Аудит в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок проведения, образец отчета, анализ деятельности

Контрольно-счетная палата
муниципального образования город Лабытнанги

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в муниципальном учреждении «Дирекция по обеспечению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

3 сентября 2021

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в муниципальном учреждении «Центр материально-технического обеспечения»

Решение по результатам рассмотрения обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) № закупки 0190300000221000185 (согласовано)

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в муниципальном учреждении «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в муниципальном автономном учреждении «Лабытнанги-ТВ»

19 февраля 2021

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в муниципальном автономном учреждении «Газета «Вестник Заполярья»

Акт проверки № 1 по уведомлению Администрации города Лабытнанги, об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.6 ч.1 ст.93 44-ФЗ

23 декабря 2020

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в МКУ «Комплексный центр по обслуживанию муниципальный системы образования города Лабытнанги»

15 декабря 2020

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в МУ «Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Лабытнанги»

Акт проверки № 25 по уведомлению муниципального учреждения «Центр обеспечения деятельности системы градостроительства», об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

Акт проверки № 24 по уведомлению муниципального учреждения «Центр обеспечения деятельности системы градостроительства», об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в МКУ «Управление капитального строительства города Лабытнанги»

Акт проверки № 23 по уведомлению муниципального учреждения «Центр материально технического обеспечения», об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

Акт проверки № 22 по уведомлению муниципального учреждения «Центр обеспечения деятельности системы градостроительства», об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в муниципальным учреждением «Центр обеспечения деятельности системы градостроительства»

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в МКУ «Комплексный центр по обслуживанию учреждений физической культуры, спорта, молодежной политики и туризма города Лабытнанги»

Акт проверки № 21 по уведомлению МУ «Центр материально-технического обеспечения», об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.9 ч.1 ст.93 44-ФЗ

Читайте также:
Обходной лист при увольнении - законно ли это или нет, обязателен ли

Акт проверки соблюдения законодательства РФ и иных НПА РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги»

Акт проверки № 20 по уведомлению МУ «Центр материально-технического обеспечения», об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.9 ч.1 ст.93 44-ФЗ

Аудит в сфере закупок: цели, содержание и результаты

Аудит в сфере закупочной деятельности, регламентированной Законом о контрактной системе в сфере закупок, — достаточно новое понятие. Далее разберемся, что он собой представляет, кто его осуществляет и каковы результаты такой проверки.

Статьей 98 Закона о контрактной системе предусмотрено проведение определенной процедуры, называемой «аудит закупок».

Аудит в сфере закупок представляет собой вид внешнего государственного контроля. Целями данного контроля являются:

  • анализ обоснованности плана закупок;
  • реализуемость и эффективность торгов;
  • анализ результатов тендеров и достижения целей, установленных Законом (реализация мероприятий, указанных в государственных программах, исполнение международных обязательств, а также осуществление полномочий органами государственной власти).

Результат таковой процедуры должен выглядеть в виде оценки уровня обеспечения госнужд с учетом расходов бюджетных средств, а также включать в себя анализ исполнимости условий контрактов (срок, объем, качество поставляемой продукции, выполняемых работ) и эффективность системы управления контрактами.

Кто осуществляет аудит

Материал по теме Обоснование закупки: на что обратить внимание В указанной статье Закона перечислены органы государственной власти, которые должны проводить оценку. Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:

  • cчетная палата;
  • контрольно-счетные органы в регионах;
  • контрольно-счетные органы муниципалитетов;
  • законодательные органы государственной власти субъектов РФ;
  • представительные органы муниципальных образований.

Счетная палата — это постоянно действующий орган власти, который осуществляет внешний государственный аудит. Работа данного органа власти регламентирована Федеральным законом « О счетной палате Российской Федерации », а также ее регламентом. Должностные лица — аудиторы самостоятельно проводят оценку и несут ответственность за результаты.

Если говорить о контроле в регионах и муниципалитетах, то такого рода органы осуществляют свою работу на основании принятых в пределах данных регионов и муниципалитетов актов и регламентов их деятельности.

Материал по теме Минфин и ФАС разъяснили полномочия контролирующих органов при госзакупках Необходимо отметить лица, деятельность которых подлежит рассматриваемой нами проверке: это государственные органы, унитарные предприятия, юридические лица, бюджетные и автономные учреждения.

Содержание аудита

Говоря об аудите в целом, нужно различать несколько его видов:

  • финансовый (бухгалтерский) — это проверка отчетности;
  • налоговый — контроль соответствия деятельности налоговому законодательству;
  • на соответствие определенного рода требованиям — анализ определенной финансовой или общей деятельности предприятия;
  • ценовой — проверка обоснованности установленной стоимости;
  • аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ деятельности организации;
  • специальный (например, экологический) — анализ конкретных аспектов деятельности лица, соблюдения правил и норм;
  • управленческий — анализ системы управления предприятием.

Как видно из перечня, среди них нет так называемого анализа в сфере закупок. Это новый для России вид, который был закреплен Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок осуществляется по 44-ФЗ и выполняет ряд задач:

  • проверка, анализ и оценка сведений о законности, обоснованности и целесообразности, эффективности и результативности трат на планируемые закупки, а также исполняемые контракты;
  • выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.
Читайте также:
Как пенсионеру отказаться от бесплатной путевки в санаторий

Важно отметить, что предметом такой проверки является правильное и целесообразное расходование бюджетных денежных средств. Среди документов, которые необходимы контрольному органу для проверки, можно назвать, например, планы и планы-графики, различного рода реестры (контрактов, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков), правила нормирования, каталоги необходимых товаров и многое другое.

Результатом такой работы является отчет, который должен содержать конкретную информацию об обоснованности и законности, эффективности и результативности затрат на проводимые торги, а также выводы и предложения, в том числе рекомендации.

Как проводится аудит в сфере закупок

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Мероприятия по проведению аудиторской проверки операций в сфере закупок регламентированы Законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в ст. 98 и Законом от 05.04.2013 г. под № 41-ФЗ. Аудиторы дают экспертную оценку эффективности работы закупочной системы и ценообразования, уровню профессионализма участников сделок.

Вопрос: Унитарное предприятие подготавливает электронный конкурс на закупку услуг по проведению обязательного финансового аудита. Нужно ли устанавливать в конкурсной документации требование о членстве участников закупки в СРО аудиторов?
Посмотреть ответ

Проведение аудита в сфере закупок

Инициирование аудиторских мероприятий – один из элементов государственного контроля эффективности и правильности реализации всех этапов госзакупок. Через экспертное мнение аудитора определяются слабые места системы, ошибки, допущенные участниками процедур, и причины возникновения недочетов.

СПРАВОЧНО! Аудит может выступать и как самостоятельная проверка, и как один из этапов комплексной проверки деятельности заказчиков.

Проверка может быть направлена на проверку обоснованности действий государственных органов, унитарных учреждений, бюджетных предприятий и автономного типа организаций. Аудит состоит из трех этапов:

  1. Подготовка.
  2. Основные проверочные мероприятия.
  3. Подведение итогов.

Подготовительные процедуры представлены действиями по изучению предмета и объекта проверки, анализу их специфики. Формирование такой информационной базы необходимо для определения методики исследования и уточнения потенциальных рисков. Аудиторы в процессе подготовки к работе составляют перечень нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере закупок, список вопросов для анализа, определяют источники получения данных.

После обобщения предварительных задач и целей проверка разбивается на условные этапы. Для каждого действия устанавливается срок выполнения, назначаются ответственные аудиторы. На подготовительном этапе вся информация берется проверяющими из публичных источников:

  • сведений из единой инфосистемы в сфере закупок;
  • официальных сайтов компаний и контролирующих органов;
  • торговых площадок в интернете.

Итогом подготовительного этапа является разработка программы аудита. Следующий шаг – проведение основных аналитических работ. Их суть заключается в проверке законности действий вовлеченных в процессы закупок участников, обоснованности понесенных издержек и их эффективности. Проверке подлежит прогнозируемая результативность по расходным операциям. Аналитические выводы основываются на итогах проверки информации по всем реализованным закупкам в рассматриваемом периоде.

Закупочные мероприятия для целей аудита должны быть систематизированы:

  • по контрактам;
  • по количественным и стоимостным признакам;
  • с учетом количества поданных заявок и процента их отклонения.

ВАЖНО! Если закупки были произведены у единственных поставщиков, то их надо разделить на две группы: с общей ценой сделки до 100 тысяч рублей и свыше этого лимита.

Аудиторы после обобщения предоставленной им информации осуществляют проверку целесообразности затрат в рамках закупочной деятельности: определяются государственные нужды, для устранения которых была реализована закупка, сверяется соответствие трат нормируемым ограничениям и плановым показателям. При оценке обоснования аудиторы анализируют объемы поставок, оценивают качество продукции.

Читайте также:
Примерный трудовой договор со стажером адвоката - бланк 2022

Дополнительным элементом анализа является проверка своевременности производимых расчетов между контрагентами. На этом этапе анализируются условия контрактов, порядок их исполнения, реальность оговоренных сторонами сроков, изучаются пути минимизации бюджетных затрат. Аудиторы при проведении мониторинговых мероприятий должны корректировать получаемые результаты на фактор сезонности, продолжительности производственного цикла и необходимость обеспечения непрерывного технологического цикла по отдельным предметам сделок.

Эффективность затрат оценивается путем анализа плановой и контрактной документации.

Аудиторы проверяют надежность выбираемых предприятием поставщиков, обоснованность устанавливаемых ими цен.

На этом этапе проводится сравнительная сверка условий сотрудничества с избранными и потенциальными контрагентами. При оценке результативности издержек фиксируется степень удовлетворения нужд организации в экономическом и социальном аспектах.

На заключительной стадии аудита происходит обобщение аналитической информации, ее отражение в отчете. В итоговом документе обозначаются обнаруженные проблемы и риски, нарушения. Задачей аудитора является не только поиск недостатков, но и путей их устранения. В отчетной форме должны содержаться предложения по совершенствованию деятельности в сфере закупок.

Органы аудита

Проверяющие органы должны руководствоваться федеральными законами и внутренними регламентами. В роли аудиторов могут выступать:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные структуры муниципального и регионального подчинения.

Для органов, наделенных контролирующими и счетными функциями, законодательно предусмотрена организационная автономность. Постоянно действующей структурой в области финансового мониторинга является высший орган госконтроля – Счетная палата. Ее представителям дано право использовать широкий набор аналитических приемов, запрашивать детальную информацию от лиц, вовлеченных в проверяемые процедуры. Этот орган обладает материальной независимостью, на его деятельность не оказывает влияние состояние политической конъюнктуры.

Задачи, методы

Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:

  • наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
  • степень правильности ведения бухучета;
  • оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
  • поиск путей оптимизации налоговой базы;
  • проверка правильности оформления договорных отношений:
  • анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
  • выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
  • анализ ценовой политики.

Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.

КСТАТИ, дополнительно аудиторы могут оказывать консультационную поддержку руководящего персонала проверяемых учреждений.

Методика аудиторской проверки строится на определении ряда абсолютных и относительных показателей. В числе количественных критериев выводится уровень потенциальной экономии средств бюджета. При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:

  • средний объем заявок по каждой закупке;
  • количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
  • процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.

Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.

Объекты проверки

Аудиторские проверки могут затрагивать деятельность таких структур:

  • государственные органы власти;
  • государственные корпорации;
  • казенные учреждения;
  • автономные и бюджетные организации;
  • внебюджетные фонды;
  • унитарные предприятия;
  • юридические лица, которые принимают участие в капитальном строительстве на основе инвестиций за счет привлечения средств из федерального бюджета.

Оформление результатов

Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации. В отчетном бланке должны быть такие сведения:

  • критерии аудиторской проверки;
  • оценка эффективности и правильности организации закупочной деятельности на предприятии;
  • характеристика отклонений;
  • факты ограничения доступа к информации (при наличии);
  • степень значимости недостатков в работе госоргана;
  • отражение потенциальных рисков, которые могут быть спровоцированы выявленными проблемами.
Читайте также:
Типовой образец договора купли-продажи кухонного гарнитура

Если аудиторы указывают на наличие в действиях проверяемой структуры состава административного правонарушения, инициируется внеплановая комплексная проверка. Обращение в прокуратуру возможно при условии, что проверкой будут установлены факты финансовых преступлений или коррупционных действий. Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.

Отчет о закупках по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 07 февраля

Отчет о закупках по 44-ФЗ: инструкция по составлению

Отчет о закупках по 44-ФЗ: инструкция по составлению

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Расшифровка СМП и СОНО
  • Этапы сдачи отчета о закупках по 44-ФЗ у СМП
  • Нужны ли сейчас другие отчеты
  • Форма и сроки сдачи отчета по закупкам 44-ФЗ с 2020 года
  • Инструкция по составлению отчета
  • Ответственность за несоблюдение порядка отчетности
  • Последние изменения в отчетности по 44-ФЗ

Как сейчас выглядит отчет о закупках по 44-ФЗ? Вопрос действительно важный – хотя бы в свете того, что раньше нужно было сдавать три документа, сегодня только один. Отчеты о закупках у единственного поставщика с обоснованием обязательных условий госконтракта и о завершении выполнения обязательств по контракту или этапу сделки больше не требуются.

Зато по-прежнему нужно публиковать в ЕИС данные о размере госзакупок с ограничениями для СМП и СОНКО. Кроме того, заказчиков планируют обязать составлять еще один отчет касательно объема закупок товаров отечественного происхождения. Давайте разбираться в ситуации.

Расшифровка СМП и СОНО

В рамках реализации государственных программ по поддержке субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в законе о контрактной системе предусмотрено обязательство для бюджетных структур размещать определенное количество заказов у данных экономических агентов. Что именно они собой представляют, разберем далее.

К категории СМП относятся юридические лица различных организационных форм (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Параметры, на основании которых предприятие или ИП считается субъектом малого предпринимательства, изложены в законе № 209. Среди таковых штатная численность, объем годовой выручки, участие в проекте «Сколково».

Расшифровка СМП и СОНО

К категории СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) относят общественные объединения, фонды, задачей которых является решение различных вопросов общественного и социального характера в соответствии с положениями закона № 7-ФЗ.

Этапы сдачи отчета о закупках по 44-ФЗ у СМП

Ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ обязывает государственных и муниципальных заказчиков как минимум 15 % от объема закупок в год проводить у СМП и СОНКО. К закупкам данные субъекты привлекаются двумя путями:

  1. Объявляется тендер только для СМП. Это возможно, если НМЦК не превышает 20 млн рублей.
  2. Конкурсная процедура проводится на общих основаниях, но в ее условиях прописана обязанность для исполнителя осуществлять работы по контракту с привлечением субподрядчиков из категории СМП.

Даже если организованные таким образом торги признаны несостоявшимися, в результате чего заказчик в итоге заключает сделку с единственным поставщиком, то считается, что закупка произведена у СМП.

Читайте также:
Серия номер свидетельства о государственной регистрации права

По факту проведения сделок с субъектом малого предпринимательства заказчик составляет годовой отчет по закупкам у СМП по 44-ФЗ, в который включает следующие данные:

  • Информация о покупателе: адрес, телефон, ИНН, КПП, ОКПО и пр.
  • Сумма сделок, проведенных с СМП и СОНКО.
  • Процентное соотношение закупок у СМП и общего их объема.
  • Сведения о несостоявшихся конкурсных процедурах, к которым привлекались СМП.
  • Объем закупок по конкретной категории исполнителей.

Этот отчет о закупке по 44-ФЗ в 2020 году обязаны составлять все заказчики.

Этапы сдачи отчета о закупках по 44-ФЗ у СМП

На основании таких отчетов контролирующие органы отслеживают, соблюдают ли заказчики установленную законом норму по закупкам у субъектов малого предпринимательства. Даже если учреждение не проводило сделок с СМП, отчет все равно придется сдать.

Нужны ли сейчас другие отчеты

В настоящее время существуют изменения в части необходимости отчета и обоснования по 44-ФЗ при закупке у единого поставщика. До июля 2019 г., заключая такую сделку, до подписания контракта заказчик должен был привести обоснование, почему невозможна (нецелесообразна) конкурентная процедура. Помимо этого, в документе обозначалась стоимость контракта и важные условия его реализации. С принятием 71-ФЗ от 01.05.2019 с 31.07.2019 такое обоснование готовить не нужно.

Также отменены имевшие место ранее отчеты по факту реализации контракта. Эти изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены законом 71-ФЗ. С 1 мая 2019 года покупатель не должен отчитываться по каждому контракту и публиковать отчеты в Единой информационной системе. Но следует иметь в виду, что новый регламент касается только тех контрактов, которые были заключены после вступления в силу указанного закона.

Форма и сроки сдачи отчета по закупкам 44-ФЗ с 2020 года

Годовой отчет о закупке 44-ФЗ в 2020 году должен составляться по новой форме, которая содержится в Постановлении Правительства № 238 в редакции ПП от 25.06.2019. Она отличается от использовавшейся ранее формы, утвержденной Постановлением Правительства № 809 от 17.03.2015. В новой редакции учтено требование относительно включения в объем закупок у СМП сделок с единственным поставщиком, проведенным после того, как конкурентная процедура признается несостоявшейся.

Сегодня упразднена бумажная форма отчета о закупке по 44-ФЗ, так как заполнять его нужно в электронной форме на сайте ЕИС. Документ заверяется электронной подписью и размещается в открытом доступе. При необходимости при помощи функционала сайта его можно напечатать.

Форма и сроки сдачи отчета по закупкам 44-ФЗ

Каждый год государственные и муниципальные заказчики суммируют информацию по закупкам у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, составляя отчет о закупке по 44-ФЗ, срок сдачи которого – до 1 апреля следующего года.

Это значит, что к указанной дате все данные должны быть опубликованы в ЕИС. Но не следует тянуть до крайнего срока, иначе можно попасть под штрафы. Поскольку электронные системы иногда дают сбои, лучше не рисковать, чтобы гарантированно уложиться в сроки.

Инструкция по составлению отчета

Новая форма отчета о закупках у малых предприятий по 44-ФЗ, действующая с 2019 года, содержит дополнительный блок, куда заносится информация по сделкам с единственным поставщиком, заключенным после несостоявшихся конкурсных процедур.

В 2020 году бланк отчета об объеме закупок у СМП включает 3 раздела:

  • раздел I — информация о покупателе;
  • раздел II — данные о сумме закупок;
  • раздел III — сведения о заключенных контрактах.
Читайте также:
Список отделов ПФР Веденский район, Чеченская Республика. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Заказчикам нет необходимости предварительно составлять отчет в электронной и бумажной форме, всю информацию можно сразу вносить в поля формы в ЕИС. При желании уже готовый документ можно напечатать.

Ниже подробно расскажем об электронной форме отчета о закупке у СМП по 44-ФЗ и как ее заполнять.

1. Все действия выполняются из личного кабинета заказчика на сайте ЕИС. Заходим в раздел отчетов и открываем новый отчет о закупках у СМП.

2. Информация в раздел I вносится системой в автоматическом режиме. Надо только заполнить данные по ОКТМО и указать отчетный период.

3. Затем заполняем поля раздела II по объемам заказов. Единица измерения – тысячи рублей, здесь важно не ошибиться.

Значение совокупного объема закупок за отчетный год указывается в первом поле и рассчитывается по правилам п. 16 ст. 3 44-ФЗ. Сюда не входят сделки, информация о которых относится к государственной тайне. Под аббревиатурой СГОЗ понимают объем денежных средств, который выделяется заказчику из бюджета на год для различных закупок.

4. Во второе поле вносится значение суммы заказов по контрактам, заключенным в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, то есть объемы, которые не учитываются в целях расчета норм сделок с СМП и СОНКО. Сюда также не включаются данные по тем договорам, информация в которых содержит государственную тайну. Сведения о суммах закупок разбиваются на пять групп:

  • контракты из сферы обороны и безопасности РФ;
  • услуги по предоставлению кредитов;
  • сделки в сфере атомной энергетики;
  • закрытые процедуры (конкурсы, аукционы);
  • контракты с единственным поставщиком (за исключением подписанных после того, как конкурентная процедура признана несостоявшейся — п. 25–25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Инструкция по составлению отчета

Информация по каждому контракту может быть учтена только один раз, то есть данные по сумме сделки не могут попасть одновременно в два поля отчета о закупке 44-ФЗ.

5. В поле 3 отчета указываем разницу между значением СГОЗ и суммой денежных средств, выделенных для закупки ТРУ по п. 2 ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

6. Вычислим 15 % от значения из поля 3 и запишем его в поле 4 – это и будет годовая норма объема закупок у СМП и СОНКО.

7. В поле 5 указываем информацию о контрактах, заключенных на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.

8. В поле 6 записываем объемы закупок по тем контрактам, в которых субъекты малого предпринимательства выступали в качестве субподрядчиков. Значение должно соответствовать предусмотренному контрактом проценту участия. Если фактически выполненная работа превышает прописанный в договоре процент, то в отчет заносится значение в соответствии с договором. Если же основной поставщик является субъектом малого предпринимательства, то указывается сумма привлечения субподрядчика, предусмотренная контрактом.

9. Поля 7 и 8 отчета по СМП заполняются системой в автоматическом режиме.

10. В поле 9 заносим общую сумму НМЦК по всем несостоявшимся закупкам у субъектов МСП и СОНКО, по которым впоследствии так и не были заключены контракты.

11. Заполняем раздел III. В него заносятся данные об уникальных номерах реестровых записей контрактов, которые были подписаны субъектами малого предпринимательства и СОНКО:

  • поле 1 — номера в реестре контрактов, исполнителями в которых являлись субъекты малого предпринимательства;
  • поле 2 — реестровые номера контрактов, в которых были задействованы субподрядчики – субъекты малого бизнеса;
  • поле 3 — номера в реестре контрактов, подписанных на основании ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.
Читайте также:
Взыскание по долгам участника на долю в уставном капитале ООО

12. Нажимаем кнопку «Сохранить».

13. Выводим на печать сформированный отчет о закупке у СМП по 44-ФЗ. Затем его должен подписать руководитель организации. После этого его нужно отсканировать и файл загрузить в ЕИС в виде приложения к электронному отчету в блок «Документы».

14. Саму форму отчета нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью.

15. Готовый отчет размещается в ЕИС не позже 1 апреля года, следующего за отчетным.

Ответственность за несоблюдение порядка отчетности

Порядок составления и сроки публикации годового отчета по закупкам 44-ФЗ установлены в законе, несоблюдение этих положений чревато для заказчика административной ответственностью. Санкции применяются как к должностным лицам, допустившим нарушение, так и к самому учреждению-заказчику.

  • Если задержаться с публикацией дольше двух рабочих дней, должностные лица понесут наказание в виде штрафа 30 тыс. руб., а организация заплатит 100 тыс. руб.
  • Нарушение сроков публикации в ЕИС годового отчета по закупкам по 44-ФЗ до одного рабочего дня наказывается штрафом в размере 3 тыс. руб. для должностных лиц и 10 тыс. руб. для юридических
  • Если задержка публикации отчета составит от одного до двух рабочих дней, ответственный сотрудник заплатит штраф 15 тыс. руб., а организация – 50 тыс. руб.

Ответственность за несоблюдение порядка отчетности

Последние изменения в отчетности по 44-ФЗ

Изменения в законодательстве относительно обязанности заказчика составлять и обнародовать годовой отчет по закупкам по 44-ФЗ внесены законом № 71-ФЗ, принятым 12 мая 2019 года. В настоящее время покупатель не должен отчитываться по каждому исполненному контракту (или по его отдельным этапам) и публиковать эти сведения в ЕИС.

Напомним, что до введения новых правил каждый заказчик должен был заполнять табличную форму, куда заносилась информация по каждому контракту: даты начала и окончания работ, сдачи объектов, количество поставленного товара (выполненной работы), их цена, выплаченные авансы. Понятно, что упразднение этого участка работы облегчает жизнь бухгалтерии заказчиков. Но по другим отчетам изменения не принимались, поэтому их нужно составлять в том же объеме.

Закон 44-ФЗ устанавливает необходимость готовить отчеты для экономических агентов, которые на основании указанного нормативного акта признаются заказчиками и ведут соответствующую закупочную деятельность. Сведения обобщаются за годовой промежуток времени. Данная информация подлежит публикации в Единой информационной системе. Для экономических агентов, ведущих деятельность на основании требований закона № 223-ФЗ, предусмотрена обязанность составлять отчеты один раз в месяц.

Последние изменения в отчетности по 44-ФЗ

В настоящее время на рассмотрении находится подготовленный Минфином РФ проект закона, опубликованный в феврале 2020 г., вносящий корректировки в правила национального режима. В соответствии с данным нормативным актом заказчики должны будут отчитываться по объему закупок российских товаров. Срок публикации новых форм также установлен до 1 апреля года, следующего за отчетным. При этом планируется ввести квоты на закупку отечественных товаров. Заказчики, которые не смогли достичь этого минимума, должны предоставить объяснение причин и приложить его к отчету.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Как проходит аудит госзакупок

Аудит в сфере закупок — это независимая проверка деятельности заказчиков с целью анализа и оценки проведенных заказов, которую выполняют контрольные ведомства.

Читайте также:
Как грамотно составить и предъявить претензию в «Росгосстрах» в случае возникновения разногласий по страховому полису ОСАГО?

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Основные понятия

Аудит в сфере закупок представляет собой экспертно-аналитическую и информационную деятельность, которая проводится путем проверки и оценки сведений по конкретной закупке. Ведомствами аудит проводится по ФЗ-44 и охватывает все этапы закупочной деятельности заказчика, а именно: этап планирования, осуществления закупок, заключения и исполнения договора.

Планируемые к заключению, заключенные и исполненные контракты подлежат анализу в части расходования денежных средств. Рассказываем, по каким критериям в аудите оцениваются соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства РФ контрольными ведомствами:

  • законность;
  • целесообразность;
  • обоснованность;
  • своевременность;
  • эффективность;
  • результативность.

Другими словами, что подлежит оценке при проведении аудита в сфере закупок: выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

Кто проводит

Контрактное законодательство разъясняет, кем осуществляется аудит в сфере закупок по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 98):

  • счетной палатой (41-ФЗ от 05.04.2013);
  • контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований (6-ФЗ от 07.02.2011).

Проведение проверки предполагает выполнение следующих функций:

  • обобщение результата закупочной деятельности;
  • установление причин выявленных отклонений и недостатков;
  • подготовка предложения, которое направлено на устранение нарушений и на совершенствование контрактной системы;
  • систематизация информации о реализации указанных предложений;
  • размещение в ЕИС обобщенной информации о результатах.

44-ФЗ (ст. 98) и 41-ФЗ (ст. 15) уточняют, какой орган осуществляет аудит в сфере закупок на федеральном уровне, — Счётная палата. Ведомство при проведении проверки руководствуется стандартами:

  • СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия»;
  • СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг»;
  • СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий».

Содержание проверки

При проведении обязательного аудита 44-ФЗ соответствующим органом составляется акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых организаций и публикуется на сайте ЕИС. Информация о результатах экспертно-аналитической деятельности содержит в том числе следующие сведения:

  1. Количество контрольных мероприятий.
  2. Количество и сумма заказов, в том числе при проведении которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, сделан вывод о нерезультативном расходовании бюджетных средств (к примеру, в нарушение ст. 34 и 94 оплачены работы, которые фактически не выполнены, или в нарушение ст. 95 допущено изменение существенных условий договора, например изменен размер авансирования, или в нарушение ст. 22 в состав расчета НМЦК включены расходы на временные здания и сооружения, которые проектом на проведение работ не предусмотрены, и т. д.).
  3. Количество выданных предписаний, обращений, направленных в правоохранительные и контрольные органы.

Также фиксируются нарушения в:

  • организации заказа (контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные заказы, совместные конкурсы и аукционы, общественное обсуждение);
  • планировании заказов;
  • документации (требования к участникам, к объекту, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельных участников);
  • заключенных контрактах (соответствие договора документации и предложению участника, сроки заключения, обеспечение исполнения);
  • проведении конкретной процедуры (обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников, применение порядка оценки заявок, протоколы);
  • исполнении договора (законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям).

В КонсультантПлюс эксперты делятся опытом по работе с аудитом. Вот пример одного из таких материалов.

Читайте также:
Платежная карта «Кукуруза»: что это и для чего карта нужна, стоит ли открывать как пользоваться, плюсы и минусы

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО .

Отчетность заказчика по 44‑ФЗ

Костакова Е. В.

Заказчики, осуществляющие закупки в контрактной системе, должны отчитываться о проделанной работе: об исполнении контрактов, о результатах выполненных этапов контрактов, об объеме закупок у СМП. В статье рассмотрим, какие существуют формы отчетности по 44-ФЗ и в какие сроки контрактный управляющий должен опубликовать отчеты

Заказчики, работающие по 44-ФЗ отчитываются в случаях:

  • проведения закупок у СМП и СОНКО;
  • по итогам исполнения контракта;
  • при закупке у единственного поставщика с обоснованием необходимости такой закупки.

Отчетность по закупкам у СМП и СОНКО

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП или СОНКО. До 1 апреля года, следующего за отчетным годом, необходимо разместить такой отчет в ЕИС.

Порядок подготовки отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО, его размещения в ЕИС, форма указанного отчета определяются постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238.

В отчет включается информация о заключенных контрактах с СМП, СОНКО, а также информация о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП, СОНКО.

Отчет об исполнении контракта

Заказчик обязан составлять отчет об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа исполнения) и размещать его в ЕИС в установленные Законом сроки (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ). Порядок подготовки такого отчета описан в постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093.

Случаи, когда заказчик формирует отчет об исполнении контракта (этапа)

1. Заказчик оплатил поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписал документ о приемке.

Отчет составляется также при оплате обязательств и приемке результатов по отдельному этапу исполнения контракта.

С учетом положений Закона № 44-ФЗ и гражданского законодательства отдельным этапом исполнения контракта является период времени, завершающийся приемкой, проведением экспертизы и оплатой соразмерно объему исполненных обязательств за поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу (Письмо Минэкономразвития от 19 октября 2015 г. № Д28и-3033).

2. Контракт был расторгнут (вне зависимости от основания расторжения).

Когда отчет об исполнении контракта не формируется?

  • По закупкам у ЕП до 100/400 тыс. рублей (п.4,5 ч. 1 ст.93);
  • Заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов — п.23 ч.1 ст. 93;
  • Закупки у ЕП по п. 42, 44 или 46 части 1 статьи 93;
  • В случае, если заказчик не предусмотрел в контракте этапы исполнения обязательств, но прописал частичную приемку и оплату по контракту с периодичностью (ежемесячно/ежеквартально).

Заказчик составляет и публикует отчет, как об этапах исполнения контракта, после каждой процедуры приемки и оплаты результатов исполнения контракта (письма Минэкономразвития России от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 11.06.2015 № Д28и-1757, от 01.06.2015 № Д28и-1496, от 08.04.2015 № Д28и-988).

Срок размещения отчета в ЕИС — 7 рабочих дней со дня появления соответствующего основания для размещения отчета.

Что делать заказчикам, когда оплата товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке разнесены по времени?

В Законе 44-ФЗ сказано, что отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня последнего из совершенных действий заказчика либо оплаты заказчиком обязательств, либо подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Читайте также:
Взыскание по долгам участника на долю в уставном капитале ООО

Таким образом, отчет следует размещать в течение 7 рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Такой вывод содержится в письме Минэкономразвития от 29 июля 2015 г. № Д28и-2214.

Форма и способы размещения отчета

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС. Форма отчета установлена постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Отчет обязан включать сведения о поставщике и о контракте, а также о результатах его полного выполнения, либо выполнения отдельного этапа. При этом нужно обязательно включать такие пункты, как ненадлежащее исполнение контракта и изменение или расторжение в ходе использования.

Важно: для размещения отчета заказчику необходимо заполнить форму, предусмотренную интерфейсом ЕИС, и прикрепить необходимые файлы

Документы, прилагаемые к отчету об исполнении контракта

В соответствии с ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, если отчет составляется в связи с приемкой результатов исполнения контракта (его этапа), к нему прилагаются следующие документы:

  1. Заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, когда заказчиком для проведения экспертизы привлечены эксперты, экспертные организации.
  2. Документ о приемке результатов либо иной документ, определенный законодательством РФ, (например, акт о приемке, накладная и. т д).

Важно: Платежное поручение, документы, подтверждающие исполнение заказчиком обязательств по оплате товаров (работ, услуг), не являются обязательными приложениями к отчету. В отчете заказчик указывает реквизиты этих документов (Письмо Минфина России от 07.07.2014 № 02-02-06/32616)

Отчет с обоснованием закупки у ЕП

Часть 3 ст. 93 указывает на обязанность обоснования в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, цены контракта и существенных условий контракта (до заключения контракта)

Форма отчета не предусмотрена № 44-ФЗ (только состав сведений).

Отчет размещается в соответствующем разделе ЕИС: Отчеты — Отчет с обоснованием закупки у ЕП.

Важно: Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность размещения отчета

Отчет не формируется в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 — 48 части 1 ст.93.

Ответственность за неразмещение отчетов по 44-ФЗ

Чаще всего контрактный управляющий несет персональную ответственность за неразмещение отчетов в рамках закона о закупках. Нарушение сроков представления отчетов по 44-ФЗ более чем на два рабочих дня грозит штрафом в размере до 30 тыс. руб. для физических лиц и до 100 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 1-1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).

В случае, если отчеты в ЕИС заказчик опубликовал всего на 1 день позже положенного срока, влечет штраф в 3 тыс. руб. для физических лиц и штраф в размере 10 тыс. руб. для юридических.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: