательства.

Результаты мониторинга тендеров и закупок размещают ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сведения публикуют в виде аналитических отчетов отдельно за каждый квартал. Отчет за 4 квартал отчетного периода (года) размещают до 1 марта года, следующего за отчетным. Их публикуют в специальном разделе на сайте Минфина.

Как готовят сводный аналитический отчет

Годовой мониторинг закупок представляет собой сводный аналитический отчет. Он публикуется ежегодно.

До 1 ноября отчетного периода федеральные органы, которые регулируют исполнение нормативов контрактной системы, разрабатывают структуру сводного аналитического отчета, в предмете которого отмечают краткое содержание разделов, подразделов и приложений по п. 1 Постановления Правительства от 03.11.2015 № 1193.

ФАС и прочие регулирующие органы согласовывают этот проект структуры сводного документа в срок до 1 декабря отчетного периода.

Разработка проекта аналитического отчета производится в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, а до 15 апреля осуществляется итоговое согласование проекта.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Что такое мониторинг в сфере закупок, и в каких целях он применяется в рамках контрактной системы?

Законодательство о контрактной системе предусматривает процедуру сбора, обработки и анализа сведений о ходе закупок.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Что такое мониторинг в сфере госзакупок, и каковы его цели

Под мониторингом в сфере госзакупок понимают наблюдение и регистрацию параметров закупочной деятельности от всех участников контрактной системы, подведение итогов закупки по 44-ФЗ и принятие мер по совершенствованию закупочного процесса осуществления госзаказа в рамках контрактной системы. В ходе мониторинга проверяется реализация плана-графика (планы закупок по 44-ФЗ были упразднены).

Читайте также:
Регистрация земельного участка в Росреестре — необходимые документы и стоимость

При проведении мониторинга применяются определенные правила, которые утверждены Постановлением Правительства от 2015 года №1193. В ст. 97 44-ФЗ подчеркивается, что мониторинг в сфере госзакупок проводится в целях:

  1. Оценки степени достижения целевых ориентиров в сфере госзаказа по ст. 13 44-ФЗ.
  2. Оценки степени обоснованности госзакупок по ст. 18 44-ФЗ.
  3. Совершенствования российского законодательства.

Отметим, что ч. 2 ст. 97 в отношении необходимости мониторинга целей закупок утратила силу с октября 2019 года, равно как и ст. 13, на которую она ссылалась.

При проверке достижения целевых ориентиров проверяется реализация мероприятий, которые указаны в документах стратегического развития и целевого планирования.

При проверке контролирующим инстанциям нужно оценить, исполняются ли международные обязательства РФ, были ли выполнены полномочия государственных и муниципальных органов власти.

Оценка обоснованности контракта выражается в оценке правильности корректировки размера НМЦК и объекта закупки.

Кто занимается

Органом, который занимается мониторингом тендерных и закупочных мероприятий, выступает Минфин (по Постановлению Правительства от 2013 года №728, ранее это был Минэкономразвития).

Исполнительные органы региональных властей, муниципальных администраций могут проводить анализ закупочной деятельности в пределах своей компетенции на соответствующей территории, закрепленной за этими органами власти.

Порядок проведения

Минфин обязан формировать поквартальные аналитические отчеты и публиковать их в ЕИС до последнего числа месяца за отчетным кварталом. За последний квартал отчетного года отчеты формируются до 1 марта следующего года.

До конца апреля контролирующим инстанциям нужно сделать сводный отчет с аналитической информацией и разместить его в ЕИС.

Также отчетность размещается на сайте Минфина. В отчетности Минфина представлена информация по трем уровням власти: федеральной, субъектов РФ и муниципальной. Отчетность содержит сведения о планировании и осуществлении закупок, а также о результатах контроля. Закупки представлены в разрезе отраслей.

Сводный аналитический отчет

Цели мониторинга состоят в оценке эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Результаты анализа и изменений в контрактной системе отображаются в сводном отчете.

Сводный отчет формируется Минфином с использованием информации из ЕИС, путем обращения в Счетную палату, ФАС, а также с привлечением экспертов. Минфин должен подготовить сводный отчет со следующей информацией:

  1. Количество размещенных закупочных извещений.
  2. Суммарный объем НМЦК.
  3. Сумма централизованных закупок.
  4. Количество состоявшихся и несостоявшихся процедур закупки.
  5. Общая стоимость подписанных контрактов и их количество.
  6. Отчет об исполнении контрактов, оплате и начислении неустоек.
  7. Сведения о ведении реестра РНП.
  8. Сведения о ведении реестра жалоб, результатов плановых и внеплановых проверок.
  9. Результаты контрольных мероприятий.
  10. Количество банковских гарантий и размер денежной суммы в них.
  11. Функционирование ЕИС.

На сайте ЕИС и сайте Минфина можно ознакомиться со сводными аналитическими отчетами за прошлые периоды.

Сводный отчет должен быть разработан до 15 марта года, который следует за отчетным. До 15 апреля отчет следует согласовать с ФАС и иными органами исполнительной власти. Также он представляется на рассмотрение в Правительство до 30 апреля.

Проведение аудита по результатам мониторинга

Если у органов государственной власти возникли основания полагать, что реализованные закупки противоречат нормам законодательства, то обязательным является проведение аудита. Также аудиторская проверка потребуется в следующих случаях:

  1. У заказчиков возникли сомнения по вопросу корректного ведения бухгалтерского отчета при реализации принципов контрактной системы.
  2. Предоставленные отчеты не дают оснований убедиться в отсутствии нарушений в сфере госзакупок со стороны отдельного заказчика.
  3. Возникают сомнения в эффективности расходования ресурсов, включая финансирование из различных уровней бюджета.
  4. Существующие контрактные отношения не были оформлены должным образом.

Сроки проведения аудиторских мероприятий определяются заранее и вносятся заказчиками в соответствующие планы проверок. В них должно быть указано:

  1. Наименование организации.
  2. Цель аудита.
  3. Дата и сроки проверки.
  4. Наименование инстанции, которая проводит аудит.

Плановые проверки не допускается проводить чаще одного раза в три года.

Если контролирующая инстанция планирует проведение внеплановой проверки, то ее предварительно предстоит согласовать в прокуратуре.

В ходе проведения проверки различают три основных этапа:

  1. Предпроверочный, или подготовительный. В рамках данного этапа происходит сбор и ознакомление с закупочной деятельностью.
  2. Основной этап. На нем контролирующие инстанции проверяют все материалы по проводимым закупкам. На этом этапе проверяются, не были ли завышены цены, правильно ли выбраны источники финансирования и пр.
  3. Заключительный этап. На этом этапе нужно подготовить официальный отчет с выводами.
Читайте также:
В какое время могут звонить из банка по закону 2022 году - Вопросы права

При аудите у заказчика могут потребовать дополнительные материалы: планы-графики, обоснование НМЦК и пр.

Результаты аудиторской проверки оформляются в виде специального отчета. Он ложится в основу разработки комплекса мероприятий для устранения всех выявленных нарушений.

Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок

Примечание. Часть 1 статьи 97 вступает в силу с 1 января 2017 года.

Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

Мониторинг закупок осуществляется в целях:

1) оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

2) оценки обоснованности закупок в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона;

3) совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.

Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ)

Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Правительство Российской Федерации. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Сводный аналитический отчет подлежит размещению в единой информационной системе.

В соответствии с актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органами местного самоуправления может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ)

Порядок использования единой информационной системы для целей мониторинга закупок устанавливается с учетом порядка функционирования единой информационной системы, установленного в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Утратил силу. – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ.

Статья 98. Аудит в сфере закупок

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.

Органы, указанные в части 1 настоящей статьи (далее – органы аудита в сфере закупок), в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

Для достижения целей, указанных в части 2 настоящей статьи, органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Органы аудита в сфере закупок обобщают результаты осуществления деятельности, указанной в части 3 настоящей статьи, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

Читайте также:
Въехал в зад – ДТП: в каких случаях тот, кто сзади, не виноват?

Мониторинг в сфере государственных и муниципальных закупок на основании положений Федерального закона №44-ФЗ

Создание функционирующей в настоящее время системы государственных и муниципальных закупок главной целью имело обязательное превращение этой системы в максимально прозрачную систему. Именно для этих целей осуществляется проведение всестороннего мониторинга при осуществлении государственных закупок.

Правила и порядок проведения мониторинга

Мониторинг в сфере государственных закупок – это специальное исследование, которое носит систематический характер и направлено на то, чтобы установить правильность реализации основных принципов сформированного законодательства, направленного на совершенствование контрактной системы, функционирующей на территории Российской Федерации.

Проведение мониторинга необходимо для того, чтобы в полном объеме составлять картину по итогам всех реализованных мероприятий наблюдения, которые предназначены для получения итоговой картины реализации правил и принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в действующем законодательстве.

Основное регулирование проводимого процесса мониторинга осуществляется на основании положений статьи 97 Федерального закона «О контрактной системе». Именно эта статья формирует основные цели, для которых и проводятся мероприятия, предусмотренные такими комплексными аналитическими действиями.

В соответствии с положениями действующего законодательства, в частности, на основании Постановления Правительства Российской Федерации №728, принятого 26 августа 2013 года, проведение мониторинга всей ситуации, которая складывается в сфере государственных и муниципальных закупок, полностью ложится на плечи Министерства экономического развития Российской Федерации.

При проведении мониторинга производится проверка того, каким образом осуществляются закупки, начиная от составления планов-графиков и планов закупок и до момента их полной реализации путем проведения всех необходимых закупочных мероприятий.

Для того чтобы результаты проводимых мероприятий могли считаться объективными и отражающими реальную картину, мониторинг должен осуществляться следующим образом:

  • на первом этапе проведения мониторинга необходимо сформировать план предстоящих действий для того, чтобы максимально полно охватить все показатели, которые должны быть проанализированы в ходе формирования результатов конкретного исследования;
  • на основании предоставленных ранее отчетов от государственных и муниципальных заказчиков, а также приравненных к ним юридических лиц, проводится формирование единой базы для проведения исследования;
  • в качестве базы для проводимого исследования берутся сведения, сформулированные за год, предшествующий году проведения мониторинга;
  • анализ всех взятых за основу исследований проводится уполномоченными сотрудниками того подразделения Минэкономразвития, на которое возложены непосредственные обязанности в части контроля за реализацией действующего законодательства в сфере закупок;
  • итоговый сводный отчет, составленный на основании результатов мониторинга, должен быть подготовлен и представлен для ознакомления руководителем подразделения до 30 апреля года, который следует за отчетным.

Так как подготовка итогового сводного отчета происходит на основании сведений, полученных за год, в его основу ложатся не только все показатели, полученные в течение года, но и сформированные ежеквартальные отчеты по итогам промежуточного мониторинга.

Все необходимые показатели для проведения мониторинга уполномоченные сотрудники берут из Единой информационной системы как в виде самостоятельных данных, так и в виде итоговых сводных отчетов.

Цели проводимых проверок

Проведение проверки в рамках осуществления мониторинга в сфере закупок направлено на достижение определенных целей, а именно:

  • оценка того, в какой степени были достигнуты цели осуществления закупок, которые законодатель сформировал в статье 13 Федерального закона «О контрактной системе» (в части достижения целей, которые были поставлены перед конкретными закупочными мероприятиями и сформированной контрактной системой в целом, в части исполнения существующих международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация, в том числе в лице различных органов власти на существующих уровнях, а также в части выполнения предусмотренных законом функций, установленных для государственных органов власти, и для реализации тех полномочий, которыми такие органы наделены);
  • оценка того, каким образом реализуются принципы обоснованности проводимых закупочных мероприятий, предусмотренных статьей 18 указанного Федерального закона;
  • осуществление мероприятий, которые направлены на совершенствование действующего законодательства в сфере закупок, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие регуляцию существующей контрактной системы в рамках Российской Федерации.

То, насколько достигнуты сформулированные в части 3 статьи 97 Федерального закона №44-ФЗ цели, можно проследить на основании данных, которые представлены в итоговом сводном отчете, так как его составление должно полностью реализовывать указанные цели в содержании такого отчета.

Читайте также:
Расчет пени и неустойки в г ставка - особенности процедуры

Итоговый сводный отчет по результатам мониторинга

Все результаты проведенного мониторинга в части реализации государственным или муниципальным заказчиком или приравненными к ним юридическими лицами должны быть сформулированы в специальном документе – итоговом сводном отчете. Этот документ готовится для того, чтобы отразить информацию о следующих параметрах существования контрактной системы в сфере закупок:

ФЗ 44

  • каким образом развивается контрактная система в сфере закупок, а также на какие именно ее разделы следует обратить особое внимание, в том числе при проведении различного рода мероприятий, направленных на изменение действующих норм права в сфере госзакупок для их усовершенствования;
  • каким образом ведут себя заказчики, в том числе в части планирования закупок; размещения информации о проведении закупочных процедур; каким образом осуществляется анализ информации о несостоявшихся процедурах; о всех заключенных контрактах, в том числе которые были подписаны по итогам таких несостоявшихся процедур; анализ количества и качества проведенных электронных закупочных процедур; а также о том, каков объем закупок у различных категорий исполнителей по заключенным контрактам; а также о применении различных антидемпинговых мер и методов предоставления преференций различным исполнителям заключенных контрактов;
  • общий вид и порядок поведения исполнителей по заключенным, исполненным или расторгнутым контрактам;
  • получение информации об использовании существующих информационных ресурсов для формирования максимально прозрачной системы госзакупок;
  • какие меры должны быть приняты в части совершенствования действующего законодательства для максимального достижения целей создания и постоянного изменения созданной контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок.

В том случае, если результаты мониторинга относительно конкретного государственного или муниципального заказчика оказались неудовлетворительными, может быть проведена аудиторская проверка.

Случаи проведения аудита по итогам мониторинга

В части государственных закупок проведение аудита – явление относительно новое, однако его проведение является обязательным в некоторых случаях, а именно:

  • если у органов, проводивших мониторинг осуществления госзакупок, возникли сомнения в том, что реализованные мероприятия не противоречат законодательным нормам, которые осуществляют собственно регулирование сферы госзакупок;
  • возникли сомнения о том, насколько правильно ведется бухучет в рамках реализации принципов существования контрактной системы;
  • предоставленные отчеты не отражают полной информации, либо представленная в них информация не дает возможности удостовериться в том, что никаких нарушений в сфере госзакупок конкретным заказчиком совершено не было;
  • существующие договорные отношения, в том числе возникшие по результатам заключения специальных контрактов, оформлены ненадлежащим образом;
  • возникают сомнения о том, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, в том числе предоставленные из различных уровней бюджета для финансирования деятельности проверяемого государственного или муниципального заказчика.

Все полученные результаты аудиторской проверки оформляются в специальном отчете, который ложится в основу мероприятий, направленных на устранение всех выявленных нарушений.

Мониторинг в сфере госзакупок – это мероприятие, которое направлено на то, чтобы проанализировать, каким образом ведут себя заказчики и исполнители для достижения главных целей создания существующей контрактной системы, а именно: обеспечения прозрачности осуществляемых государственных и муниципальных закупок, а также создания возможности для свободной конкуренции между потенциальными исполнителями в части осуществления таких закупок. Если по результатам мониторинга по каким-то причинам были выявлены различные нарушения в части осуществления государственных закупок, то контролирующие органы вправе инициировать аудиторскую проверку, по результатам которой формируется отчет, направленный на устранение выявленных нарушений у конкретного заказчика.

Мониторинг закупок по 44-ФЗ: кто и как контролирует

Мониторинг закупок — это наблюдение и контроль государственного заказа. Анализ осуществляется путем сбора, обработки и оценки информации.

Скачать сводный отчет за 2020 год

Последние исследования

По правилам результаты мониторинга оформляются Министерством финансов РФ в виде сводного и квартальных аналитических отчетов. 28.05.2021 Минфин опубликовал сводный отчет за 2020 год. Годовой мониторинг госзакупок показал, что:

  1. В 2020 заказчики разместили 177 тыс. планов-графиков. Это на 21 % больше, чем в 2019-м. Общий объем финансового обеспечения в опубликованных планах составляет 10,9 трлн рублей.
  2. Заказчики опубликовали 2,2 млн извещений (на 26 % меньше, чем в 2019-м). Общий объем размещенных извещений — 9,4 трлн руб. Это на 2 % меньше, чем в 2019 году.
  3. 47 % закупок на 2,8 трлн рублей признали состоявшимися, 48 % на 5,5 трлн рублей не состоялись. Самая распространенная причина для несостоявшихся торгов — подача только одной заявки. 2,5 % торгов на 743,7 млрд рублей отменили.
  4. Доля тендеров с запретами, ограничениями и допусками по национальному режиму составила 28 % и 2,7 трлн рублей.
  5. В 2020-м провели 977 общественных обсуждений — на 42 % больше, чем в прошлом году.
  6. Заказчики в основном проводили электронные аукционы (90 %, 1,9 млн извещений на 7,2 трлн рублей), запросы котировок (5 %, 110 тыс. извещений на 17,2 млрд рублей), открытые конкурсы (2 %, 35 тыс. извещений на 1,1 трлн рублей).
  7. Заказчики провели 32 тыс. совместных закупок на 165 млрд, что составляет 1,5 % от общего числа извещений в отчетном периоде.
  8. Преференции для организаций инвалидов и учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы составили: 158 тыс. извещений (7 %) на 170 млрд рублей для организаций инвалидов и 39 тыс. извещений (2 %) на 18 млрд рублей для учреждений УИС.
  9. В 1,2 млн извещений (54 %) на сумму 1,4 трлн руб. заказчики предоставили преференции субъектам малого предпринимательства — учитываются закупки только среди СМП и СОНКО.
Читайте также:
Кто освобождается от уплаты транспортного налога в 2022 году?

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как составить отчет о закупках у СМП и СОНКО без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.

За 2020 год в реестре контрактов разместили 3,4 млн госконтрактов на сумму 8,9 трлн рублей. Количество контрактов сократилось на 5,5 % по сравнению с 2019 годом, но сумма их увеличилась на 8,5 %. С малым бизнесом заключили 2,2 млн контрактов на сумму 3,9 трлн рублей.

Мониторинг закупок. Отчет

Кроме годового, Минфин опубликовал отчет за 1-й квартал 2021 г. Основные показатели закупочной деятельности за первые три месяца 2021 года таковы:

  1. Заказчики разместили 138 тыс. планов-графиков на 6,2 трлн рублей. Это меньше на 14 % в количественном и на 5 % в стоимостном выражении, чем в 1-м квартале 2020 г.
  2. В ЕИС опубликовано 480 тыс. извещений — на 8,5 % меньше, чем в 2020 г. Суммарный объем извещений — 2 трлн рублей, на 9 % меньше показателя 2020 г.
  3. В 1-м квартале провели 361 общественное обсуждение — на 12 % меньше, чем в прошлом году.
  4. Опубликовано 6,2 тыс. извещений о совместных закупках на сумму 52,4 млрд рублей.
  5. Больше всего заказчики проводили электронные аукционы (89 %), запросы котировок (4,5 %) и электронные конкурсы (2,1 %).
  6. Состоявшимися признали 281,6 тыс. закупок на 814,8 млрд рублей. Несостоявшимися — 182 тыс. на 770 млрд рублей.
  7. Заказчики разместили 267 тыс. извещений на 312,8 млрд рублей с преимуществом для СМП.

Всего в 1-м квартале 2021 г. заказчики заключили и разместили в реестре контрактов 1,6 млн госконтрактов на сумму 2,3 трлн руб. Количественный показатель в отчете по сравнению с 2020 годом увеличился на 23 %, а стоимостной — на 5 %. В этом отчетном периоде заказчики заключили 436 тыс. контрактов с субъектами малого предпринимательства на общую сумму 719 млрд рублей.

Как мониторят закупки

Мониторинг проводится на основании ст. 97 44-ФЗ. В нормативах указано, что заказы анализируют на постоянной основе, используя информацию из ЕИС. Порядок использования Единой информационной системы для проведения аналитических процедур установлен с учетом общего порядка работы ЕИС.

Все результаты мониторинга по итогам каждого года оформляются в виде ежеквартальной отчетности и годового сводного отчета. Отчет за IV квартал не формируют. В сводном отчете дают оценку эффективности госзаказа. Его ежегодно размещают в ЕИС и на сайте Минфина.

С 04.06.2021 действует новый порядок проведения мониторинга в сфере закупок, который утвержден ПП РФ № 814 от 04.06.2021. Постановление вступило в силу в день его опубликования, за исключением некоторых положений. Новый порядок отменяет старые правила из ПП РФ № 1193 от 03.11.2015.

Ежегодный сводный отчет показывает, как проводится контроль в сфере государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ в конкретном году и каковы его результаты. В отчетности приводят такую информацию:

  • об общем количестве опубликованных извещений;
  • о суммарном значении начальных цен, включая анализ по централизованным заказам;
  • о состоявшихся, несостоявшихся процедурах;
  • о числе заключенных контрактов и их общей стоимости;
  • об исполнении соглашений, включая начисленные и уплаченные неустойки;
  • о реестрах недобросовестных поставщиков, жалоб, проверок;
  • о числе и сумме банковских гарантий;
  • о проведении контроля;
  • о порядке функционирования ЕИС.
Читайте также:
ПФР Республика Саха, Хангаласский улус, Покровск, ул. Братьев Ксенофонтовых, 16: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Сведения представлены в информационных блоках:

  • информационное обеспечение контрактной системы;
  • структура заказчиков;
  • единый реестр участников торгов;
  • планирование, осуществление закупок;
  • сведения о заявках на участие в тендерах;
  • электронные площадки;
  • экономия;
  • реестр заключенных контрактов;
  • реестр банковских гарантий;
  • контроль в сфере закупок;
  • основные результаты и предложения.

Кто проводит мониторинг

В п. 8 ст. 97 44-ФЗ закреплено, кто проводит мониторинг закупок по 44-ФЗ для обеспечения государственных и муниципальных нужд: региональные управленцы, местные администрации, муниципальные органы. Отчеты размещают в соответствии с нормативными актами высших органов власти на государственном и федеральном уровнях.

Минфин РФ — это федеральный орган исполнительной власти, регулирующий контрактную систему (ПП РФ № 728 от 26.08.2013). О том, какое ведомство готовит отчеты о мониторинге закупок на региональном уровне, узнайте в местной администрации. К примеру, в Санкт-Петербурге это Комитет по государственному заказу.

Как организуют

Результаты мониторинга фиксируются в периодической и годовой отчетности. В новом регламенте ПП № 814 написано, кто размещает в ЕИС отчет по мониторингу закупок и как часто это делает — Минфин публикует аналитические отчеты ежеквартально. За IV квартал отчетность не формируют. Информацию за этот период включают в сводный отчет за прошедший год.

Порядок аналитики на местном уровне устанавливается локальными нормативами. В п. 1 ст. 97 указано, для чего мониторинг закупок 44-ФЗ проводится и в чем заключается: в наблюдении, сборе, обобщении, систематизации и оценке сведений о госзаказе. На региональном уровне анализ проводят аналогичным образом.

Вышестоящие ведомства анализируют работу всех государственных и муниципальных заказчиков. Ежегодный мониторинг осуществляет федеральный или региональный орган исполнительной власти. В Положении № 814 разъясняется, кто занимается мониторингом закупок бюджетной организации — те же ведомства на федеральном или региональном уровне. Оценка деятельности заказчиков проводится на постоянной основе без исключений. Специалисты анализируют:

  • госзаказы;
  • реализацию планов-графиков из Единой информационной системы;
  • письма и обращения на адрес органа, проводящего анализ;
  • судебные решения и акты;
  • открытые источники информации.

Кроме того, проводится мониторинг централизованных закупок и торгов с обязательным общественным обсуждением. Сведения берут у органа, обеспечивающего оценку заказов, у федеральных органов исполнительной власти, у государственных органов федерального уровня, региональных управлений, местных администраций. Информацию запрашивают у граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц. При проведении анализа учитывают итоги общественного контроля по ФКС.

Кто обеспечивает права на проведение мониторинга

Мониторинг, анализ и аудит проводят, руководствуясь правами:

  • на привлечение других лиц и источников для работы с информацией и подготовки отчетности о тендерах и исполнении планов-графиков;
  • на создание экспертных советов, в которые входят представители федеральных ведомств и госорганов, региональных властей, муниципальных управлений, общественных организаций и объединений граждан, юрлиц.

Постоянный мониторинг госзакупок обеспечивается органом исполнительной власти на федеральном уровне (п. 4 ст. 97 44-ФЗ). Такие органы регулируют реализацию положений Федеральной контрактной системы по правительственным актам.

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: