Что такое меры административного принуждения и как их применяют

Государственное и административное принуждение: понятие, признаки, виды

Характеристика государственного принуждения – понятие, виды, классификация

Государственное принуждение – одна из разновидностей социального принуждения, представляющая собой меры психического, физического, материального или организационного влияния, применяемые уполномоченными на это субъектами в установленном законодательством порядке независимо от воли субъекта с целью обеспечения общественного порядка и безопасности.

К признакам государственного принуждения следует отнести такие характерные особенности:

  • Разновидность социального принуждения;
  • На основании психомотивационной природе устанавливается конфликтом между государственной волей, выражаемой нормами законодательства и индивидуальной волей лица, нарушившего правовые предписания;
  • Правовая опосредованность, носит правовой характер;
  • Является актом психического, физического, материального или организационного воздействия на субъект;
  • Оказывает влияние на сознание, волю и поведение лица;
  • Предусматривается конфликтом между волей государства, которая выражается законодательными нормами и субъекта;
  • Реализация в рамках правовых отношений охранительного типа.

Видовая дифференциация подразумевает собой следующее:

  • Административное принуждение;
  • Уголовное принуждение;
  • Принуждение гражданско-правового характера;
  • Дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение как один из основных видов государственного управления

Административное принуждение – способ государственного управления, который основывается на административно-правовых нормах, и представляют собой совокупность психических, физических или иных средств воздействия, которые используются уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Характерными чертами административного принуждения являются:

  • Основано на нормах административного права;
  • Применение как физическими лицами, так и юридическими;
  • Применение в сфере общественных отношений, которые регулируются как административно-правовыми нормами, так и нормами других правовых отраслей;
  • Регламентирование законными и подзаконными нормативно-правовыми актами;
  • Возможно применение широким кругом уполномоченных на это субъектов;
  • Разносторонность системы мер административного принуждения (широкий спектр воздействия);
  • Зачастую применение в административном, то не в судебном, порядке;
  • Порядок применения мер устанавливается нормами административно-процессуального кодекса, который формирует более упрощенную процедуру.

Классификация мер административного принуждения

Классификация административного принуждения разнообразна и представлена ниже.

К признакам, по которым можно классифицировать принуждения административного характера, относятся:

  • Характер и специфика воздействия;
  • Субъект применения;
  • Нормативные основания;
  • Сфере влияния;
  • Способ обеспечения общественного порядка и целевому предназначению.

По характеру и специфике воздействия различают меры психического воздействия, физического воздействия, имущественного воздействия и организационного воздействия.

В зависимости от субъекта применения различают меры, которые принимаются индивидуальными субъектами и меры, которыми субъектами коллективного типа.

Нормативные основания подразумевают собой меры, основанные на законодательных актах и подзаконных правовых нормах.

По сфере влияния административное принуждение делится на внутриорганизационные и внешние властные меры.

Меры административного предупреждения, пресечения, административно-процессуального обеспечения, а также защитные меры (правовосстановительные) и меры наказания относятся к такой категории, как способ обеспечения общественного порядка и целевого предназначения.

Меры административного принуждения, исходя от широкого спектра влияния, также классифицируются по своим целям.

Целевая категория включает в себя следующие составляющие:

  • Предотвращение правонарушений и наступления неблагоприятных последствий, не имеющих непосредственного отношения к правонарушению;
  • Предупреждение правовых нарушений;
  • Восстановление нарушенного состояния;
  • Обеспечение, имеющее процессуальный характер;
  • Возложение ответственности на правонарушителя за совершенное деяние.

Административное принуждение также основываются как на правонарушениях, так и фактах, аномальных от правового содержания.

Поскольку процесс применения мер административного принуждения является довольно сложным, то его подразделяют на соответствующие стадии.

Стадиями меры принуждения являются:

  • Проведение анализа возникшей ситуации;
  • Выбор конкретной меры принуждения, исходя из обстоятельств;
  • Вынесение решения по принятию мер административного принуждения;
  • Применение меры административного принуждения на практике;
  • Проведение анализа в отношении эффективности применения мер;
  • Внесение корректировок в дальнейшую правоприменительную деятельность.

Для правильного и эффективного применения мер, необходимо определить какой правовой отраслью законодательства эти нормы были установлены.

Какие есть меры административного воздействия?

Меры административного воздействия — это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и норм в различных сферах, в том числе в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственной финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности и т.д. Административное воздействие реализуется посредством мер убеждения (разъяснения, предупреждения и так далее) и принуждения. Принуждение реализуется через меры пресечения и наказания. согласно ст.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

Читайте также:
Брошенная машина во дворе: куда жаловаться, бесхозный автохлам, как бороться

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод; 10) временный запрет деятельности; (п. 10 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ) 11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно ст.3.2 Кодекса об административных правонарушениях, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Что такое меры административного принуждения и как их применяют

Корпоративное, гражданское право, экспертиза и составление договоров,оформление недвижимости, оформление перепланировок, арбитражное и гражданское судопроизводство, защита интеллектуальной собственности

Меры административного принуждения позволяют государственной власти обеспечивать охрану правопорядка. Из нашей статьи вы узнаете о классификации мер административно принуждения, их значимости для обеспечения безопасности общества и законных способах их применения.

Понятие и признаки мер административного принуждения

Административное принуждение — вид принуждения, регулируемый административным законодательством. Оно используется госорганами в связи с совершением правонарушения.

Меры административного принуждения (или виды административного принуждения) — комплекс мероприятий властных органов. Их целью служит предупреждение, пресечение правонарушения, привлечение виновного лица к ответственности.

Меры административно-правового принуждения регулируются КоАП, но не только: они также содержатся в других кодексах, законах: Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ и пр.

  • урегулированы нормами административного права (КоАП РФ,);
  • направлены на поддержание правопорядка и охрану общественных отношений;
  • менее суровы по сравнению с мерами уголовного принуждения;
  • предусмотрены как в отношении лиц, совершивших правонарушение, так и в качестве предупреждения его совершения, например в разгар стихийных бедствий.

Обратите внимание! Эти меры применяют в отношении как физических, так и юридических лиц. Их законность обеспечивает возможность обжалования и жесткий прокурорский надзор.

Классификация мер административного принуждения

Виды мер административного принуждения по способу обеспечения общественного порядка можно разделить на 5 групп:

  • предупредительные;
  • пресекательные;
  • обеспечительные;
  • меры административной ответственности;
  • восстановительные меры.
Читайте также:
На сколько лет выдается загранпаспорт нового поколения для ребенка, каков срок действия удостоверения старого образца?

Предупредительные меры

Предупредительные меры — мероприятия, направленные на предупреждение совершения правонарушения, возникновения неблагоприятных для общества либо конкретного лица обстоятельств. Их применяют при отсутствии факта правонарушения.

К административно-предупредительным мерам принуждения относят:

  • объявление карантина (специального режима нахождения) на определенной территории с целью предупреждения распространения заболевания или прочих неблагоприятных эпидемиологических обстоятельств;
  • досмотр вещей при перемещении через границу (таможенный досмотр) с целью предупреждения незаконного ввоза (вывоза) товаров и прочих запрещенных предметов;
  • перекрытия участков дорог с целью обеспечения безопасности участников движения в случае аварии или участников массовых мероприятий при проведении митингов, шествий;
  • принудительную эвакуацию граждан из аварийных домов или мест стихийных бедствий.

Пресекательные меры

Меры административного пресечения призваны прекратить правонарушение. В целях пресечения совершаемого противоправного деяния допустимы способы и средства принудительного воздействия.

Выделим следующие виды пресекательных мер:

  • личного характера (задержание);
  • имущественного характера (изъятие орудия правонарушения);
  • технического характера (запрет на эксплуатацию);
  • финансового характера (приостановка финансовых операций, арест счета);
  • санитарно-эпидемиологического характера (остановка работы предприятия вследствие нарушения санитарных норм);
  • лицензионно-разрешительного характера (аннулирование лицензии, разрешения на ведение деятельности).

Важно! К мерам пресечения, помимо общих, относят меры физического воздействия, применяемые непосредственно к личности:

  • задержание; ;
  • отстранение от работы;
  • помещение в медицинское учреждение;
  • применение оружия.

Обеспечительные меры

Обеспечительные меры направлены на обеспечение возможности всестороннего рассмотрения правонарушения, изучения обстоятельств его совершения. Их цель — вынесение справедливого решения.

Их применение дает возможность лицу, в ведении которого находится рассмотрение административного дела:

  • установить личность нарушителя;
  • изучить обстоятельства дела;
  • определить круг лиц, причастных к правонарушению;
  • выявить обстоятельства, смягчающие вину нарушителя либо препятствующие рассмотрению дела.

К таким мерам, в частности, относят:

  • доставление;
  • изъятие товаров, предметов, вещей и документов;
  • запрет деятельности (в т. ч. управления транспортным средством);
  • привод;
  • освидетельствование (в том числе медицинское) на состояние алкогольного опьянения;
  • помещение иностранных граждан, подлежащих выдворению за пределы РФ, в специальное учреждение;
  • арест имущества (в целях обеспечения исполнения наказания по ст. 19.28 КоАП РФ)

Обратите внимание! Одни и те же меры могут применяться как с пресекательной, так и с обеспечительной целью. Например, административное задержание, личный досмотр и изъятие предметов, причастных к совершенному правонарушению.

Меры административной ответственности

К мерам принуждения, обеспечивающим справедливое наказание за совершенное деяние, в административном праве относят меры административной ответственности.

Важно! Административное наказание назначается только в отношении лица, вина которого в правонарушении доказана с учетом гарантированной ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) презумпции невиновности.

КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физлицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Административно-восстановительные меры

Административно-восстановительные меры принуждения направлены на принудительное восстановление права, нарушенного в результате противоправного деяния. На лицо, совершившее деяние, накладывают обязанность выполнить определенное действие. Например:

  • вернуть неправомерно растраченные денежные средства;
  • снести незаконно возведенное строение;
  • выселиться из незаконно занятого помещения;
  • возместить причиненный ущерб.

Применение мер административного принуждения

Порядок применения мер административного принуждения можно разделить на следующие стадии:

  • правовой анализ ситуации;
  • выбор нужной меры;
  • оформление выбранной меры в соответствии с процессуальным порядком;
  • применение избранной меры;
  • анализ эффективности использованной меры.

По субъекту применения меры подразделяют на внесудебные (административные) и судебные.

В ст. 23.1 КоАП РФ перечислены меры, применение которых относится к юрисдикции суда.

К примеру, суд выносит решение о лишении права управлять транспортным средством в отношении нарушителя, привлеченного по п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. В этом случае сотрудник ГИБДД, выявивший состав административного проступка, составляет протокол об административном правонарушении и передает дело в мировой суд по месту выявления проступка. На основании полученных материалов судья выносит мотивированное решение о привлечении лица к административной ответственности или его освобождении.

Применение таких мер ответственности, как штраф или предупреждение, относится к компетенции должностных лиц уполномоченных государственных органов.

Читайте также:
Исполнитель завещания: кто это, его полномочия и обязанности в 2022 году

Например, за курение табака в неположенном месте, в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составит инспектор государственного пожарного надзора. Это право предоставлено ему ст. 23.34 КоАП РФ. А за нарушение правил подачи таможенной декларации (ст. 16.2 КоАП РФ) штраф наложат сотрудники таможни в соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ.

В нашей статье приведены 2 основные классификации. Какие еще меры административного принуждения существуют? Например, их можно разделить по субъекту применения на индивидуальные и коллективные. По характеру воздействия — на меры психического, физического, материального, имущественного воздействия и т. д. Узнать об этом подробнее мы советуем в системе КонсультантПлюс – там собраны учебники и статьи ведущих правоведов в области административного права. Если у вас нет доступа в систему, оформляйте бесплатный доступ на 2 дня.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Виды мер административного принуждения

Меры административного принуждения весьма разнообразны и многочисленны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством на эти отношения, все меры административного принуждения могут быть подразделены начетыре группы:

· меры административного пресечения;

· меры административной ответственности;

В последнее время выделяются также меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

1. Административно-предупредительные мерыпринудительного характераприменяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных вредных для режима общественной безопасности явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и других чрезвычайных ситуациях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Административно-предупредительные меры чаще всего не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения.

Следовательно, под мерами административного предупрежденияпонимаются способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Рассматриваемые меры могут быть классифицированы по разным критериям (по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения). Практическое значение имеет классификация мер по целям применения,на основании которой выделяют две группы мер административного предупреждения.

К первой группеотносятся меры, которые применяются в целях предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:

· введение карантина, т.е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией (болезни животных);

· таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды;

· закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий;

· досмотр транспортных средств;

· принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лиц, санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания;

· принудительное выселение из домов, грозящих обвалами; реквизиция имущества, т.е. временное возмездие изъятие имущества в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий (например, личного транспорта в особых условиях);

· досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов;

· регистрация оружия, транспортных средств и др.

Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий с целью обеспечения общественной и личной безопасности граждан, их законных интересов. В определенных случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Данные меры не имеют характера административной кары.

Ко второй группемер предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им свойственна четко выраженная профилактическая направленность. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений. Такими мерами являются: проверка документов, удостоверяющих личность; контрольные и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, и др.

Читайте также:
Ответственность материально ответственного лица за основные средства

2. Меры административного пресечения используются как средство прекращения правонарушений. Подмерами административного пресеченияпонимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Среди средств административного принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, что обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на интересы государственных, общественных и иных организаций, граждан.

Тем не менее, их можно свести в следующие группы:

1) меры пресечения, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (задержание, физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных средств и оружия и др.);

2) меры пресечения имущественного характера (изъятие имущества, незаконных средств охоты, рыбной ловли, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) меры пресечения технического характера (приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);

4) меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания при нарушении санитарных норм и др.);

5) меры пресечения финансово-юридического характера (изъятие в фонд бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др.).

Сотрудники милиции и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные технические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства, а также служебных животных:

· для отражения нападения на граждан и работников милиции;

· отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства независимо от их принадлежности либо освобождения захваченных объектов;

· пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предотвращению и пресечению правонарушений;

· задержания и доставления в милицию или иное служебное помещение лиц, совершивших правонарушение или отказывающихся удостоверить свою личность, а также конвоирования задержанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе;

· пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;

· обеспечения режима чрезвычайного или военного положения;

· осуществления охранно-режимных мероприятий в отселенных зонах радиоактивного загрязнения.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются работником милиции самостоятельно с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Работники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

· для защиты граждан и самозащиты от нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью, либо для предотвращения такого нападения или захвата оружия работника милиции;

· пресечения общественно опасных действий, представляющих собой угрозу жизни, здоровью или имуществу людей, а равно задержания лиц, совершивших такие действия и пытающихся скрыться;

· пресечения группового или вооруженного нападения на органы внутренних дел, охраняемые объекты, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, а также для пресечения нападения на иные объекты, сопровождающегося поджогами, разрушениями и попытками завладения огнестрельным оружием;

· задержания лица, оказавшего вооруженное сопротивление, либо совершившего тяжкое преступление или совершившего побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений.

Работники милиции имеют право использовать оружие в следующих случаях:

1. для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан или не подчиняется законным требованиям работников милиции остановиться;

Читайте также:
Как поменять Пенсионный фонд: можно ли перейти в негосударственный и как часто это допускается

2. для обезвреживания животного, угрожающего здоровью граждан;

3. для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Особая цель применения процессуальных мер пресечения – обеспечить нормальный ход процесса по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, привод, задержание, личный обыск, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация транспортного средства, наложение ареста на имущество).

При применении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также уменьшения вреда: избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий.

3. Административно-восстановительные меры выделяются в юридической литературе как самостоятельные группы мер административного принуждения, которые применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения, возмещения причиненного ущерба. К ним, например, относят снос самовольно возведенного строения, возмещение имущественного ущерба и др.

4. Меры административной ответственности применяются к лицам, признанным виновными в совершении административных правонарушений, и выражаются в наложении административных взысканий.

Административное принуждение: понятие, виды и методы

Понятие административного принуждения знакомо юристам-теоретикам, практикам и даже обыкновенным гражданам, трудовая деятельность которых не связана с данной специализацией. Что это такое? Рассмотрим более детально понятие и виды административного принуждения, которые могут быть применены на практике.

Административное принуждение

Общее понятие

Прежде чем характеризовать виды, следует разобраться в самом понятии. Итак, что же такое административное принуждение?

Данными словами характеризуется особенный метод государственного управления. Его суть состоит в том, что определенные специализированные органы в лице своих уполномоченных представителей производят действия относительно осуществления мер принудительного характера, которые обозначены нормами, представленными в административном законодательстве, за конкретные предписанные проступки и правонарушения. Как правило, они направлены на то, чтобы заставить объект сделать определенное действие или, наоборот, отказаться от его выполнения.

В отношении кого может быть применено принуждение

Круг лиц, в отношении которых может быть применено административное принуждение, довольно широк и обозначен в законодательных источниках. Его применение возможно в отношении как частных, так и юридических лиц, в качестве которых могут выступать организации, учреждения или предприятия различных форм собственности.

Законодатель отмечает, что применять данные меры имеют право исключительно те органы, которые обладают властью административного характера, но не дисциплинарного, а также не числятся в качестве вышестоящих в порядке ведомственной иерархии.

Признаки

Мерам административного принуждения свойственен ряд признаков, которые характеризуют их как обособленное явление в юридической практике. В первую очередь к таковым относится то, что применять на деле меры принуждения имеют право исключительно должностные лица, на которых законодательство возлагает такую обязанность. Все их действия должны соответствовать порядку, предписанному законом, а также случаям, предусмотренным этим же источником.

Процедура применения административного принуждения довольно проста, что также считается неотъемлемым признаком данного юридического явления. Что касается самого порядка, то он осуществляется во внесудебной форме.

Еще один немаловажный признак административного принуждения заключается в том, что его методы могут быть применены не только в том случае, когда необходимо предупредить какие-либо неблагоприятные социальные последствия, но еще и тогда, когда следует исправить сложившуюся в результате противоправных действий ситуацию.

Отличие от других мер

Существуют определенные отличия методов административно-правового принуждения от других способов воздействия, которые выделяют их на общем фоне.

Основным отличием признается то, что данный тип мер применяется еще за некоторое время до того момента, когда произойдет наступление негативных последствий, повлекших за собой антисоциальное деяние. Речь ведется о предотвращении причинения вреда общественным интересам, признанным жизненно важными. Нередко такие меры применяются вынужденным образом для того, чтобы предотвратить распространение какого-либо опасного заболевания или инфекции (карантин).

Ярким примером таковых также считается предотвращение уклонения от уплаты взносов и налогов определенным юридическим лицом. Иными словами, применение мер административного принуждения не является наказанием за совершенное правонарушение или преступление – их используют для того, чтобы предотвратить его. Иногда такие меры могут быть применены и после совершения административного правонарушения – в таком случае это делается для того, чтобы исключить возможность совершения лицом опасного деяния.

Читайте также:
Уголовное наказание за незначительное преступление в 2022 году

Еще одно отличие рассматриваемых мер от других заключается в том, что они, как правило, осуществляются органами, которые назначены для охраны правового порядка в сфере государственного управления.

Что касается отличительных особенностей, следует отметить, что рассматриваемые методики воздействия не относятся к категории санкций, назначаемых в качестве административно-правовых норм. Кроме этого, они не применяются за совершение каких-либо правонарушений и не считаются мерой ответственности. И, наконец, еще одна отличительная особенность данных методов – это их основная цель, которая заключается в профилактике правонарушений, а также обеспечения надлежащего уровня безопасности в обществе.

Меры административного принуждения

Классификация

В юридической практике существует определенный перечень типов методов административного принуждения. Деление происходит в зависимости от того, какими субъектами они могут применяться, по каким основаниям, а также от того, какие цели преследует их установление. Кроме этого, в некоторых источниках предлагается вариант классификации по специфике ограничения в правах.

Итак, рассмотрим каждый вид мер административного принуждения отдельно, попутно рассмотрим их особенности.

По характеру ограничений в праве

Что касается классификации по такому признаку, то для нее свойственно то, что меры, отнесенные к ней, предусматривают определенные, пусть и незначительные лишения, в ходе которых так или иначе ущемляются некие свободы человека. Под данным критерием законодатель выделяет три группы мер: организационные или имущественные лишения, а также физическое воздействие.

Если говорить о физическом воздействии, то к данной группе мер можно отнести применение сотрудниками полиции физической силы или оружия, а также специальных средств. Нередко такое происходит в процессе задержания преступников. В данной ситуации особенно наблюдается нарушение права лица на личную неприкосновенность и его свободу. На деле существует определенный регламент, по которому сотрудники силовых ведомств обязаны проводить задержание опасных лиц.

Если говорить об имущественных лишениях, то понятие административного принуждения данного типа предусматривает применение к определенным субъектам санкций материального характера. В качестве примера таковых можно привести наложение административного штрафа, что также должно производиться должностным лицом в установленном законодательством порядке.

Организационные лишения – это такая мера принуждения, которая предусматривает внесение определенных организационных изменений в работе целой структуры или внутри определенной группы лиц. Ярким примером тому может послужить внесение изменений в структуре организации конкретного объекта управленческой деятельности или в его режиме. Такие меры могут быть использованы как в отношении единоличного субъекта, так и коллективного. Ярким примером может послужить приостановление разрешения, которое необходимо для ведения работы конкретного субъекта. Основная особенность такого вида меры заключается в том, что она может быть использована только по отношению к юридическим лицам, то есть на предприятиях, в учреждениях или в организациях любой формы собственности.

Виды административного принуждения

В зависимости от субъектов

Исходя из данного показателя, законодатель разделяет два типа мер: те, которые применяются в административно, а также те, для принятия которых необходимо рассмотрение дела в судебном порядке. Следует отметить, что первая группа является преимущественной, так как большая часть мер принимается должностными лицами, на которые возложена такая обязанность.

Как правило, те меры, которые производятся в административном порядке, применяются на основании законодательства об административных правонарушениях, действующего на определенный период.

В зависимости от целей

Как уже указывалось выше, меры административного принуждения применяются для того, чтобы предотвратить проявление опасных последствий, которые возможны в результате совершения опасного деяния. Так, в зависимости от целевого назначения используемых методов различают те, которые направлены на пресечение возможного правонарушения, для восстановления, а также для наказания.

Законодатель отмечает, что каждая принятая мера должна быть соразмерна опасности, которая может наступить в том случае, если ее не предпринять.

Административно правовое принуждение

Меры пресечения

Для того чтобы пресечь возможное опасное явление, специально назначенные для того органы в виде их должностных лиц обязаны создать условия, в которых наступление более опасных последствий станет невозможным. Как правило, такие действия применяются в момент или в период совершения правонарушений. Это означает, что меры этого характера имеют определенную временную и пространственную характеристику.

Читайте также:
Исковое заявление об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе самовольного строения - бланк 2022

Яркими примерами таковых считаются наложение запрета на эксплуатацию транспортного средства, а также вынесение требований относительно прекращения противоправного поведения, которое совершает лицо. К ним также относятся вынесенные предписания касательно устранения выявленных недостатков в определенном виде деятельности (например, в области охраны труда на конкретном предприятии или в отношении соблюдения правил противопожарной безопасности). Примером таких мер также выступают административные задержания, которые необходимы для того, чтобы обезопасить общество от больших негативных последствий, причиненных действиями конкретного человека. Причем задержание может производиться не только в отношении физических лиц, но еще транспортных средств. После задержания обязательно производится привод тех лиц, которые совершили правонарушение или несут опасность этого – данная мера также относится к группе тех, что предназначены для пресечения неблагоприятной ситуации.

Использование сотрудниками специальных органов и ведомств в процессе задержания опасных индивидуумов особых средств и предметов также относится к мерам пресечения. Это же касается и физической силы, которая может быть применена в отношении нарушителя.

К пресекательным мерам юристы-теоретики и практики также относят и принудительное лечение, которое может быть установлено в отношении лиц, страдающих заболеваниями, несущими особую опасность для общества. К числу них относят тех, которые больны венерическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом. Кроме этого, данные меры также касаются тех лиц, которые страдают наркоманией и алкоголизмом, не желают заниматься лечением. Психические больные также относятся к этой категории. Для применения предупредительных мер в отношении таких лиц обязательно необходимо наличие соответствующего постановления суда.

К числу пресекательных мер также относят запреты на использование автомобилей, которые не соответствуют установленным техническим требованиям, совершение строительных работ на улице в том случае, если люди, организовавшие и ведущие их, не соблюдают меры техники безопасности для окружающих и т. п.

Меры административно правового принуждения

Предупредительные меры

К числу предупредительных мер административного государственного принуждения относятся все, не допускающие возможное правонарушение, которое впоследствии повлечет за собой опасные последствия. Такие методы воздействия являются предшествующими для всех остальных, которые направлены против конкретных лиц, признаваемых виновными в совершении правонарушений. Именно поэтому можно сделать вывод о том, что они никак не связаны с совершенными правонарушениями.

Несмотря на то что меры, относимые к рассматриваемой категории, имеют профилактический характер, их осуществление происходит исключительно в принудительном порядке. Он подразумевает ведение специально назначенными органами деятельности по реализации конкретных властных полномочий.

Итак, какие виды мер относятся к группе предупредительных? В первую очередь это всевозможные досмотры, например, такие как таможенный, личный, освидетельствование состояния лиц на наличие различных видов опьянения или пристрастие к пагубным привычкам. Сюда же можно отнести и проведение проверок, а также контролирующих действий и надзора. Правоохранительные органы, что совершают проверку документов, также являются исполнителями предупредительных мер. Это и проверка документов на предприятиях – с такой целью предотвращается возможность попадания на территорию объекта посторонних лиц.

При наступлении эпидемии санитарными органами объявляется карантин – комплекс мероприятий, направленных на изоляцию (ограничение контактов) инфицированных лиц или подозреваемых в инфицированности, животных, товаров, транспортных средств. Данная мера также относится к разряду предупредительных. В особенных ситуациях может быть произведено закрытие государственной границы, что также относится к мерам административно-правового принуждения предупредительного характера.

Меры восстановления

Отличительной чертой мер восстановления считается то, что все они могут быть направлены исключительно на то, чтобы восстановить прежнее состояние в определенной ситуации, которое было у объекта или у человека до ее наступления.

Ярким примером меры восстановления считается ситуация, когда производится возмещение вреда, причиненного материально или морально. Еще один пример – это требование совершения обязательного приведения земельного участка в первоначальное состояние.

Читайте также:
Предварительный договор купли продажи квартиры с обременением

Наказания

Меры, которые относятся к данной группе, можно классифицировать как предупредительные и как те, которые выступают в форме ответственности. Яркими примерами таковых считаются различные предупреждения, которые могут быть вынесены лицам, наложение административных штрафов, приостановление их деятельности в законном порядке (может распространяться даже на целую организацию или предприятие).

На имущество определенного лица или предприятия может быть наложен административный арест – данная мера способствует установлению ограничения на пользование каким-либо имуществом для того, чтобы действия человека не повлекли за собой совершение правонарушений. Аналогичной мерой выступает конфискация орудия, с помощью которого совершается деяние, являющееся правонарушением.

В некоторых случаях, когда лицо, занимая определенную должность, совершает противоправные действия, возможные в силу его полномочий, оно может быть отстранено от своей деятельности на определенный период. Аналогичную природу имеет запрет, наложенный на посещение лицом определенных мест или спортивных соревнований.

Понятие и виды административного принуждения

Стадии применения мер административно-правового принуждения

Как и любой другой процесс, действия по применению мер данного характера должны быть выполнены путем прохождения определенных стадий.

В первую очередь представители органа административного принуждения обязаны четко ознакомиться со всей возникшей ситуацией и оценить ее с юридической точки зрения. По результатам полученной оценки нужно определить наиболее подходящую и соразмерную меру принуждения, которая окажет пользу ситуации и предотвратит возникновение негативных последствий в дальнейшем. О принятом решении должен быть составлен документ (акт, протокол и т. п.), в котором необходимо четко отразить всю ситуацию, а также избранную меру принуждения. После того как он будет готов, необходимо исполнить все действия, которые необходимы для обеспечения принудительных действий.

В процессе применения эффективных методов принуждения сотрудник специализированных служб и органов обязательно должны оценивать последствия, которые влекут за собой принятые ими меры. В ходе процесса также должны вноситься коррективы в ведение дальнейшей деятельности.

Основания для применения мер

Для того чтобы применить к лицу какой-либо вид административного принуждения, необходимо наличие определенной ситуации, которая предусмотрена административным законодательством в качестве основания для применения меры.

Так, чтобы лицо было подвержено одному из видов административного принуждения, достаточно наличия совершения им правонарушения в любой сфере. Чаще всего это происходит в областях, относящихся к сфере налогового, административного или финансового ведения или даже уголовного преступления. В качестве основания также может выступать противоправное деяние, которое признается таковым исходя из объективной точки зрения.

Практика показывает, что нередко такие меры принимаются и только для того, чтобы предотвратить совершение преступлений. Именно поэтому наличие обстоятельств, которые несут угрозу для нормальной и безопасной жизни одного человека, коллектива или целого общества, также возможно установление принудительных мер.

Понятие и виды административного принуждения

Какие меры административного принуждения могут быть применены в различных ситуациях? В вопросе определения наиболее подходящего вида метода сотрудники специальных органов должны полагаться на свое усмотрение. Однако в разрешении такого вопроса обязательно следует учитывать соразмерность деяния или опасности тому, какие меры будут предприняты. В том случае, когда в определенной ситуации можно выбрать несколько мер к применению, представители специализированных органов должны отдать предпочтение наименьшей из них – в данном случае работает принцип экономии репрессий. В некоторых случаях возможна комбинация различных методов. Так, например, если человек создает определенный беспорядок в общественном заведении, пребывая в это время в состоянии алкогольного опьянения, сотрудники полиции или службы охраны могут применить к нему несколько мер: предупреждение, использование силового приема и ограничить его перемещение с помощью наручников.

newinspire

Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных признаков.

Виды административного принуждения

По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.

Все виды административного принуждения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами в условиях и в порядке внеслужебного подчинения, и этим административное принуждение отличается от служебно-дисциплинарного принуждения, связанного с применением различных и разнообразных мер дисциплинарной ответственности.

Читайте также:
Блокировка счета компании за операции с незначительной суммой

По своему содержанию и непосредственной цели их применения все предусмотренные ныне действующим законодательством меры административного принуждения можно разделить на следующие виды:

1) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся особых условий и обстоятельств (к административно-предупредительным мерам, применяемым в силу государственной и общественной необходимости, относятся, например, реквизиция, карантин, резервация, установление режима запретных зон и закрытых территорий, различные ограничения и запрещения на осуществление определенных действий (по проведению демонстраций, уличных шествий и т.д.).

Непосредственной целью осуществления уполномоченными на то органами исполнительной власти перечисленных и подобных им административно-предупредительных мер является государственная и общественная необходимость преодоления каких-то мешающих нормальной жизнедеятельности общества особых экстраординарных обстоятельств);

2) административные меры контрольно-предупредительного характера (к административным мерам контрольно-предупредительного характера относятся, например, обязательная государственная регистрация (оружия, транспортных средств, уставов общественных объединений и т.д.), все меры разрешительной системы, лицензирование различных видов производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, квотирование экспорта и импорта определенного вида товаров и продукции, досмотры транспортных средств, ручной клади и багажа пассажиров авиационного транспорта и др.);

3) меры административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (обе эти группы мер административного принуждения применяются при отсутствии правонарушений и, следовательно, к законопослушным гражданам и организациям, поэтому требуется особая осторожность, четкость и обходительность органов и должностных лиц государственной исполнительной власти с теми субъектами, к которым применяются эти меры).

К мерам административного пресечения правонарушений и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относятся, например, прекращение работ и приостановление деятельности отдельных предприятий и организаций или их частей, применение специальных средств, оружия и физической силы работниками МВД, ФСБ, полиции и других силовых структур, меры административного надзора за некоторыми лицами, оцепление (блокирование) отдельных участков местности, домов, дворов и некоторые другие аналогичные по своему предназначению меры, а также перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление (ст. 27.2);

2) административное задержание (ст. 27.3-27.5); 3) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.7-27.9);

4) изъятие вещей и документов (ст. 27.10-27.11);

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида (ст. 27.12);

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12);

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13);

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14);

9) привод (ст. 27.15).

Непосредственной целью применения всех мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административном правонарушении является:

— предотвращение вредных последствий уже совершенного правонарушения или же пресечение в самом зародыше начинающегося правонарушения, недопущение его развития и превращения в более серьезное и тяжкое по своему содержанию и последствиям правонарушение;

— меры административных наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений.

К административно-восстановительным мерам относятся:

— возмещение причиненного административным правонарушением материального ущерба, не превышающего половины минимального размера оплаты труда;

— снос самовольно возведенных строений и сооружений по решению муниципальных органов исполнительной власти;

— административное выселение с санкции прокурора лиц из самоуправно занятых ими жилых помещений.

Непосредственной целью применения любых административно-восстановительных мер является полное восстановление за счет виновного прежнего статус-кво (положения, существовавшего до правонарушения) по решению полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Административные наказания, исчерпывающий перечень которых дается в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиально отличаются от всех рассмотренных выше групп (видов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкции за совершение конкретного административного проступка.

Меры административного принуждения

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. К таким правилам можно отнести: правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т.д. Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. Для методов административного принуждения характерен в основном внесудебный порядок их применения. Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех органов, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями. Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например, милицией, налоговой полицией, таможенными органами, различными надзорными органами, круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк. Уполномоченные на то органы (должностные лица) реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд. Однако в предусмотренных законодательством случаях отдельные меры административного принуждения могут применяться только судами (судьями). По целевому назначению меры административного принуждения подразделяются на три группы: административно-предупредительные, меры административного пресечения и меры административной ответственности.

Читайте также:
Правительство приняло меры по поддержке малого и среднего бизнеса в период пандемии коронавируса

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право . Б.В. Россинский . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое “Меры административного принуждения” в других словарях:

Меры административного пресечения — группа мер административного принуждения, применяемых с целью прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры многообразны и применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах … Административное право. Словарь-справочник

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении — составляют самостоятельную группу мер административного принуждения, которые применяются в административно деликтном процессе в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об… … Большой юридический словарь

Административно-предупредительные меры — группа мер административного принуждения, применяемых с целью предупреждения тех возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим… … Административное право. Словарь-справочник

Принудительные меры медицинского характера — меры государственного принуждения, как правило, являющиеся разновидностью иных мер уголовно правового характера, суть которых заключается в принудительной госпитализации, амбулаторном лечении или применении иных процедур медицинского характера к… … Википедия

Метод административного права — Управление предполагает доминирование, преобладание одной юридической воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны, что обусловлено разными ролями и задачами субъектов… … Административное право. Словарь-справочник

Административное принуждение — как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных для него отличительных признаков. По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к … Большой юридический словарь

Административный процесс — 1) в широком смысле деятельность по применению административно правовых норм и разрешению индивидуальных дел исполнительными и распорядительными органами государственной власти. 2) В узком смысле урегулированная правовыми нормами … Большая советская энциклопедия

Административное право — отрасль публичного пава, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публично правовые отношения власти… … Элементарные начала общей теории права

Российская транспортная инспекция (РТИ) — специальное структурное подразделение Министерства транспорта РФ. РТИ возглавляется главным транспортным инспектором Российской Федерации и состоит из Департамента российской транспортной инспекции (в составе центрального аппарата Минтранса… … Административное право. Словарь-справочник

Должностные лица — это государственные служащие, которые осуществляют полномочия государственно властного характера, т. е. имеют право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать акты управления, совершать… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: