Что регулирует Постановление Правительства РФ №791 по 44-ФЗ, и на какие товары оно распространяется?

Формирование объекта закупки с учетом особенностей применения национального режима

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) товары иностранного происхождения, работы и услуги, выполняемые или оказываемые иностранными лицами, обладают равным доступом к закупкам, проводимым в рамках Федерального закона № 44-ФЗ с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами.Вместе с тем, Правительство РФ вправе устанавливать запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее соответственно – запрет, ограничение) к закупкам в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, а также минимальную обязательную долю закупок российских товаров. В свою очередь, Минфин России вправе устанавливать условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее – условия допуска).

В целях реализации указанных положений Правительством РФ и Минфином России приняты несколько подзаконных актов, в которых содержатся перечни товаров, в отношении которых предусматриваются запреты, ограничения и условия допуска.

При этом заказчики должны применять запреты в отношении тех товаров, которые указаны в перечнях независимо от выбранного способа закупки (как к конкурентным закупкам, так и закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Ограничения и условия допуска применяются в отношении товаров, которые указаны в соответствующих перечнях и закупаются конкурентными способами закупок.

С 01 апреля 2021 г. вступил в силу особый порядок проведения закупок малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Указанный порядок предусматривает, что извещение о проведении закупки в силу пункта 10 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Вместе с тем, согласно пункта 4 приказа Минфина России от 04 июня 2018 г. № 126н “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Приказ № 126н) Приказ № 126н подлежит применению при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Данный факт вызывает коллизию норм и требует скорейшего устранения. Получается, что закупка малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ не может содержать условий допуска.

При формировании объектов закупки важно учитывать допустимость объединения в одну закупку товаров, которые есть в соответствующих перечнях и товаров, которых в перечнях нет.

В связи с чем, большие перечни закупаемых товаров, например, канцелярские или хозяйственные товары приходится дробить на отдельные закупки.

В частности, запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ № 616 от 30 апреля 2020 г. “Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства” (далее –Постановление № 616) не допускает того, чтобы предметом одного контракта (одного лота) были промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.

Читайте также:
Как оформить визу в Словакию в 2022 году: документы, цены, заполнение заявления

В отношении ограничений допуска промышленной продукции, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 “Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Постановление № 617), действует правило о том, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него.

При этом музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню прилагаемому к Постановлению N 617, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота). Для производственных групп музыкальных инструментов и звукового оборудования в ПостановленииN 617 имеется отдельный перечень. Например, в производственную группу «Пианино» входят «Фортепиано», «Пианино» и «Рояли», а значит другие музыкальные инструменты в закупку вместе с указанными товарами включать нельзя.

Приказ № 126н содержит запрет на объединение в предмете одного контракта (одного лота) товаров, указанных в приложениях к Приказу № 126н и не указанные в них. При это в Приказе № 126н имеются два приложения, одно общее, а второе для закупок, проводимых в рамках национальных проектов. Для второго приложения действует особое правило согласно которому не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении N 2 и закупаемые при реализации национальных проектов (программ) и не указанные в нем.

При применении запретов, ограничений и условий допуска в одной закупке следует руководствоваться следующими правилами.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ условия допуска не применяются, если для товаров установлен запрет. Например, если товар указан в перечнях Постановления № 616 и Приказе № 126н, то в документации и извещении устанавливается лишь запрет по Постановлению № 616.

Если в отношении одного товара предусмотрены ограничения и запреты допуска, то ограничения не применяются. Например, в перечне Постановления № 616 содержатся коды ОКПД2, встречающиеся в перечне Постановления № 617. При закупке товара, который одновременно есть в обоих перечнях следует применить запрет в соответствии с Постановлением № 616. При этом ограничение допуска по Постановлению № 617 не устанавливается.

Если приобретаемый товар включен в перечень Приказа № 126н (условия допуска) и перечень Постановления № 617 (ограничение), то в документации и извещении устанавливается и ограничение по Постановлению № 617, и условие допуска по Приказу № 126н. Если при рассмотрении заявок отклонены все заявки с иностранными товарами по правилам Постановления № 617, и остались только заявки с товарами из России (ЕАЭС), то условия допуска не учитываются. Если после рассмотрения заявок признаны соответствующими как заявки с иностранными товарами, так заявки с товарами из России (ЕАЭС), то применяются условия допуска, установленные в Приказе 126н.

Таким образом, при формировании объекта закупки важно сопоставлять возможность объединения в одну закупку различных товаров с перечнями нормативно-правовых актов, устанавливающих запреты, условия и ограничения допуска.

Национальный режим в закупках: как работают запреты по 44‑ФЗ

В первой части статьи мы рассказали об одной из мер национального режима — ограничении закупки. Вторая мера — запрет на закупку некоторых товаров, которые производятся за границей.

Как и в первом случае, страны-участницы евроазиатского экономического содружества (ЕАЭС) не попадают под этот запрет. Напомним, что в состав содружества помимо России входят: Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.

Заказчик не может заключить контракт на поставку зарубежных товаров, работ или услуг (ТРУ), если на них действует запрет. Он должен рассматривать только те заявки на участие, в которых поставщики предлагают российские товары или товары стран-партнеров.

Читайте также:
НПФ "Социальное развитие": особенности деятельности фонда, отзывы

Например муниципальный детский сад проводит закупку на 60 рулонов хлопчатобумажной ткани. В документации заказчик указал, что на закупаемую ткань действует нацрежим. Заявки на участие подали три поставщика: первый предложил ткани из России, второй — из Белоруссии, а третий — из Индии.

В двух заявках предлагаемые товары произведены не в России, но заказчик отклонил только одну из них. Белоруссия входит в состав ЕАЭС, поэтому на местные товары запрет не распространяется.

Не позднее, чем через десять дней после того, как заказчик заключит контракт, он должен передать информацию об итогах закупки в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП).

При этом после подписания поставщик может заменить поставляемый товар, только если товар на замену произведен в ЕАЭС.

Правила применения запретов для разных категорий товаров правительство прописало в пяти постановлениях. Рассмотрим особенности каждого из них.

Запреты товаров машиностроения
Как действует запрет

При закупке автомобилей, машин общественного транспорта и спецтехники, которые правительство перечислило в приложении, заказчик отклоняет все заявки с заграничными товарами.

Также заказчик не может заключать договор лизинга, если после окончания срока действия этого договора он должен выкупить товар.

Как подтвердить страну происхождения

Поставщик предоставляет сертификат о происхождении товара, который выдал уполномоченный орган государства-участника ЕАЭС. Например в России этот сертификат можно получить в Торгово-промышленной палате, а в Казахстане — в Национальной палате предпринимателей республики.

Когда запрет не действует
  • Если закупаемые товары производят по специальному инвестиционному контракту. Чтобы это подтвердить, поставщик предоставляет копию контракта.
  • Если производитель — юридическое лицо — который до 1 января 2015 года ввозил автокомпоненты для сборки машин по соглашению с Минэкономразвития. Если производитель не соблюдал условия соглашения, эти исключение к нему применить нельзя. Исключение действует до июля 2020 года.
  • Если производитель — хозяйствующий субъект, который до 1 апреля 2016 года работал по Соглашению от 18.06.2010 года и выполнял как минимум одну из работ перечня. Например, сваривал, окрашивал или собирал кузова. Это исключение действует до 1 июля 2020 года.
  • Если заказчик проводит закупку по одной из программ трансграничного сотрудничества. Чтобы это подтвердить, заказчик запрашивает специальное заключение в Министерстве промышленности и торговли.
  • Если заказчик проводит закупку для дипломатических представительств и консульств России в иностранных государствах.
Запреты программного обеспечения
Как действует запрет

Запрет действует не только на само программное обеспечение (ПО), но и на исключительные права на его эксплуатацию.

Заказчик может закупить только то ПО, которое есть:

Как подтвердить страну происхождения

Поставщик заполняет декларацию о стране происхождения товара и прикладывает ее к заявке.

Когда запрет не действует
  • Если в реестрах нет ПО нужного класса или ПО нужного класса не подходит по функциональным, эксплуатационным или техническим характеристикам. В обоих случаях заказчик должен подготовить документ-обоснование. Это документ нужно утвердить и опубликовать в тот же день, что и извещение о закупке.
  • Если заказчик закупает товары для дипломатических представительств и консульств России за рубежом.
Запрет устройств хранения данных
Как действует запрет

Под действие постановления попадают все товары, которые относятся к коду ОКПД2 26.20.2. Заказчик не должен допускать заявки с зарубежными товарами, если:

  • закупает программно-аппаратных комплексов систем хранения данных;
  • закупает работы или услуги, чтобы выполнить которые нужно поставить такие товары;
  • закупает лизинг или аренду таких товаров.

Запрет действует до 26 декабря 2021 года.

В контракте заказчик должен указать номер записи закупаемого товара в реестре. Этот номер поставщик прописывает в заявке на участие.

Как подтвердить страну происхождения

С помощью декларацию о том, что предлагаемые товары есть в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Эту декларацию поставщик готовит в свободной форме.

Читайте также:
Вагай - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня
Запрет по Постановлению Правительства № 616

В мае 2020 года вступило в силу Постановление № 616. В нем правительство отменило шесть старых актов, которые накладывали запрет на отдельные виды товаров. Например ПП № 791, действовавшее на товары легкой промышленности. Новое постановление объединило в себе старые акты и частично изменило порядок действия запрета.

Как действует запрет

Запрет действует сразу на несколько категорий товаров. Полный список опубликован в приложении к постановлению. В него вошли, например:

  • одежда;
  • ткани;
  • токарные станки;
  • бульдозеры, грейдеры и погрузчики;
  • мебель.

Заказчики не могут закупать:

  • товары из списка зарубежного изготовления;
  • работы или услуги, для которых поставляют зарубежные товары из списка;
  • аренду или лизинг зарубежных товаров из списка.

Это правило по-прежнему не применяют к товарам, произведенным в странах-участницах ЕАЭС.

При производстве некоторых товаров должны использовать только материалы или полуфабрикаты из стран ЕАЭС. Это правило действует на:

  • ткани и текстильные изделия;
  • одежду;
  • выделанную кожу, сумки и чемоданы;
  • обувь;
  • защитные головные уборы.

Однако если в странах ЕАЭС не производят необходимые материалы или полуфабрикаты это правило не применяют.

Запрет не действует, если
  • В России не производят нужные товары. В этом случае заказчик получает в Минпромторге специальное разрешение на закупку зарубежных товаров. Единственное исключение — закупка для нужд обороны и безопасности, в этом случае разрешение брать не нужно.
  • Заказчик закупает один товар дешевле 100 000 руб., или несколько таких товаров, которые стоят меньше 1 000 000 руб. Это исключение нельзя применить к некоторым пунктам из списка, например к тканям, одежде и обуви.
  • Заказчик закупает товар определенной торговой марки потому, что только он может взаимодействовать с уже имеющимся товаром. Это исключение нельзя применять при закупке легковых, пассажирских или грузовых автомобилей, тракторов, автокранов и оборудования для обработки пищи.
  • Заказчик закупает запчасти или расходные материалы к имеющимся металлообрабатывающим станкам, а также к станкам для обработки камня, дерева и твердых материалов.
  • Заказчик — федеральная служба безопасности или обороны, МВД, служба или органы внешней разведки, служба войск нацгвардии, управление делами или специальными программами президента.
  • Заказчик — ФСО — закупает товары для обеспечения государственной охраны.
  • Заказчик — МВД — закупает транспорт для обеспечения безопасности объектов госохраны.
Как подтвердить страну происхождения

В заявке на участие поставщик предоставляет выписку из реестра российской или евразийской промышленной продукции. При этом Минпромторг не вносит в реестры данные:

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ в 2020 году: что это такое и как его применять

Государство поддерживает отечественных производителей с помощью национального режима в госзакупках. Расскажем, какие правила и условия действуют на поставщиков зарубежных товаров и что изменилось в нацрежиме в 2020 году.

Что такое национальный режим

Национальный режим — это набор правил, которые регулируют закупку товаров, работ и услуг (ТРУ) иностранного производства. Правила придумали для того, чтобы обеспечить безопасность и оборону страны, поддержать российских производителей (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ).

Нацрежим дает преимущества поставщикам, которые поставляют товары из стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

Далее в статье будем считать, что иностранный товар — это товар, который произвели за пределами ЕАЭС.

В каких случаях применяется нацрежим

В тендерах нацрежим реализуют через:

  • запрет на допуск ТРУ, которые произвели в зарубежных странах, кроме стран ЕАЭС;
  • ограничения закупки иностранных ТРУ;
  • специальные условия допуска.

Правительство РФ в нормативных актах определяет правила работы запрета, ограничений и условий допуска и устанавливает список товаров, на которые действует нацрежим. Если объект закупки есть в одном из таких списков, то заказчик пишет в документации закупки:

  • какой нормативный документ действует в соответствии с нацрежимом;
  • какими документами участник подтверждает происхождение продукции в странах ЕАЭС;
  • сведения о том, что поставщик несет ответственность, если неверно укажет страну производства товара.
Читайте также:
Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрут

Изменения в национальном режиме в 2020 году

30.04.2020 года Правительство РФ опубликовало два новых нормативных документа по нацрежиму — Постановление № 616 и № 617. Они объединяют несколько постановлений, которые перестали действовать.

Постановление № 616 описывает новые правила запрета зарубежных товаров. В перечень вошли товары из ранее действующих актов о запрете на допуск:

  • ПП РФ № 239 от 07.03.2019 — товары станкоинструментальной продукции;
  • ПП РФ № 9 от 14.01.2017 — промышленные товары и работы, выполняемых иностранными лицами;
  • ПП РФ № 656 от 14.07.2014 — товары машиностроения.

Постановление № 617 ограничивает допуск зарубежной продукции и включает товары из следующих документов, которые утратили силу:

  • ПП РФ № 656 от 14.07.2014 — некоторые товары машиностроения;
  • ПП РФ № 1072 от 05.09.2017 — мебель;
  • ПП РФ № 791 от 11.08.2014 — товары легкой промышленности;
  • ПП РФ №1119 от 20.09.2018 — оружие, патроны, боеприпасы.

В постановление № 617 добавили товары, на которые раньше не действовал нацрежим. Например, оборудование для пищевой промышленности, детские, спортивные товары, музыкальные инструменты.

Ниже расскажем, как работают эти постановления.

Применение национального режима по 44-ФЗ

Рассмотрим, какие нормативные документы устанавливают запрет, ограничения и специальные условия допуска иностранных товаров и как работает нацрежим в соответствии с этими документами.

Запреты в закупках по 44-ФЗ

    — запрещает закупать зарубежное программное обеспечение (ПО).

Как работает постановление

Заказчики отклоняют заявки тех участников, которые предлагают иностранное программное обеспечение. Заявку допустят, если участник предлагает программу, которая входит в единый реестр российского ПО или реестр евразийского программного обеспечения.

Исключения

Как работает постановление

Если объект закупки входит в перечень и включен в реестр российской промышленности, то заказчик отклоняет все заявки, которые содержат предложение иностранной продукции. Запрет действует на товары, которые поставщики используют для выполнения работ, и на объекты аренды и лизинга. Материалы и полуфабрикаты, которые используют при производстве товаров, также должны быть отечественными.

Объектами одного контракта не могут быть одновременно товары из перечня и товары, которые в перечень не входят.

Исключения

  • товар не производят в России — заказчик подтверждает это сам или получает разрешение на закупку иностранного товара от Минпромторга через государственную информационную систему;
  • цена за единицу товара меньше 100 тыс. рублей, совокупная стоимость товара — меньше 1 млн рублей, кроме закупки текстильных тканей, меховых изделий и еще семи товаров;
  • закупаемый товар российского происхождения и другие товары заказчика несовместимы;
  • отечественные запасные части и расходные материалы не подходят к оборудованию заказчика;
  • заказчик — ФСБ, МВД, Служба внешней разведки и другие госслужбы.

Ограничения допуска иностранных товаров

Ограничения допуска действуют на:

  • радиоэлектронную продукцию — Постановление Правительства № 878 от 10.07.2019,
  • пищевые продукты — Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016.
  • отдельные виды промышленных товаров: мыло, музыкальные инструменты, насосы, компрессоры и другие — Постановление Правительства № 617 от 30.04.2020,
  • медицинские изделия — Постановление Правительства № 102 от 05.02.2015,
  • жизненно необходимые лекарства — Постановление Правительства № 1289 от 30.11.2015.

Как работают постановления

Ограничения работают в открытых конкурентных способах, когда объект закупки попадает в перечень товаров из постановления.

Действует правило «Третий лишний». Заказчик отклоняет заявку с иностранным товаром, если:

  • поступило не меньше двух заявок с товарами из ЕАЭС;
  • обе заявки не содержат предложения одного и того же вида продуктов одного производителя.

Исключения

Иногда нацрежим не работает, если заказчик обоснует, что российский товар не подходит ему по техническим характеристикам. Например, такое условие действует в постановлении № 878.

Читайте также:
Как стать арбитражным управляющим по банкротству? Требования, особенности подготовки, стажировки и вступления в СРО

В постановлениях № 832 и № 1289 ограничения не действуют, если заказчики — консульства, представительства РФ и другие организации, которые работают на территории иностранного государства и закупают товары из перечня постановления.

Важно: Перед тем, как подать заявку, подробно ознакомьтесь с правилами и порядком ограничения допуска в каждом постановлении.

Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ

Заказчик устанавливает в закупке условия допуска в соответствии с Приказом Минфина РФ № 126н от 04.06.2018, если объект закупки попадает в перечень товаров из приложения к приказу. Документ описывает, какие преимущества получают заявки с товаром из стран ЕАЭС. Варианты преимуществ зависят от способа определения поставщика. Рассмотрим их отдельно.

Конкурс, запрос котировок, запрос предложений

При рассмотрении и оценке заявок заказчик применяет понижающий коэффициент 15 % к окончательной цене тех участников, которые предлагают товары из стран ЕАЭС. Такие заявки получают больше баллов, чем заявки с иностранным товаром. Контракт заключают по цене, которую предложил участник.

Рассмотрим пример заявок с одинаковой ценой, где один участник предлагает иностранный товар, другой — российский.

Участник №1 предложил цену 100 000 рублей за иностранный товар.
Участник №2 предложил такую же цену — 100 000 рублей — за отечественный товар. При оценке заявок заказчик снизил цену участника №2 на 15 %, чтобы выставить баллы. Цена участника №2 на этапе оценки заявок — 85 000 рублей. Участник №2 получил больше баллов и победил, потому что его цена ниже, чем у первого участника. Контракт заключили по цене, которую предложил поставщик — 100 000 рублей.

Если участник №1 предложит цену не 100 000 рублей, а 85 000 рублей, и поставщики получат одинаковое количество баллов, то победит тот, кто раньше подаст заявку.

Аукцион

В аукционе условия допуска влияют на цену контракта:

  • если победитель предлагает иностранный товар, то контракт заключают по цене, сниженной на 15 % от предложенной участником;
  • если победитель заявил российский товар — контракт заключают по цене, которую предложил участник на аукционе.

Например, в электронном аукционе на поставку лампочек с начальной ценой 100 000 рублей участвуют два поставщика. Первый предлагает российский товар, второй — товар из Китая. Второй участник выиграл аукцион с ценой 82 000 рублей. Но контракт заключат по цене, сниженной на 15 % — 69 700 рублей, потому что победитель предложил иностранный товар. Если бы в аукционе победил первый участник, с ним заключили бы контракт по цене, которую он предложил, не вычитая 15 %.

Есть ситуации, когда условия допуска не работают:

  • если закупку признали несостоявшейся — поступила только одна заявка или не поступило ни одной;
  • все участники предлагают товар из стран ЕАЭС;
  • во всех заявках хотя бы один товар иностранный;
  • в отношении объекта закупки установлен запрет на допуск иностранных товаров.

Документы для подтверждения соответствия

Иногда заказчики пишут в документации, каким документом подтвердить страну происхождения товара. Если в требованиях закупки нет такой информации, то ее можно найти в соответствующем постановлении.

Постановление № 1236 — запрет на допуск ПО

От участника не требуют дополнительных документов. Сведения о программе, которую предлагает участник в заявке, должны быть в едином реестре российского ПО или реестре ПО ЕАЭС.

Постановление № 616 — запрещает закупать некоторые иностранные промтовары

Выписка из реестра российской промышленности или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи.

Постановление № 878 — ограничение на допуск радиоэлектронной продукции

Участник декларирует в заявке, что товар находится в реестре российской продукции. Если товар из стран ЕАЭС, то прикладывает акт экспертизы, выданный уполномоченным органом страны ЕАЭС.

Читайте также:
Кто не вправе получать компенсацию за лекарства в 2022 году

Постановление № 832 — ограничение на допуск пищевых продуктов

Декларация о стране и наименовании производителя. Страну происхождения товара указывают в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Постановление № 617 — ограничение на допуск отдельных виды промышленных товаров

На этапе подачи заявки — декларация о том, что товар находятся в реестре российской промышленности с указанием номера реестровой записи и общем количестве баллов (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).

На этапе исполнения контракта:

  • выписка из реестра, сформированная через государственную информационную систему промышленности;
  • копия сертификата СТ-1, если товар произведен в стране ЕАЭС.

Постановление № 102 — ограничение на допуск медицинских изделий

Сертификат СТ-1, акт экспертизы торговой промышленной палаты (ТПП) с информацией о доле стоимости иностранных материалов в одной единице изделия.

Постановление № 1289 — ограничение на допуск жизненно необходимых лекарств

Сертификат СТ-1 и заключение Минпромторга о подтверждении производства продукции на территории России в соответствии ПП РФ №719 от 17.07.2015.

Какие предметы легкой промышленности госзаказчики не могут закупать за рубежом, согласно Постановлению 791?

Постановление Правительства №791 определяет список продукции легкой промышленности, которую госкомпаниям нельзя закупать у иностранных производителей.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Законодательное регулирование

Постановление №791 опирается на ст. 14 закона 44-ФЗ, которая гласит, что в целях обеспечения безопасности государственных структур, а также развития внутреннего рынка ряд товаров, производимых за рубежом, запрещено закупать для нужд госпредприятий.

Помимо товаров легкой промышленности, госзаказчики также не могут закупать за рубежом следующие виды товаров:

  • станкоинструментальной промышленности (Постановление №239);
  • мебель и обработанная древесина (Постановление №1072);
  • программное обеспечение (Постановление № 1236);
  • отдельные виды машиностроительной продукции (Постановление №656).

Отдельные ограничения действуют также на любые товары, работы или услуги, закупаемые госзаказчиками для нужд обороны.

На кого распространяются ограничения

Ограничения на закупку товаров легкой промышленности из-за рубежа должны соблюдать:

    ;
  • муниципальные предприятия;
  • казенные учреждения;
  • бюджетные организации федерального, регионального и местного уровней;
  • унитарные предприятия;
  • муниципальные, федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Данные ограничения не распространяются на частные компании за исключением случаев, когда закупка отдельных видов товаров у местных производителей градообразующими предприятиями имеет социальное значение.

Какие товары входят в запрещенный перечень

Постановление №791 запрещает заказчикам федерального уровня закупать следующие изделия легкой промышленности:

Для муниципальных и региональных заказчиков сделано послабление – они могут заказывать за рубежом нательное белье, одежду (кроме верхней), а также кожаные, меховые изделия, обувь и сумки.

Важно учесть, что запрещены также закупки услуг проката перечисленных изделий у иностранных компаний.

В каких случаях запрет не действует

Закупка продукции легкой промышленности за рубежом возможна только в случае, если необходимые товары не производятся в странах ЕАЭС, куда входят:

Если нужный заказчику товар не производится на территории РФ, осуществляется поиск производителей в странах ЕАЭС, далее поиск расширяется по всем странам, с которыми Россия состоит в торговых отношениях.

Как осуществить закупку товаров из запрещенного перечня

Закупку за рубежом дефицитных товаров, не производящихся в странах ЕАЭС, можно осуществить после получения заключения Минпромторга. Данная процедура регламентирована Приказом Минпромторга № 1776 и включает следующие шаги:

  1. Госзаказчик осуществляет поиск производителей нужных товаров в России и странах ЕАЭС.
  2. До 5 числа месяца представитель госзаказчика подает в Минпромторг заявление о выдаче заключения об отсутствии производителей нужного товара в странах ЕАЭС.
  3. Заявление регистрируется в Департаменте внутренней торговли.
  4. Проверяется корректность и достоверность указанных сведений.
  5. До 27 числа текущего месяца принимается решение о выдаче или невыдаче заключения.
  6. В случае положительного решения заключение подписывается в течение 7 дней и направляется заказчику.
  7. Заказчик формирует закупочную документацию и прилагает заключение Департамента Минпромторга об отсутствии производителей предмета закупки в странах ЕАЭС.
Читайте также:
Где получить справку о том, что человек не состоит в браке?

Заявление заказчика должно содержать номер нужного товара из перечня Приложения к Постановлению №791. К заявлению прилагается справка, содержащая наименование зарубежного аналога нужного товара, его характеристики и методы их определения.

Для принятия решения о выдаче заключения Департамент внутренней торговли Минпромторга формирует комиссию, которая оценивает характеристики требуемого товара и осуществляет самостоятельный поиск нужных производителей на территории РФ. а также проверяет список производителей, продукцию которых заказчик отсеял на стадии поиска.

При наличии на внутреннем рынке товара, не сильно отличающегося по основным характеристикам, комиссия может отказать в выдаче заключения, позволяющего осуществить закупку за рубежом. В таком случае заказчик вправе оспорить решение комиссии у вышестоящего подразделения Минпромторга или в арбитражном суде.

Вышестоящие инстанции принимают решение о выдаче или невыдаче заключения, позволяющего осуществить иностранную закупку, исходя из соответствия местных товаров целям заказчика и целесообразности закупки конкретного набора товаров для обеспечения конкретных функций заказчика. Приоритетом является полнота реализации основных функций госпредприятий при максимальной поддержке местных производителей.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 791

Участие в тендерах, проводимых по Постановлению Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 ( ПП 791 )

Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 (далее ПП 791 ) было введено с целью ограничения допуска на российский рынок импортной текстильной продукции и обуви. Вступило данное ПП в силу в полном объеме еще 1 сентября 2014 г. Позднее оно было дополнено Постановлениями Правительства от 17 февраля 2016 г. № 108 и от 26.10.2017 г. №1299. Рассмотрим подробнее данное ПП в действующей редакции. Под его юрисдикцию попали товары из всех стран, кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии и, естественно, России. Постановление правительства 791.

Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 ( ПП 791 )

предусматривает два ограничительных перечня:

№1 – для федеральных нужд ( ПП 791 )

– №1 – для федеральных нужд, куда вошли товары текстильные, полотна трикотажные, спецодежда, одежда из кожи, одежда верхняя, белье нательное, одежда меховая, чемоданы, сумки детские, пластмассовые изделия, изделия из вулканизированной резины, а также услуги по прокату обуви и одежды;

№2 – для нужд субъектов федерации и муниципальных ( ПП 791 )

– №2 – для нужд субъектов федерации и муниципальных, куда вошли ткани текстильные, изделия текстильные кроме одежды, спецодежда, одежда защитная прочая, одежда огнестойкая, услуги по прокату белья.

Осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно – товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, включенных в перечень №1 не допускается, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению № 2 не допускается за исключением случаев, когда производство товара на территории стран членов ЕАЭС отсутствует.

Пример подготовки заявки в соответствии с ПП 791

( Постановление Правительства 791 )

В рамках подготовки к аукциону на поставку штор, проводимому в соответствии с ПП 791, выяснилось что полностью отвечающие требованиям заказчика шторы имеются на рынке по низкой цене, но поставщик – узбекская фирма. Также есть требуемые шторы и киргизского поставщика, но они дороже на 22%. Поскольку расчетная маржинальность до снижения составляла 25% было принято решение не подавать заявку, поскольку при указании страны происхождения – Кыргызстан заявку заказчик допустил бы, но выходить на аукцион с маржинальностью в 3% было бы совершенно неразумно, а при указании страны происхождения: Узбекистан заявка была бы неизбежно отклонена, поскольку эта страна не входит в ЕАЭС.

Читайте также:
Страховка Самсунг от кражи и повреждения на телефон и технику: условия и отзывы в 2022 году

Согласно п.5 ст.3 закона 44-ФЗ, государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона 44-ФЗ к заказчикам относятся государственные заказчики, и муниципальные заказчик, либо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона 44-ФЗ бюджетные учреждения, осуществляющие закупки.

Следовательно, на бюджетные учреждения действие п. 1 положения ПП 791 не распространяется.

Однако ПП 791 предусмотрено ещё дополнительное требование при закупках для федеральных нужд: использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство – член Евразийского экономического союза (далее – материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств – членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов;

А к закупкам для федеральных нужд относятся все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые за счет федерального бюджета, в том числе закупки федеральных государственных бюджетных учреждений (далее – ФБУ). Значит, ФБУ можно поставлять в рамках закупочных процедур, проводимых в соответствии с ПП 791 товары, изготовленные за рубежом, но из материалов (полуфабрикатов), произведенных в странах ЕАЭС).

Данное дополнительное требование требует внимания при подготовке заявки. Ведь в декларации о происхождении товара участнику надо указывать два отдельных пункта: что товар произведен в одной из стран ЕАЭС (если заказчик федеральный или муниципальный) и что товар произведен из материалов (полуфабрикатов) происходящих из ЕАЭС. Игнорирование этого пункта, чревато отклонением заявки по второй части.

Пример участия в аукционе в соответствии с ПП 791

( Постановление Правительства 791 )

На аукцион, проводимый в соответствии с ПП 791 было подано 6 заявок. Все заявки были допущены к аукциону. Заявка победителя была отклонена по второй части. Тот обратился в ФАС, поскольку представил декларацию о происхождении товаров в составе второй части заявки. Комиссия ФАС рассмотрев жалобу, пришла к выводу, что отклонение правомерно, поскольку победитель в декларации указал только, что сам товар происходит из страны ЕАЭС, но не указал страну происхождения материалов (полуфабрикатов).

Подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее Минпром РФ). Механизм проверки установлен приказом Минпрома РФ от 21.01.2016 № 86. Заказчик (государственный или муниципальный) подаёт заявление в Минпром РФ, указав коды ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и характеристики товара. Заявление регистрируется в течение трех рабочих дней, а затем, в течение тридцати рабочих дней приходит решается вопрос о предоставлении ответа, что та или иная текстильная продукция производится/не производится на территории ЕАЭС. Наконец, если в заявлении нет недостоверной информации, в течении пяти рабочих дней заказчик получает заключение о том, что данная продукции на территории стран ЕАЭС не производится. Получается, что с момента подачи заявления до получения заключения проходит всего 35-38 рабочих дней, а заключение будет действительно один год с момента выдачи. Таким образом, заказчик при размещении процедуры уже знает, производится ли интересующий его товар в ЕАЭС или нет. Поэтому обмануть его не следует пытаться. Заявка будет непременно отклонена по второй части.

В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств – членов ЕАЭС отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

Читайте также:
Как защитить банковскую карту от мошенников и при платежах в интернете

Для единственного поставщика ничего не меняется, всё равно ему надо поставлять товар, происходящий из ЕАЭС, если там есть его производство.

В заключение напомним о необходимости указания страны происхождения товара в первой части заявке (в форме 2).

Пример отклонения заявки по ПП 791 ( Постановление Правительства 791 )

На аукцион, проводимый в соответствии с ПП 791 было подано 2 заявки. Одна из заявок была отклонена по первой части из-за неуказания в форме 2 страны происхождения товара. Второй участник выиграл аукцион всухую. Участник, заявка которого была отклонена не стал обжаловать отклонение в ФАСе ввиду нецелесообразности.

Cказанное выше касается не только участия в тендерах, проводимых в соответствии с ПП 791, но и всех случаев, когда тендер проводится с применением национального режима, в соответствии со статьей 14 закона 44-ФЗ. Участникам таких тендеров следует обязательно указывать страны происхождения всех предлагаемых товаров, не то и декларация происхождения товара не поможет – дело просто не дойдет до рассмотрения вторых частей заявок.

Статья об участии в тендерах, проводимых по Постановлению Правительства РФ 791 ( ПП 791)

Что регулирует Постановление Правительства РФ №791 по 44-ФЗ, и на какие товары оно распространяется?

от 11 августа 2014 года N 791

Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд *

(с изменениями на 15 мая 2019 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 мая 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 30 апреля 2020 года N 616
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 года N 108 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.02.2016, N 0001201602190006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 года N 1299 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.10.2017, N 0001201710300009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 года N 602 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.05.2019, N 0001201905220005).

* Наименование в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 года N 108. – См. предыдущую редакцию.

1. Установить, что:

осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров (далее соответственно – товары, услуги) для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств – членов Евразийского экономического союза отсутствует;

дополнительным требованием к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных приложением N 1 к настоящему постановлению, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, предусмотренных приложением N 2 к настоящему постановлению, является использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство – член Евразийского экономического союза (далее – материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территориях государств – членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов;

подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов осуществляется уполномоченным органом Российской Федерации в установленном им порядке.

2. В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств – членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

Читайте также:
Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрут

3. Уполномоченным органом, осуществляющим подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

разработать и утвердить до 1 сентября 2014 года правила выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров;

провести консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств – членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма подтверждения отсутствия производства товаров, материалов или полуфабрикатов на территориях этих государств.

4_1. Установить, что положения настоящего постановления не применяются в случае закупки товаров, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему постановлению, в рамках реализации:

программы приграничного сотрудничества “Карелия”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Карелия” на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества “Коларктик”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Коларктик” на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества “Россия – Юго-Восточная Финляндия”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Юго-Восточная Финляндия” на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества “Россия – Латвия”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Латвия” на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества “Россия – Литва”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Литва” на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2017 г.;

программы приграничного сотрудничества “Россия – Польша”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Польша” на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Варшаве 29 декабря 2017 г.;

программы приграничного сотрудничества “Россия – Эстония”, порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества “Россия – Эстония” на период 2014-2020 годов, подписанным в г.Москве 29 декабря 2016 г.;

Подтверждением закупки товаров в рамках реализации программ, указанных в абзацах втором – девятом настоящего пункта, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемое в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением пункта 4 настоящего постановления, вступающего в силу со дня подписания настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 2014 года N 791
(В редакции,
введенной в действие
с 27 февраля 2016 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2016 года N 108. –
См. предыдущую редакцию)

Перечень товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), и услуг по прокату таких товаров, осуществление закупки которых для обеспечения федеральных нужд не допускается *

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: