Банковская гарантия по 223-ФЗ: требования к банку, срок действия и сумма, образец формы

Условия получения банковской гарантии по 223-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта – это финансовый механизм, который госзаказчики используют при проведении закупок по 223-ФЗ. Предоставление обеспечения является обязательным для компании или индивидуального предпринимателя, выигравшего торги и заключающего договор с госзаказчиком.

Что такое обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Предоставление обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ гарантирует защиту заказчиков от недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности и мошенников. Если компания или индивидуальный предприниматель, заключивший госконтракт, в полном объеме не выполнит свои обязательства, заказчик сможет компенсировать свои потери, получив гарантийную сумму.

Нужно ли обеспечение исполнения контракта на самом деле?

Для субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в госзакупках, предоставление обеспечения контракта является дополнительной статьей расходов. Однако, для государства — это способ защитить свои деньги, так как в рамках торгов по 223-ФЗ производится закупка товаров, работ и услуг для нужд государственных компаний и организаций.

Фактически за счет обеспечения удается создать условия для эффективного расходования средств госзаказчиков, так как в случае перечисления денег недобросовестным субъектам предпринимательской деятельности, финансовые потери будут возмещены.

Формы обеспечения госконтрактов

ФЗ-223 не устанавливает прямых требований относительно формы обеспечения контракта, делегируя данные полномочия заказчикам. Главное требование – форма обеспечения, выбранная госзаказчиком, должна быть прописана в закупочной документации.

В подавляющем большинстве случаев организаторы торгов по 223-ФЗ в отношении обеспечения контракта дублируют требования 44-ФЗ, предлагая представителям бизнеса денежный залог или БГ.

У каждого из видов обеспечения есть свои плюсы и минусы. Залог не предусматривает прямых денежных трат, но замораживает деньги на продолжительный срок, которые перечисляются на специальный банковский счет и в случае невыполнения исполнителем обязательств по контракту поступают на счет госзаказчика.

Недостатком залога является снижение эффективности хозяйственной деятельности, так как существенная сумма изымается из оборота субъекта предпринимательства. На деньги, хранящиеся на спецсчете, банк начисляет процент, однако он минимален и не приносит особой выгоды.

Банковская гарантия оформляется за счет участника госзакупок – компания или индивидуальный предприниматель оплачивают услуги банка, который гарантирует исполнение представителем бизнеса возложенных на себя обязательств.

Для каких целей нужна БГ

При проведении госзакупок по 223-ФЗ гарантия банка выступает в качестве страховки государственного заказчика, позволяя избежать финансовых потерь из-за действий недобросовестных представителей бизнеса. Если исполнитель (принципал) не выполняет либо выполняет частично или недолжным образом контрактные обязательства, кредитно-финансовое учреждение, выступающее в роли гаранта, производит выплату заказчику (бенефициару) гарантийной суммы. Таким образом БГ исключает риск убытков, которые могут понести госкомпании и госучреждения, закупая товары, работы или услуги у физических и юридических лиц.

Размер выплаты, а также события, которые считаются гарантийным случаем, оговариваются в документе, выдаваемом банком. Оформление БГ производится за счет и по инициативе юридического или физического лица, принимающего участие в госзакупках.

Банковская гарантия по 223 ФЗ: требования

БГ, которая используется в госзакупках по 223-ФЗ, может быть выпущена на бумажном носителе и/или в электронном виде. В документе оговаривают:

  • дату, когда заканчивается срок действия гарантии;
  • продолжительность срока действия;
  • обязательства поставщика товаров, работ или услуг перед госзаказчиком, гарантируемые банком;
  • гарантийную сумму, выплачиваемую банком.

Отличия в гарантиях по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В отличие от 44-ФЗ, для банковской гарантии по 223-ФЗ не установлено обязательных критериев, которым должен соответствовать документ. Содержащиеся в 44-ФЗ нормы о включении банков-гарантов в перечень кредитно-финансовых организаций, созданный на основании ст. 74.1 НК РФ, а также внесении выдаваемых банками гарантийных документов в госреестр, отсутствуют.

Вместо этого 223-ФЗ дает право госзаказчикам самим выдвигать требования к гарантиям. Полный перечень требований в обязательном порядке должен быть указан устроителем торгов в закупочной документации.

Требования к банкам-гарантам

Теоретически предоставление банковских гарантий по 223 ФЗ может быть осуществлено любым российским банком. Однако, на практике дела обстоят иначе. Государственные заказчики, стремясь минимизировать риски, связанные с невыполнением кредитно-финансовым учреждением взятых на себя гарантийных обязательств, устанавливают критерии для банков-гарантов.

Чаще всего заказчики требуют, чтобы БГ была выдана кредитно-финансовой организацией, которая включена в банковский перечень, созданный на основании ст. 74.1 НК РФ. Кроме того, некоторые госзаказчики указывают дополнительный критерий, называя список крупных финансово-устойчивых банков, документы которых они готовы принять.

Реестр БГ 223 ФЗ

В 223-ФЗ не содержится требование о включении выдаваемых кредитно-финансовыми организациями гарантийных документов в ЕРБГ. Также нормативными документами не предусматривается ведение отдельного госреестра для БГ, выданных участникам госзакупок по 223-ФЗ. Поэтому, физические и юридические лица могут получить банковскую гарантию 223 ФЗ, незарегистрированную в ЕРБГ, а госзаказчик обязан ее принять.

Однако, практика показывает, что большинство банков, специализирующихся на выдаче БГ участникам госзакупок по 223-ФЗ, регистрируют выдаваемые гарантийные документы, чтобы заинтересованные лица имели возможность удостовериться в легитимности гарантии. Внесение документов в ЕРБГ проводится по той же процедуре, что и включение в госреестр банковских гарантий по 44-ФЗ.

Банковская гарантия 223 ФЗ: условия получения

Условия выдачи банковских гарантий каждая кредитно-финансовая организация устанавливает самостоятельно. Обычно минимальный перечень требований включает:

  • период деятельности субъекта предпринимательства не менее 6 месяцев (в некоторых случаях 1 год);
  • отсутствие убыточной деятельности;
  • отсутствие процедуры ликвидации или банкротства.
Читайте также:
Транспортный налог для пенсионеров в Алтайском крае в 2022 году

Чтобы оформить БГ, исполнитель контракта предоставляют в банк пакет документов, который включает:

  • анкету-заявку;
  • копии паспортов руководителей и учредителей компании/индивидуального предпринимателя;
  • бухгалтерскую и налоговую отчетность за требуемый период;
  • копию уставных документов с изменениями и дополнениями;
  • копию свидетельства о постановке на учет в органах ФНС;
  • свидетельство о госрегистрации (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • копии документов, которые подтверждают легитимность исполнительного органа предприятия;
  • другие документы по усмотрению банка.

Если какой-либо документ, запрашиваемый банком, не будет предоставлен, в выдаче БГ может быть отказано.

Чаще всего выдача БГ осуществляется без залога. Если же требуется предоставить банковскую гарантию на крупную сумму, может потребоваться обременение имущества. Между банком и участником госзакупок заключается договор залога, который при наступлении гарантийного случая и отсутствия у принципала возможности погасить задолженность в денежной форме, перейдет в собственность банка.

Предметом залога могут выступить высоколиквидные материальные активы:

  • банковские депозиты;
  • векселя и другие ценные бумаги;
  • объекты недвижимости;
  • транспортные средства и прочее.

Стоимость предмета залога должна быть сопоставима с размером гарантийной суммы.

Размер обеспечения контракта

При проведении госзакупок по 223-ФЗ каких-либо нормативных требований относительно размера обеспечения контракта не предусмотрено. Госзаказчики определяют размер обеспечения по собственному усмотрению. В большинстве случаев – это 10-30% от начальной максимальной цены контракта.

Точная сумма обеспечения, которую обязан предоставить исполнитель контракта, указывается госзаказчиком в закупочной документации. При заключении контракта представитель бизнеса обязан предоставить обеспечение в сумме, указанной заказчиком.

Сокращение размера обеспечения возможно только в процессе исполнения контракта. При этом, должно быть соблюдено обязательное условие – в заключенном контракте предусмотрено поэтапное исполнение обязательств с приемкой и оплатой каждого этапа по отдельности.

Размер обеспечения контракта можно уменьшать после каждого выполненного этапа, благодаря чему произойдет ослабление финансовой нагрузки на исполнителя. Сокращение размера обеспечения должно быть прямо пропорционально сокращению обязательств перед госзаказчиком.

Можно ли заменить обеспечение

Замена формы обеспечения по контракту возможна, если данное положение отображается в закупочной документации. Выполнение замены осуществляется в процессе исполнения контракта, когда поставщик товаров, работ или услуг выполняет часть взятых на себя обязательств.

Помимо изменения формы обеспечения корректируется и его размер, который уменьшается пропорционально выполненным обязательствам.

Процедура производится по аналогии с 44-ФЗ: физическое или юридическое лицо, признанное победителем торгов, подает заказчику предложение о замене обеспечения, на основании которого тот принимает решение.

Чаще всего исполнители просят госзаказчиков разрешить замену в ситуациях, когда обеспечение исполнения контракта было произведено путем перечисления денежных средств на спецсчет. Если госзаказчик даст разрешение, исполнитель контракта предоставляет БГ, после чего выполняется возврат денег.

Возврат обеспечения

После того, как поставщик товаров, работ или услуг исполнил в полном объеме обязательства перед заказчиком, процедурой проведения госзакупок предусмотрено размещение информации об исполнении контракта.

Данные о контракте и необходимый пакет документов заказчик направляет в Федеральное казначейство, которое вносит сведения об исполненном договоре в реестр.

После того, как внесенная в реестр информация будет опубликована, госзаказчик возвращает обеспечение. Сроки, основания и порядок процедуры возврата определяется госзаказчиком самостоятельно. Соответствующую информацию в обязательном порядке указывают в закупочной документации, а также в подписываемом с исполнителем договоре.

Обычно возврат на расчетный счет исполнителя денежных средств производится в 30-дневный срок с момента подписания акта приемки. Если обеспечение было представлено в виде БГ, никаких действий не предполагается. Как правило, срок действия банковской гарантии по 223 ФЗ на один месяц превышает период действия контракта. По истечении данного срока гарантийный документ теряет свою силу, поэтому его возврат исполнителю лишен смысла.

Универсальные требования и правила получения банковских гарантий по 223-ФЗ: законопроект уже в Госдуме

22.02.2021 правительство внесло в Госдуму законопроект №1116818-7 об изменениях 223-ФЗ и ст. 45 44-ФЗ. В пояснительной записке указано: чтобы расширить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам по 223-ФЗ, планируют дать возможность предоставлять банковские поручительства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками из перечня по ст. 45 закона о контрактной системе.

Нововведения призваны обеспечить унификацию требований к банкам, которые уполномочены на выдачу банковских гарантий для обеспечения заявок, исполнения контрактов (договоров), в тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Требования к банковским гарантиям, которые предоставляются субъектами МСП, предполагается унифицировать с аналогичными требованиями контрактного законодательства, в т. ч. в части:

  • права заказчика на взыскание в бесспорном порядке денег со счета банка, если банком не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, соответствующее условиям такой гарантии и направленное до окончания ее срока действия (аналогично с ч. 3 ст. 45 закона о контрактной системе);
  • списка документов, которые предоставляются заказчиком банку вместе с требованием об уплате денег по банковскому поручительству (аналогично с п. 7 ч. 2 ст. 45 закона о контрактной системе);
  • срока действия банковской гарантии (аналогично с п. 5 ч. 2 ст. 45 44-ФЗ);
  • условий, которые предусматривают вступление в силу банковской гарантии по обязательству участника закупки, возникшему из договора по ч. 29 ст. 3.4 223-ФЗ, в день заключения такого договора (аналогично с п. 6 ч. 2 ст. 45 закона о контрактной системе);
  • запрета на условия о предоставлении банку судебных актов, которые подтверждают неисполнение участником такой закупки обязательств, обеспечиваемых банковским поручительством (аналогично с ч. 4 ст. 45 закона о контрактной системе).
Читайте также:
Договор на разработку дизайн - проекта квартиры и проведение авторского надзора

Предполагается, что когда требования установят, это повысит их доступность для субъектов МСП и позволит убрать ограничения для участия в закупках отдельными видами юрлиц.

Чтобы не допустить немотивированных отказов в принятии заказчиками банковских поручительств в рамках контрактного законодательства и закупок отдельными видами юридических лиц, планируют дать правительству полномочия утвердить типовую форму банковской гарантии.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали ключевые вопросы по применению 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Чем регулируется

Возможность предоставить обеспечение банковской гарантии по 223-ФЗ обозначена в ч. 25 ст. 3.2. 223-ФЗ. Этот закон не устанавливает конкретных требований к обеспечительным документам, как это делает 44-ФЗ, поэтому госкорпорации вправе определять такие требования самостоятельно в закупочной документации.

Возможность законодательного установления таких требований в ФЗ-223 рассматривалась, но пока существует только в виде проекта.

Основным законодательным актом, устанавливающим эти требования, является Гражданский кодекс, в частности ст. 368 ГК регулирует требования к форме и содержанию этого документа.

Что обеспечивает

Госкорпорация в закупочной документации самостоятельно определяет, что участники закупки вправе обеспечивать с помощью поручительства от кредитной организации. В зависимости от того, что обеспечивается таким образом, выделяются следующие виды:

  1. Банковская гарантия для обеспечения заявки по 223-ФЗ. Она подается на этапе направления заявки на участие в процедуре и предназначена для страховки корпорации от незаконного уклонения участника от участия в закупке или заключения контракта, если он стал победителем. Если никаких нарушений со стороны участника не последовало, независимо от того, одержал он победу или нет, средства по документу не взыскиваются.
  2. Банковская гарантия на исполнение контракта по 223-ФЗ. Предназначена страховать организатора закупки от ненадлежащего выполнения его контрагентом обязательств по договору. Если возникают основания для денежных взысканий, например взыскания пени или штрафов, предусмотренных договором, госкорпорация вправе обратиться в банк-гарант для выплаты этих средств. В зависимости от предмета договора выделяются гарантии на результат работ по 223-ФЗ, поставленный товар или оказанные услуги.
  3. Некоторые корпорации устанавливают требование обеспечения аванса по договору. Оно вводится, чтобы у заказчика, выдавшего аванс, была уверенность, что эти средства вернутся ему в случае ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязанностей. В каждой конкретной закупке обстоятельство, нужна ли банковская гарантия на аванс по 223-ФЗ, отмечается госкорпорацией в документации.

Какие требования предъявляют

В соответствии с п. 4 ст. 368 ГК РФ в тексте указывается следующая информация:

  • дата выдачи;
  • состав сторон: кто является принципалом — поставщик, исполнитель или подрядчик, бенефициаром — заказчик и гарантом — банк;
  • обязательство, которое обеспечивается документом;
  • сумма;
  • срок действия;
  • обстоятельства, при наступлении которых выплачивается сумма.

Требования госкорпораций основываются на перечисленных условиях, но в закупочной документации конкретизируются следующие моменты:

  1. Устанавливается срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ — как правило, требуется, чтобы он перекрывал как минимум на месяц срок исполнения обязательств по договору. В документации также предусматривается продление банковской гарантии 223-ФЗ, если стороны изменят срок исполнения договора.
  2. Госкорпорация вправе предусмотреть перечень банков, которые она считает приемлемыми для выдачи документа на обеспечение конкретной закупки, либо перечислить требования к банку-гаранту, не называя конкретные организации.
  3. Устанавливается сумма гарантии.
  4. Важное требование — банковское поручительство предполагается безотзывным.

Минфин не утвердил список банков, предоставляющих банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличие от ФЗ-44. Есть заказчики, которые указывают такой список в документации. Вот пример из конкурсной документации.

Банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Обеспечение контракта – обязательство участника (поставщика) перед заказчиком, выраженное в денежной форме или в виде банковской гарантии.

Какие способы обеспечения исполнения контрактов бывают?

Поставщик может обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Для этого нужно перевести требуемую сумму на расчетный счет заказчика. После исполнения условий договора заказчик возвращает поставщику сумму обеспечения.

Получить кредит можно в любом банке, однако нужно быть готовым к тому, что ставки по кредитам всегда выше по сравнению с комиссией, начисляемой за использование банковской гарантии.

Банковская гарантия по 223-ФЗ

Банковская гарантия по 223-ФЗ – установленный законодательством РФ, способ обеспечения исполнения контрактов для электронных торгов в рамках 223-ФЗ. Для получения банковской гарантии поставщик должен заключить соответствующий договор с финансовой организацией. Подать заявку и получить банковскую гарантию можно онлайн.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Запрос о предоставлении информации кому был выделен земельный участок".

Какие требования могут быть к банковской гарантии по 223-ФЗ

Требования к размеру банковской гарантии

Размер банковской гарантии равен размеру обеспечения контракта. Заказчик устанавливает размер обеспечения самостоятельно, обычно он составляет 10% – 30% от НМЦК (начальная максимальная цена контракта). Эта сумма указывается в тендерной документации, а также в информации о процедуре на электронной торговой площадке.

Требования к банкам – гарантам

Если по 44-ФЗ наличие банковской гарантии в Едином федеральном реестре банковских гарантий (ЕРБГ) является обязательным условием, то по 223-ФЗ таких ограничений не предусматривает. Однако заказчик товаров или услуг может самостоятельно предоставить перечень банков, гарантии от которых он примет в качестве обеспечения исполнения контракта. Информация, касающаяся требований к банкам, должна быть указана в тендерной документации.

Требования к форме банковской гарантии

Банковская гарантия должна быть безотзывной и соответствовать следующим требованиям закона:

  1. точная сумма обеспечения;
  2. обязательства поставщика;
  3. срок действия.

Примечание: Заказчик вправе установить дополнительные требования к форме гарантии.

Чтобы сэкономить время поставщика, «ЕЭТП» ведет постоянную работу с банками и заказчиками по согласованию заранее установленных форм банковских гарантий, получаемых в сервисе финансовых услуг «ЕЭТП».

Сколько стоит банковская гарантия по 223-ФЗ

Размер комиссии, которую возьмет банк за выдачу гарантии зависит от нескольких факторов: финансовых показателей клиента, возможности поставщика использовать залог и т.д. Для банковских гарантий по 223-ФЗ средний размер комиссии составляет 4-5% годовых от суммы гарантии.

Генеральный партнер АО «ЕЭТП» – Банк ВТБ предлагает гибкие условия по комиссии за банковскую гарантию по 223-ФЗ, начиная с 2%.
Подробнее об условиях банка ВТБ.

Как можно получить гарантию?

Чтобы получить банковскую гарантию поставщик должен обратиться в банк, который оказывает такую услугу и подходит требованиям заказчика. Подать заявку можно онлайн.

Чтобы сделать процесс получения гарантии максимально комфортным для поставщиков, специалистами «ЕЭТП» был разработан сервис финансовых услуг, в котором можно получить банковскую гарантию не покидая офис.

Одна заявка отправится нескольким банкам-партнерам. При готовности выдать гарантию, банки отправят вам свое предложение. Поставщику останется выбрать лучший вариант.

Преимущества сервиса банковских гарантий АО «ЕЭТП»:

Простота использования – от вас нужна заявка, которую можно заполнить, в среднем, за 3 минуты, актуальная финансовая отчетность и электронная подпись.

  • 10 банков-партнёров – вы будете выбирать самый выгодный вариант из нескольких предложений.
  • Низкая ставка – от 2%; минимальная комиссия составляет 990 рублей.
  • Не нужно каждый раз прикладывать все документы по запросу банка – мы сохраним все ваши данные, и банки сразу получат полный список документов при повторной заявке.

Не теряйте время – отправьте заявку для получения банковской гарантии, сразу, как подались на участие в торгах.

Что нужно знать про требования к банковской гарантии по нормам 223-ФЗ

При заключении государственного контракта, в котором фигурируют большие деньги и крупные организации, нередко случается, что участник закупок по различным причинам не выполняет финансовые обязательства. Чтобы минимизировать возможные потери в этих правоотношениях, законодатель предусмотрел страховку — денежное обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии. О том, что это такое и какие требования предъявляются к этой форме поручительства, рассказываем далее.

Что такое обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

В силу ч. 2 ст. 2 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ заказчики самостоятельно определяют порядок заключения контракта, а также правила проведения закупок, в том числе их способ и условия обеспечения. Сведения должны содержаться в специально подготовленном положении о закупке.

Чтобы обязательства по заключенному контракту были исполнены в полном объеме, в положении о закупке заказчику необходимо отразить способ обеспечения исполнения договора.

ГК РФ предусматривает такое обеспечение, как банковская гарантия: когда кредитная или коммерческая организация ручается за компанию, выигравшую закупки, и при невыполнении условий соглашения выплачивает заказчику определенную сумму.

А нужно ли оно на самом деле?

Когда финансовая организация принимает на себя обязательство выплатить сумму по выданному обеспечению в случае невыполнения исполнителем (принципалом) обязательств по контракту, банк должен совершить данную им гарантию. Как показывает практика, принимаемыми решениями суды реально заставляют кредитные компании выплачивать деньги в пользу заказчиков.

Обеспечение исполнения договора в виде банковской гарантии представляет собой действующий механизм для урегулирования споров при неисполнении исполнителем условий заключенной на торгах сделки.

Формы обеспечения контракта

Закон № 223-ФЗ не устанавливает императивных требований к использованию обеспечительных процедур. В связи с этим заказчик вправе определить в положении о закупке любую форму поручительства.

Так, ст. 329 ГК РФ установлены следующие способы обеспечения контракта:

  • неустойка;
  • залог;
  • удержание вещи должника;
  • поручительство;
  • независимая гарантия;
  • задаток;
  • обеспечительный платеж.

Отдельные законодательные акты предусматривают и другие способы содействия совершению сделки. К примеру, финансирование под уступку денежного требования (ст. 824 ГК РФ), гарантийный фонд платежной системы (ст. 29 закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161).

Требования к банковской гарантии

Читайте также:
Безналичные расчеты: что это такое, описание и особенности

Независимая гарантия должна отвечать установленным законом требованиям. Ст. 368 ГК РФ называет следующие условия:

1. Обеспечение считается законным, если оно сделано в письменном виде, позволяющем точно определить закрепленные правила.

2. Документ составляется уполномоченным лицом, а его содержание не должно вызывать сомнений в подлинности выданной гарантии.

3. Обязательство может быть выдано только банками, кредитными или коммерческими компаниями.

4. Независимая гарантия должна содержать (ч. 4 ст. 368 ГК РФ):

  • дату выдачи обеспечения;
  • наименование всех участников (принципал, бенефициар, гарант);
  • данные об обязательстве, для исполнения которого выдается обеспечение;
  • информацию о сумме, подлежащей выплате, или условия ее исчисления;
  • период действия независимой гарантии; при этом срок предоставления поручительства может быть короче или длиннее времени для исполнения обязательства по контракту;
  • условия и порядок исполнения обязательств по гарантии.

В числе прочего в обеспечение может быть включено условие по уменьшению или увеличению суммы гарантии, обусловленное наступлением согласованного сторонами срока (даты) или какого-либо события.

В извещении о проведении закупки сопутствующей документации должны быть указаны способы обеспечения обязательств. Участник торгов вправе выбрать один из предложенных в извещении вариантов обеспечения исполнения обязательства (ч. 25 ст. 3.2 закона от 18.07.2011 № 223).

Требования к банкам-гарантам

В отличие от закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44 -ФЗ нормы ФЗ-№ 223 не устанавливают конкретных требований к банкам-гарантам.

Однако по аналогии с ФЗ-44 в извещении заказчики, как правило, указывают, что независимую гарантию может предоставить только кредитная организация, состоящая в специальном перечне Министерства финансов России (ч. 3 ст. 74.1 НК РФ). Кроме этого, заказчик может предъявлять и другие требования, к примеру по сроку работы банка, сумме размера уставного капитала и т. д.

Для каких целей нужна банковская гарантия

Задача банковской гарантии — обезопасить заказчика от неисполнения победителем торгов обязательств по сделке. При этом такой документ выгоден для всех участников. Банк приобретает доход в виде процентов, организация (исполнитель) зарабатывает деньги по контракту и расширяет возможности для заключения сделок в будущем, а заказчик получает полностью оказанную услугу по оформленному договору.

Таким образом, рассматриваемый способ обеспечения обязательств — это эффективный механизм для успешного исполнения заключенной сделки.

Есть ли отличия в гарантиях по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

В законах № 44-ФЗ и 223-ФЗ имеются существенные отличия в части использования банковской гарантии.

Так, по 44-ФЗ если цена сделки составляет больше 50 млн руб., заказчик обязан потребовать внести обеспечение выполнения условий договора в ценовом диапазоне от 10 до 30% от начальной максимальной суммы контракта.

По 223-ФЗ указанная обязанность у заказчика отсутствует, однако обычно размер гарантии устанавливается аналогичным образом.

Различаются также и способ выбора банка-гаранта и порядок определения условий предоставления обеспечения обязательства. По 223-ФЗ эти составляющие закупок определяются в положении самим заказчиком, а нормами 44-ФЗ по данному поводу определены конкретные правила.

Реестр банковских гарантий

По смыслу ч. 8 ст. 45 закона № 44, если по условиям торгов предоставлена независимая гарантия, информация о ней вносится в специальный реестр. Ознакомиться с реестром можно на сайте https://zakupki.gov.ru в соответствующем разделе.

В частности, в реестре указывают:

  • номер размещения;
  • наименование банка-гаранта, его ИНН и КПП;
  • номер извещения об осуществлении закупки;
  • размер гарантии, дата ее выдачи, окончание срока действия, информация о дне размещения;
  • статус.

Таким образом, общедоступным способом можно проследить информацию обо всех независимых гарантиях, предоставляемых по закону № 44, чтобы в дальнейшем контролировать исполнение условий торгов по закупкам в соответствии с 223-ФЗ.

В связи с тем, что закон № 223 не предусматривает ведения реестра банковских гарантий, заказчик не может не принять такое обеспечение, даже если оно не включено в указанный специальный реестр.

Условия получения банковской гарантии по 223-ФЗ

Оформить обеспечение обязательства вправе каждый субъект малого, среднего или крупного бизнеса, имеющий доходы за последние 6 месяцев. Остальные требования определяются банком-гарантом.

Чтобы заручиться обеспечением, необходимо сделать следующее:

1. Подать заявление в банк. К обращению прилагаются документы о финансовом благосостоянии участника сделки, а также учредительная, бухгалтерская документация, сведения о заключаемом контракте.

2. Кредитная организация изучит представленную информацию и направит соответствующее уведомление.

3. При оформлении гарантии и подписании договора с банком исполнителю контракта необходимо заплатить комиссию.

После получения согласия от кредитной компании выдать гарантию, предстоит получить:

  • договор;
  • гарантию в письменном или электронном виде;
  • выписку из реестра банковских гарантий.

Важно проверить все условия получаемого обеспечения и удостовериться, что независимая гарантия соответствует всем требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ «О банковских гарантиях. » от 08.11.2013 № 1005. К примеру, в силу абз. 3 п. «б» указанного нормативного акта в банковской гарантии запрещено обязывать заказчика представлять кредитной организации (гаранту) отчет об исполнении заключенного контракта.

Сколько нужно обеспечить

По смыслу ч. 27 ст. 3.2 закона № 223 заказчик не определяет в закупочной документации условия обеспечения заявок на участие, если первоначальная цена контракта меньше 5 млн руб. Когда эта сумма превышена, заказчик вправе установить требование к обеспечению не больше 5% от начальной цены договора. Размер гарантии для каждого поставщика индивидуален и зависит от цены контракта. Поэтому банк, предоставляющий обеспечение, устанавливает его размер самостоятельно.

Читайте также:
Как оформить брак с гражданином Казахстана в РФ в 2022 году

Можно ли заменить обеспечение

Согласно ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ способ обеспечения может быть изменен на банковскую гарантию, если эти условия отражены в положении о закупке.

Замена обычно выполняется по аналогии со ст. 94 закона № 44, то есть по решению заказчика на основании предложения, полученного от победителя торгов. Однако это можно сделать только в случаях, когда изменение обеспечения производится одномоментно со снижением его величины пропорционального объему выполненных обязательств по заключенному контракту.

При этом каждый этап исполнения сделки должен быть оформлен документально.

При изменении способа обеспечения по контракту, заключенному на основании закона № 223, нужно руководствоваться положением о закупке, в котором должны быть отражены условия по исполнению сделки.

Возврат обеспечения

По смыслу ч. 25 ст. 3.2 закона № 223 заказчик вправе определить в положении о закупке порядок, сроки и основания для возврата предоставленного обеспечения. В извещении о закупке и сопутствующей документации должна быть указана сумма обеспечения и другие условия, в том числе это относится к банковской гарантии, если этот способ используется в положении о закупке.

Возврат не может быть произведен, когда:

  • участник закупки уклоняется от подписания договора;
  • обеспечение исполнения контракта не предоставлено либо выдано с нарушением условий закона № 223 до заключения сделки. Это будет считаться отступлением от норм, если в извещении о закупке и сопутствующей документации определены требования обеспечить выполнение условий контракта, а также сроки его предоставления до оформления договора.

Основным документом, определяющим обеспечение по закону № 223-ФЗ, выступает положение о закупке. Его необходимо внимательно изучить и разобраться во всех условиях. Тогда станет понятно, как и по каким принципам используется банковская гарантия или другие способы обеспечения контракта, что в дальнейшем позволит избежать проблем.

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Банковская гарантия по 223-ФЗ

Банковская гарантия 223-ФЗ — способ обеспечения выполнения обязательств по договору, на тот случай если поставщик не выполнит или выполнит частично условия контракта, то все финансовые риски на себя берет выдавший её банк.

Это надёжный для Заказчика и удобный для Поставщика способ обеспечения исполнения контракта, т.к. Заказчик таким образом застраховывает себя от финансовых потерь, в случае не исполнения конракта, а Поставщик не замораживает свои денежные средства для обеспечения контракта, а предоставляет гарантию.

Банковская гарантия по 223-ФЗ — отличие от 44-ФЗ

Главное отличие между этими двумя федеральными законами, что 223-ФЗ более либерален: он дает заказчику гораздо больше полномочий по установлению требований к гарантии.

Он закрепляет лишь общие условия проведения закупочной деятельности, а также дает больше свободы заказчику для составления ТЗ. А 44-ФЗ, в свою очередь, считается более жестким, по причине того, что в нем установлены исчерпывающие требования как к тексту и форме документа, так и к банкам, имеющим право ее выпускать.

Ключевыми и самыми важными отличиями можно выделить следующие:

  1. Требование наличия банковской гарантии списке в ЕРБГ, который расположен в ЕИС. Для документа по 44-ФЗ — это требование является обязательным и если заказчик не увидит БГ в едином реестре, то может отказать поставщику. Для БГ по 223-ФЗ данное требование не является критичным, закон не обязывает вносить гарантию в единый реестр (более того, такой реестр не ведётся).

Для банковских гарантий по 223-ФЗ данное условие не является обязательным по нормам закона. Но в данном случае, требования к банкам могут выставлять сами заказчики.

В этом видео даются ответы на самые популярные вопросы при оформлении банковской гарантии:

Расчёт стоимости гарантии по 223-ФЗ

Определив сроки и размер банковской гарантии, Вы можете рассчитать её стоимость и выбрать банк.

Для этого введите информацию о гарантии в поля онлайн-калькулятора ниже, выберете 223-ФЗ в поле “Федеральный закон” и нажмите кнопку «рассчитать»:

Банковская гарантия по 223 ФЗ – ее виды и применение

ФЗ-223 предусматривает несколько видов банковских гарантий:

для исполнения госконтракта. Данная БГ обязывает выплатить банк определенную сумму, в том случае, если исполнитель недобросовестно исполняет свои обязанности по договору или отказывается от выполнения контракта в принципе;

для обеспечения заявки подрядчика , собирающегося участвовать в аукционе или конкурсе. Она служит подтверждением намерений поставщика, а также является свидетельством того, что он не откажется от подписания контракта;

Читайте также:
Незаконное увольнение сотрудника: образец искового заявления, сроки обжалования, выплата компенсаций. Правовые последствия для работодателя

для возврата аванса . В случае, если после его получения исполнитель отказался исполнять свои обязательства, по подписанному контракту.

Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ

В данном законе нет таких обширных требований к БГ, как по 44-ФЗ, но нужно учитывать, что заказчик имеет право по своему усмотрению прописать в конкурсной документации некоторые дополнительные требования к БГ и банку-гаранту, а так же приложить Форму Независимой гарантии. Нередко в документации Заказчики указывают требования к БГ аналогичные 44-ФЗ.

При проверки банковской гарантии, всегда нужно руководствоваться ч. 4 ст. 368 ГК РФ, а также документацией о закупке (в том числе проектом договора).

Как минимум, в гарантии должны быть указаны:

  • дата выдачи;
  • принципал, бенефициар и гарант;
  • основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией;
  • денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения;
  • срок действия гарантии;
  • обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.

Желательно всегда направлять проект гарантии заказчику на согласование, как и самостоятельно внимательно проверять срок, сумму, реквизиты сторон и соответствие текста банковской гарантии требованиям документации.

Преимущества гарантии по 223-ФЗ

Подводя итог, можно сказать, что многие заказчики при проведении торгов по 223-ФЗ ставят наличие банковской гарантии обязательным условием.

Совет: даже если этот пункт в тендерной документации отсутствует, целесообразным будет все-таки уточнить у Заказчика о возможности внести обеспечение, банковской гарантией, так как ее наличие обеспечивает ряд преимуществ.

  • Получить гарантию по 223-ФЗ намного выгоднее, чем получение кредита на обеспечение исполнения.
  • Также, преимуществом будет то, что при ее наличии, вы можете использовать авансовый платеж.
  • Неоспоримым плюсом, является то, что при наличии банковской гарантии риски с не заключением контракта сводятся сводятся к минимуму.

Вы можете обратиться в один из наших банков-партнеров для получения гарантии на самых выгодных условиях. Для этого позвоните по бесплатному номеру 8-800-700-23-26 или оставьте заявку на обратную связь.

©ООО “РусТендер”

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Банковская гарантия по 223-ФЗ: требования к банку, срок действия и сумма, образец формы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 “О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 “О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

В соответствии с пунктом 7 части 2 и частью 8 статьи 45 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

требования к форме банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”;

перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;

Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий;

форму требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

2. Установить, что:

до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок размещение реестра банковских гарантий осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;

при формировании сведений и документов для включения в реестр банковских гарантий до 31 декабря 2015 г. указывается номер извещения об осуществлении закупки, размещенного на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, или уникальный номер контракта, в обеспечение которого выдана банковская гарантия, из реестра контрактов, а с 1 января 2016 г. – идентификационный код закупки.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением подпункта “в” пункта 4 Правил, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Требования
к форме банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005)

Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Мухоршибире - адрес, телефон, режим работы отделения

Перечень
документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005)

Бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:

платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);

документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);

документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Правила
ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, используемых для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее соответственно – реестр, банковская гарантия).

Настоящие Правила не распространяются на банковские гарантии, выданные в обеспечение заявок и исполнение контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также на банковские гарантии, выданные в обеспечение заявок и в обеспечение исполнения контрактов при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 84 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

2. В реестр включаются банковские гарантии, которые выданы банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

3. Ведение реестра и размещение его в единой информационной системе в сфере закупок осуществляет Федеральное казначейство.

4. В реестр включаются информация и документы, указанные в части 9 статьи 45 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, а также:

а) наименование, местонахождение заказчика, являющегося бенефициаром, идентификационный номер налогоплательщика;

б) копия документа о внесении изменений в условия банковской гарантии (при наличии);

в) идентификационный код закупки;

г) сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии (при наличии).

5. В целях ведения реестра банк одновременно с выдачей банковской гарантии (внесением изменений в условия банковской гарантии) формирует и включает указанные в пункте 4 настоящих Правил информацию и документы в реестр.

6. Реестр, включая информацию и документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, формируется и ведется на государственном языке Российской Федерации. Наименование иностранных юридических лиц и фамилия, имя, отчество (при наличии) иностранных физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.

7. Реестр, включая информацию и документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, хранится в соответствии со сроками хранения архивных документов, определенными в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона “Об архивном деле в Российской Федерации”.

8. Информация и документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил (за исключением информации, предусмотренной подпунктом “г” пункта 4 настоящих Правил), подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.

9. Федеральное казначейство в течение 3 часов с момента включения банком информации и документов в реестр обеспечивает в автоматическом режиме проверку:

а) наличия информации и документов в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;

б) соответствия порядка формирования информации и документов порядку, установленному в соответствии с пунктами 8 и 18 настоящих Правил.

10. В случае положительного результата проверки указанные в пункте 4 настоящих Правил информация и документы, впервые представляемые банком по выданной банковской гарантии, формируют реестровую запись, которой Федеральное казначейство присваивает уникальный номер. При представлении банком измененных информации и документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, ранее сформированной реестровой записи присваивается соответствующий порядковый номер и реестровая запись обновляется.

В случае отрицательного результата проверки указанные в пункте 4 настоящих Правил информация и документы не формируют (не обновляют) реестровую запись, о чем банк уведомляется Федеральным казначейством в течение 3 часов посредством направления в электронной форме протокола, содержащего сведения о выявленных несоответствиях.

11. Уникальный номер реестровой записи имеет следующую структуру:

а) 1, 2, 3-й разряды – идентификационный код банка, выдавшего банковскую гарантию;

б) 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14-й разряды – идентификационный код заказчика, являющегося бенефициаром;

в) 15-й, 16-й разряды – последние две цифры года, в котором сформирована реестровая запись;

г) 17, 18, 19, 20-й разряды – порядковый номер реестровой записи, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией, осуществляемой в пределах календарного года по каждому заказчику;

Читайте также:
ПФР Тверская область, Бологовский район, Бологое, Советская площадь, 5: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

д) 21-й, 22-й разряды – порядковый номер, присваиваемый каждой информации и каждому документу в реестровой записи последовательно в соответствии со сквозной нумерацией, осуществляемой в пределах реестровой записи.

12. Заказчики по итогам рассмотрения поступившей в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии в случае отказа в принятии банковской гарантии в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня ее поступления, формируют и включают указанную в подпункте “г” пункта 4 настоящих Правил информацию в реестр.

13. Информация, указанная в подпункте “г” пункта 4 настоящих Правил, подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

14. Федеральное казначейство в течение 3 часов с момента включения в реестр заказчиком сведений, указанных в подпункте “г” пункта 4 настоящих Правил, обеспечивает проверку соблюдения сроков, предусмотренных пунктом 12, а также порядка формирования таких сведений, установленного в соответствии с пунктами 13 и 18 настоящих Правил.

15. В случае положительного результата проверки Федеральное казначейство присваивает указанным сведениям порядковый номер и соответствующая реестровая запись обновляется.

16. В случае отрицательного результата проверки реестровая запись не обновляется, о чем заказчик уведомляется Федеральным казначейством в течение 3 часов посредством направления в электронной форме протокола, содержащего сведения о выявленных несоответствиях.

17. Сведения, представляемые заказчиком для включения в реестр, не могут отличаться от информации, направленной заказчиком лицу, предоставившему банковскую гарантию.

18. Порядок присвоения, применения, а также изменения идентификационных кодов банков и заказчиков, порядок формирования информации и документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, в том числе с применением справочников, реестров и классификаторов, используемых в информационных системах в сфере управления государственными и муниципальными финансами, определяются Министерством финансов Российской Федерации.

19. Федеральное казначейство в течение 3 часов с момента присвоения уникального номера реестровой записи или ее обновления обеспечивает размещение указанной реестровой записи в единой информационной системе в сфере закупок.

20. Размещение реестровой записи в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с форматами передачи информации, утверждаемыми Федеральным казначейством по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

21. Реестровые записи, размещаемые в единой информационной системе в сфере закупок, подписываются электронной подписью Федерального казначейства.

Форма
требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005)

об осуществлении уплаты денежной суммы

по банковской гарантии

В связи с тем, что по банковской гарантии от ” ” 20 г. N

______________________________________________________ является гарантом

(полное наименование кредитной организации-гаранта)

(далее – гарант) перед _________________________________________________

(полное наименование организации-бенефициара)

(далее – бенефициар), настоящим требованием извещаем вас о неисполнении

(ненадлежащем исполнении) _____________________________________________,

(полное наименование организации-принципала)

ИНН ___________________________________________ своих обязательств перед

(полное наименование организации-бенефициара)

по контракту N от ” ” 20 г. (заявке на участие в конкурсе, закрытом

а именно _______________________________________________________________

(указать конкретные нарушения

принципалом обязательств, в обеспечение которых выдана банковская

В соответствии с условиями банковской гарантии от ” ” 20 г.

N вам надлежит не позднее ___________________________________________

(указывается количество дней цифрами

и прописью в соответствии с

рабочих дней со дня получения настоящего требования перечислить сумму в

(сумма цифрами и прописью)

на счет _______________________________________________________________.

(банковские реквизиты организации-бенефициара для

перечисления денежных средств)

В случае неисполнения настоящего требования в указанный срок гарант

обязан уплатить неустойку бенефициару в размере 0,1 (ноль целых одна

десятая) процента указанной в настоящем требовании суммы, подлежащей

уплате за каждый календарный день просрочки начиная с календарного дня,

следующего за днем истечения установленного банковской гарантией срока

оплаты настоящего требования, по день фактического поступления денежных

средств на счет бенефициара в оплату настоящего требования по банковской

(указывается перечень документов, обосновывающих

требование об осуществлении уплаты денежной суммы по

банковской гарантии, и количество листов)

Уполномоченное лицо бенефициара ___________ (____________________)

(подпись) (инициалы, фамилия)

Отметка о вручении ___________ (____________________)

(передаче иным способом) (подпись) (инициалы, фамилия)

Примечание. Требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии и направляемые вместе с ним документы и (или) их копии оформляются в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Обзор документа

Закреплены требования к форме банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Банковская гарантия оформляется на бумажном носителе или в электронном виде с учетом требований, установленных законодательством.

Перечислены документы, представляемые заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии (приведена его форма).

Бенефициар направляет гаранту следующие документы. Это платежное поручение, свидетельствующее о перечислении аванса принципалу. Документы, подтверждающие факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта, а также полномочия единоличного исполнительного органа, подписавшего требование по банковской гарантии.

Читайте также:
Водоотведение в квитанции, что это такое в 2022 году - тариф и как считается

Прописаны правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий.

Реестр ведет и размещает Федеральное казначейство.

Перечислены данные, которые включаются в него. Это наименование, местонахождение заказчика – бенефициара, ИНН; копия документа о внесении изменений в условия банковской гарантии; идентификационный код закупки; сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии.

При этом банк одновременно с выдачей банковской гарантии (внесением изменений в ее условия) формирует и отражает необходимые информацию и документы в реестре.

Кроме того, заказчики по итогам рассмотрения поступившей в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии в случае отказа в ее принятии формируют и включают соответствующие данные в реестр.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок реестр банковских гарантий размещается на сайте www.zakupki.gov.ru.

При формировании сведений и документов для включения в реестр до 31 декабря 2015 г. указывается номер извещения об осуществлении закупки, размещенного на названном сайте, или уникальный номер контракта, в обеспечение которого выдана банковская гарантия, из реестра контрактов. С 1 января 2016 г. – идентификационный код закупки.

Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за некоторым исключением.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что меняется в получении гарантий в 2022 году

Независимая гарантия (НГ) — это новый вид обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств. НГ предоставляют участники закупок с 1 января 2022 года вместо банковской гарантии (БГ) — ее ввели в числе оптимизационных поправок в 44-ФЗ (360-ФЗ от 02.07.2021).

Участники закупок не обязаны оформлять независимую банковскую гарантию в ходе тендера или исполнения контракта. Поставщики используют этот вид обеспечения, когда у них нет возможности обеспечить обязательства деньгами.

Обеспечение в виде денег заказчик вернёт поставщику в полном объёме, кроме случаев, когда участник уклонился от заключения контракта или после его подписания не выполнил обязательства. В этих ситуациях заказчик может удержать часть денег или всю сумму.

Деньги за оформление независимой гарантии заказчик поставщику не вернёт, даже если контракт исполнен полностью. Расходы на оформление — это плата поставщика за то, что банк готов отвечать за него перед заказчиком.

Какие требования предъявляют к документу

В независимой гарантии прописывают ( ч. 2 ст. 45 44-ФЗ):

  • Сумму, в пределах которой банк отвечает за участника тендера.
  • Какие обязательства перед заказчиком взял на себя поставщик.
  • Порядок выплат по независимой гарантии.
  • Условие о том, что банк не может по своему усмотрению аннулировать НГ. Изменение независимой гарантии возможно, если такое условие предусмотрено в документе и на это есть веские основания ( п. 1 ст. 371 ГК РФ). Например, допущена техническая ошибка.
  • Положение, по которому деньги по НГ бесспорно списывают в пользу заказчика, если у банка нет основания для отказа в выплате и со дня подачи запроса на перечисление прошло 10 рабочих дней.
  • Срок действия НГ.

Статья 368 ГК РФ предусматривает предоставление независимой гарантии только в письменном виде, но Минэкономразвития в письме от 26.01.2015 №Д28и-128 уточняет, что поставщик не обязан предоставлять заказчику оригинал НГ. Достаточно скана документа, который участник загружает в Единую информационную систему (ЕИС).

Финансовая организация, которая выдала НГ, вносит сведения о документе в реестр независимых гарантий. Отсутствие независимой гарантии в реестре — основание для отказа в принятии такого обеспечения со стороны заказчика ( п. 1 ч. 6 ст. 45 44-ФЗ).

Перечень не размещается в интернете для всеобщего ознакомления с 2018 года. Сведения доступны только для зарегистрированных пользователей ЕИС в личном кабинете.

Чем независимая гарантия отличается от банковской

Суть независимой гарантии, как и у банковской — защита заказчика от недобросовестных участников закупок. Перечислим отличия:

  1. Независимую гарантию могут выдавать не только банки из перечня Минфина, но и другие финансовые организации (п. 1 ст. 45 44-ФЗ).
  2. Срок оплаты по НГ уменьшен до 10 рабочих дней (ч. 3 ст. 45 44-ФЗ).
  3. Срок действия НГ, которую участник закупки предоставляет в виде обеспечения заявки, сокращён до одного месяца после окончания подачи заявок на участие в тендере (ч. 4 ст. 44 44-ФЗ).

Кто будет выдавать независимые гарантии

С января 2022 года, года кроме банков из перечня Минфина, независимые гарантии могут выдавать госкорпорация развития «ВЭБ.РФ», Евразийский банк развития и фонды содействия малому и среднему бизнесу, которые участвуют в национальной программе поддержки МСП по Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Куда обращаться за оформлением НГ, зависит от статуса участника закупок:

  • Фонды содействия МСП выдают НГ представителям малого и среднего бизнеса.
  • Евразийский Банк Развития — поставщикам из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), кроме России.
  • ВЭБ.РФ и банки из перечня Минфина — остальным участникам закупок.

Поправки в закон и расширение полномочий не означают, что все эти организации выдают независимые гарантии с 1 января 2022 . Евразийский банк развития, ВЭБ.РФ и фонды поддержки МСП пока в стадии подготовки и не анонсировали начало выдачи гарантий.

44-ФЗ не ограничивает поставщика из-за его статуса, а расширяет его возможности. Например, если поставщик относится к МСП, он может обратиться в фонд для оформления гарантии. А ещё — в ВЭБ.РФ или банк из перечня Минфина. Возможность получения НГ в фонде не означает, что предприниматели с января 2022 года оформляют гарантию только там.

С января 2022 года оформить НГ можно:

  • напрямую в банках из перечня Минфина,
  • с помощью спецсервисов,
  • при содействии консалтинговых компаний.
Читайте также:
Восстановление на работе после сокращения судебная практика

Во сколько обойдётся оформление независимой гарантии

Цена за подготовку независимой гарантии — это комиссия, которую банк берёт за её выдачу. Точный размер вознаграждения зависит от:

  • суммы обеспечения,
  • срока исполнения контракта,
  • финансового состояния компании.

Например, в январе 2022 года комиссия СберБанка — от 0,53 % от суммы гарантии, но не менее 950 руб. Альфа-Банк возьмёт не менее 1 тыс. руб., а банк Точка — не менее 1,9% от суммы обеспечения исполнения обязательств независимой гарантией .

Сервисы по выдаче НГ, как правило, не берут плату за услуги, а у консалтинговых компаний эта услуга входит в стоимость тендерного сопровождения. Такие компании являются партнёрами банков и получают вознаграждение от них.

Если банку-гаранту придётся перечислить госзаказчику деньги по гарантии, поставщик станет заёмщиком банка. Это значит, что поставщик станет должен банку эту сумму с учётом процентов по займу. Условия исполнения независимой гарантии уточняйте в банке перед оформлением НГ.

Как оформить независимую гарантию напрямую в банке

При поиске предложений по подготовке независимой гарантии в интернете, поисковик выдаст немного вариантов. Не исключено, что при обращении в банк с вопросом по НГ сотрудник удивится и скажет, что не знает, о чём речь. Это не значит, что новый документ мало кто выдаёт. Причина в том, что многие банки не обновили информацию на сайте и не проинформировали своих сотрудников об изменениях в названии продукта.

Ищите услугу по старому названию — «банковская гарантия», и поиск выдаст больше предложений .

Шаг 1. Проверяем банк

Организация, которая предлагает оформить независимую гарантию, может отсутствовать в перечне Минфина или работать без лицензии. Перед подачей обращения в банк проверьте, есть ли он в перечне Минфина и списке кредитных организаций на сайте Центробанка .

Шаг 2. Готовим документы

  • копия паспорта руководителя;
  • копия учредительных документов;
  • выписка ЕГРЮЛ;
  • финансовая отчётность за последний год: бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах;
  • решение об одобрении крупной сделки, если тендер, для которого готовят НГ, является крупным;
  • копия проекта госконтракта.

Шаг 3. Обращаемся в офис банка

Это можно сделать лично или с помощью сайта организации. Бланк заявления на оформление НГ и анкету вам выдадут в офисе банка. Обращение через сайт финансовой организации подразумевает заполнение форм онлайн.

Шаг 4. Предоставляем дополнительные документы по запросу

Некоторые банки, например, запрашивают отчётность за предыдущие несколько лет, а не только за год.

Шаг 5. Дожидаемся решения

Точный срок зависит от регламента работы финансовой компании. Банк может отказать в выдаче гарантии. Вот наиболее частые причины:

  • плохая кредитная история,
  • низкая доходность бизнеса,
  • компании меньше шести месяцев,
  • собственнику бизнеса больше 70 лет,
  • организация зарегистрирована в другой стране.

Шаг 6. Получаем независимую гарантию

НГ можно получить в электронном или бумажном виде. Обычно процесс занимает от пары часов до нескольких дней.

Преимущества сервисов по выдаче НГ и консалтинговых компаний

Сервисы по выдаче НГ исключают личный визит в банк и позволяют:

  • подать заявку сразу в несколько банков,
  • выбрать наиболее выгодные условия,
  • прогнозировать решение банка,
  • отслеживать статус обращения,
  • отправлять заявки от лица нескольких организаций,
  • получить помощь экспертов.

Главный плюс сервисов — экономия времени: не нужно самостоятельно обращаться в несколько финансовых организаций, чтобы выбрать наиболее выгодные условия.

Если гарантию готовят в комплексе с тендерным сопровождением, эксперт компании лично заинтересован в положительном результате и его опыт позволяет правильно подготовить документы. Это значит, что вероятность одобрения выше, а риск ошибок меньше.

Выводы

Введение независимой гарантии и расширение возможностей ее оформления должно помочь поставщикам решать финансовые вопросы. Плюсы и минусы нового инструмента подчеркнет практика — пока прошло мало времени, чтобы судить об этом.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: