426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022 года

Спецоценка условий труда: изменения в 2021 году

В закон о специальной оценке условий труда внесены изменения. Во-первых, декларации соответствия условий труда (СОУТ) государственным нормативным требованиям теперь действуют бессрочно при сохранении на рабочем месте соответствующих условий труда. Кроме того, если условия труда на рабочих местах не изменились, по истечении срока действия декларации работодатели могут не проводить спецоценку условий труда. Подробнее рассказывают эксперты 1С.

Бессрочное действие декларации соответствия условий труда

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”. Первое изменение касается декларации соответствия условий труда (СОУТ).

Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда подается работодателем в территориальный орган Роструда по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;

условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из пункта 2 статьи 2 Закона № 503-ФЗ.

Форма, порядок представления деклараций соответствия условий труда утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

Отметим, что Минтруд России подготовил поправки в порядок представления декларации СОУТ, а также в порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда в связи с тем, что указанные декларации стали бессрочными.

В учетных решениях “1С:Предприятие 8” обновленная форма декларации соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда будет реализована после утверждения соответствующего приказа Минтруда и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках можно узнать в “Мониторинге законодательства” .

Работодатели с нормальными условиями труда освобождены от проведения спецоценки

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключения (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);

когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;

когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные частью 5 статьи 11 Закона № 426-ФЗ.

От редакции. Подробнее об основных изменениях законодательства с 2021 года и их поддержке в “1С:Бухгалтерии 8” (ред. 3.0) см. видеозапись онлайн-лекции, которая состоялась 28.01.2021 в 1С:Лектории .

Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 – 7)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Регулирование специальной оценки условий труда
    • Статья 3. Специальная оценка условий труда
    • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
    • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда
    • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
    • Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
    • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Статья 13. Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда
    • Статья 14. Классификация условий труда
    • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 16. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах
    • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
    • Статья 18. Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда
    • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 22. Независимость организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 23. Обеспечение исполнения обязательств организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда
    • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
    • Статья 26. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 27. Переходные положения
    • Статья 28. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ
    “О специальной оценке условий труда”

    С изменениями и дополнениями от:

    23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 1 мая 2016 г., 19 июля, 27 декабря 2018 г., 27 декабря 2019 г., 8, 30 декабря 2020 г.

    Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

    Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    28 декабря 2013 года

    Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры – аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

    Она предполагает переход от “списочного” подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

    Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

    Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

    В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

    Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

    В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

    Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

    Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2016 г.

    Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 декабря 2013 г. N 295, на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6991

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 503-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 451-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 553-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Действие положений части 1 статьи 11 и части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

    Положения части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2021 г.

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Что нужно знать про спецоценку условий труда в 2022 году

    В 2022 году основные вопросы специальной оценки условий труда по-прежнему регулирует базовый Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ).

    Отметим, что с 1 марта в Трудовом кодексе РФ произошли большие изменения в части охраны труда работников и практически всего, что с этим связано. Это и новые статьи ТК РФ, и изменения/дополнения прежних норм. Но, как ни странно, это всё напрямую не затронуло спецоценку в 2022 года.

    С 2022 года в Закон № 426-ФЗ о СОУТ не внесено ни одной поправки. На начало 2022 года он продолжает действовать в редакции от 01.01.2021. Однако на некоторые моменты нужно обратить внимание. Рассмотрим их далее.

    Спецоценка как основание для приостановки работ

    С 1 марта 2022 года, если по результатам специальной оценки условий труда работы будут признаны опасными, их приостанавливают. То есть, продолжать их запрещено.

    Такая приостановка длится до снижения класса условий труда по разработанному плану мероприятий. Этот план согласовывают с первичным профсоюзом (при его наличии) и копию направляют в государственную инспекцию труда (ГИТ).

    Сотрудникам, занятым на таких работах, на весь период приостановки необходимо предоставить другую работу либо сохранить на время простоя должность и зарплату.

    Из данного нововведения есть исключение – работы по устранению последствий ЧС.

    Для женского труда стало достаточно спецоценки

    С 1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минтруда России от 13.05.2021 № 313н, который сократил перечень производств, работ и должностей, где ограничен труд женщин.

    Так, для женщин стали доступны профессии авиационных механиков, инженеров по техобслуживанию самолетов и вертолетов, и другие профессии этой отрасли.

    Также для женщин сняты ограничения при выполнении котельных, холодноштамповочных, волочильных и давильных работ, на работах по монтажу и обслуживанию технологического оборудования, ремонта нефтепромыслового оборудования (хотя есть некоторые исключения).

    В связи с этим с 01.03.2022 не нужно положительное заключение госэкспертизы условий труда в качестве подтверждения безопасности указанных работ, должностей и позиций. Достаточно результатов спецоценки.

    Спецоценка как обязанность немедленно проинформировать работника

    Новая редакция ст. 216 и новая ст. 216.2 ТК РФ установили новое право работника на получение информации об условиях и охране труда и ответную обязанность работодателя в этой части.

    Суть изменения в том, что до 01.03.2022 нужно было предупреждать работника только о существующем риске повреждения здоровья на рабочем месте. Теперь же при отнесении условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки к опасному классу условий труда проинформировать его нужно немедленно.

    Утвердили новые форму и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    С 1 марта 2022 года их закрепил приказ Минтруда от 17.06.2021 № 406н. Он также содержит порядок формирования и ведения реестра таких деклараций.

    Дело в том, что Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ установил бессрочный статус декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.

    Декларацию работодатель должен подать не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах спецоценки условий труда в ФГИС СОУТ на рабочих местах, в отношении которых она подается.

    Выдавать чужие показатели спецоценки за свои стало рискованно

    С 9 января 2022 года приказ Минтруда от 30.11.2021 № 838н перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных актов трудового права, который говорят о большой вероятности проведения ГИТ проверки.

    Один из таких тревожных «маячков» для работодателя – это проведение 2 и более раза в течение 6 месяцев одним лицом и/или одним конкретным средством измерения замеров в целях специальной оценки условий труда у контролируемого лица (т. е. у данного работодателя) и иного лица в другом регионе в течение суток (кроме проведения спецоценки в регионах с общей административной границей).

    Если говорить простыми словами, то в данном индикаторе фактически описана схема, когда берут результаты спецоценки у работодателя, у которого в целом порядок с условиями труда на рабочих местах, и оперативно в течение суток эти измерения подгоняют под другого нанимателя, у которого как раз проблемы с этим.

    В итоге, такая «миграция» замеров для целей спецоценки чревата повышенным вниманием проверяющих из трудовой инспекции.

    Спецоценка влияет на квоту приема на работу инвалидов

    Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ с 1 марта 2022 года внёс изменения в Закон о занятости населения в РФ и ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Они урегулировали вопросы установления квоты для приема на работу инвалидов.

    Согласно одной из норм, при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность не включают работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и/или опасным по результатам спецоценки.

    КОЛИЧЕСТВО ПЕРСОНАЛА

    РАЗМЕР КВОТЫ

    Несогласие со спеоценкой стало основанием для госэкспертизы

    1 марта 2022 года вступает в силу новый Порядок проведения государственной экспертизы условий труда (утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 775н).

    Согласно ему, госэкспертиза условий труда теперь возможна на основании обращений комиссий по расследованию несчастных случаев и заключений Минтруда о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда.

    Результаты спецоценки стали новой формой информирования

    С 1 марта 2022 года приказ Минтруда от 29.10.2021 № 773н утвердил формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, а также примерный перечень информационных материалов для этих целей.

    Одна из таких форм в виде визуальной/печатной информации – ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах.

    Сведения о результатах проведения спецоценки можно размещать на официальном сайте работодателя. Это тоже приравнено к надлежащему информированию.

    426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями в 2022 году

    Содержание

    Содержание

    • Что такое специальная оценка условий труда в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022 года
    • Изменения после введения 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022 года
    • Кто обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022
    • Когда можно не проводить СОУТ в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022
    • Какие факторы исследуются в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022
    • Законодательные акты по теме
    • Типичные ошибки
    • Ответы на распространенные вопросы на тему «426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022»

    Правила, по которым предприятия обязаны осуществлять специальную проверку условий труда на рабочих местах, установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022 года. Предлагаем разобраться в том, как применять вступившие в силу изменения в данном законодательном акте в работе компании.

    Что такое специальная оценка условий труда в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022 года

    Специальная оценка условий труда заменила собой аттестацию рабочих мест на российских предприятиях. Под спецоценкой понимается единый комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных и опасных условий производства и утверждение оценки уровня воздействия таких факторов на сотрудника с учетом отклонения фактических показателей от утвержденных нормативов.

    О специальной оценке условий труда говорится в ТК РФ. Определение приводится в ст. 212 ТК РФ – здесь под СОУТ понимается обязанность нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда на предприятии. Так, согласно данной норме трудового законодательства, работодатель должен обеспечить:

    1. Организацию проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке труда.
    2. Безопасность при эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, при осуществлении технологических процессов, при использовании материалов, сырья, инструментов.
    3. Недопущение к выполнению обязанностей лиц, не прошедших обучение и не выслушавших инструктаж по охране труда, не окончивших стажировку и не сдавших экзамен.
    4. Создание системы управления охраной труда.
    5. Обучение безопасным приемам и методам работ, проведение инструктажа и стажировки персонала, осуществление проверки знаний, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
    6. Применение средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников.
    7. Покупку и выдачу за счет средств предприятия средств индивидуальной защиты (специальной одежды и обуви, смывающих и обеззараживающих средств, приспособлений, приборов и т.д.).
    8. Условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, на каждом рабочем месте.
    9. Режим труда и отдыха.
    10. Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за правильностью применения сотрудниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

    Изменения после введения 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022 года

    После того, как был принят Закон № 426-ФЗ, Правительство РФ должно было внести изменения в нормы отдельных правовых актов, влияющих на уплату страховых взносов на ОПС и ОСС в Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования соответственно. Нововведения были отражены в тексте Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ.

    Важно! Если руководство компании не сообщит в Фонд социального страхования (во время отправки очередной отчетности) об итогах проведения СОУТ, юридическое лицо будет оштрафовано на 60-80 тысяч рублей, а должностное лицо и ИП – на 5-10 тысяч рублей.

    По итогам СОУТ будут установлены (под)классы условий труда на рабочих местах трудящихся. От этого класса будет зависеть порядок расчета страховых взносов.

    Кто обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022

    Специальная оценка рабочих мест является обязательной абсолютно для всех предприятий, вне зависимости от формы налогообложения, количества трудоустроенных сотрудников, формы собственности и иных факторов коммерческой деятельности.

    Важно! Проведение специальной оценки условий труда становится обязательным в случае переезда в другой офис.

    В целях проведения мероприятий по организации специальной оценки труда владелец фирмы обязан создать комиссию, которая будет изучать и утверждать итоги проведения проверки (комиссия утверждает график проведения спецоценки). Сама же проверка осуществляется исключительно аккредитованными организациями, занимающимися СОУТ. С такой организацией заключается письменный договор, после чего ее сотрудникам предоставляется вся документация, касающаяся условий труда на предприятии. Проводящая проверку организация должна отвечать перечисленным в ст. 19 Закона 426-ФЗ требованиям:

    • организация является независимым лицом по отношению к нанимающему ее предприятию;
    • в организации имеется испытательная лаборатория (центр), аккредитованный национальным органом РФ по аккредитации в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
    • в уставных документах организации основным видом деятельности является проведение СОУТ (или одним из видов деятельности);
    • в компании до трудовому договору трудоустроено как минимум 5 экспертов, имеющих сертификат специалиста на право проведения СОУТ (как минимум один из экспертов должен иметь диплом о высшем образовании по специальности санитарно-гигиенические лабораторные исследования, гигиена труда, общая гигиена);
    • организация аккредитована в порядке, описанном в приказе Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н.

    Когда можно не проводить СОУТ в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022

    В соответствии с указаниями ст. 3 упомянутого законодательного акта, специальную оценку рабочих мест можно не проводить в отношении:

    • сотрудников, для которых наниматель является лицом, не вставшим на учет в налоговой службе в качестве индивидуального предпринимателя;
    • работников, выполняющих свои обязанности удаленно;
    • сотрудников, работающих на дому.

    Важно! Если после последней аттестации рабочих мест прошло менее 5 лет, специальную оценку условий труда разрешается провести через 5 лет, начиная с даты проведения последней аттестации.

    Какие факторы исследуются в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022

    Статья 13 Закона № 426-ФЗ включает в себя перечень вредных и опасных факторов производства, на которые обращают внимание при проведении специальной оценки труда.

    • Тяжесть трудового процесса (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма трудящегося).
    • Напряженность трудового процесса (показатели сенсорной нагрузки на ЦНС и органы чувств сотрудника).
    • Биологические факторы (живые клетки и споры, микроорганизмы-продуценты, патогенные микроорганизмы-возбудители инфекционных заболеваний).
    • Химические факторы (химические вещества и смеси, включая вещества биологической природы – белковые препараты, ферменты, гормоны, витамины, антибиотики).
    • Физические факторы (параметры световой среды, переменные электромагнитные поля, неионизирующие излучения, общая и локальная вибрация, ультразвук воздушный, инфразвук, шум, аэрозоли фиброгенного действия).

    В условиях испытательной лаборатории (или центра) изучению подлежат:

    • Температура воздуха.
    • Биологические факторы.
    • Относительная влажность воздуха.
    • Напряженность трудового процесса сотрудников.
    • Скорость движения воздуха.
    • Тяжесть трудового процесса (количество стереотипных рабочих движений, время удержания груза, угол наклона корпуса тела сотрудника и число таких наклонов за смену, масса перемещаемых грузов, мышечное усилие, длина пути перемещения груза).
    • Интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения.
    • Массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны.
    • Напряженность переменного электрического тока промышленной частоты (50 Герц).
    • Концентрация вредных химических веществ.
    • Напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц).
    • Освещенность рабочей поверхности.
    • Напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона.
    • Общая и локальная вибрация.
    • Напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля.
    • Воздушный ультразвук.
    • Интенсивность источников УФ-излучения в диапазоне длин волн 200-400 нанометров.
    • Общий уровень звукового давления инфразвука.
    • Энергетическая освещенность в диапазонах длин волн УФ-А (=400 – 315 нм), УФ-В (=315 – 280 нм), УФ-С (=280 – 200 нм).
    • Уровень звука.
    • Энергетическая экспозиция лазерного излучения.
    • Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов сотрудников.
    • Мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного изучений.

    Законодательные акты по теме

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022 года
    Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда»

    Типичные ошибки

    Ошибка: Работодатель созвал комиссию в целях проведения специальной оценки условий труда. Количество членов комиссии – 10 человек с учетом председателя комиссии (самого владельца фирмы).

    Комментарий: Количество членов комиссии должно быть строго нечетным, с учетом председателя комиссии.

    Ошибка: В целях проведения СОУТ на фирме была собрана специальная комиссия. Ни один из членов комисси не является специалистом в области охраны труда, количество членов комиссии составляет 2 человека.

    Комментарий: Минимальное число членов комиссии – 3 человека. Если на предприятии не трудоустроен специалист в сфере охраны труда, эту роль в целях проведения заседаний комиссии выполняет руководитель компании.

    Ответы на распространенные вопросы на тему «426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022»

    Вопрос №1: Как часто проводится специальная оценка условий труда в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022 года?

    Ответ: Специальная оценка труда проводится на предприятии не реже 1 раза в 5 лет. Однако, из данного правила имеются исключения, предусмотренные Федеральным законом № 426-ФЗ. Срок исчисляется с даты утверждения отчета о проведении последней СОУТ.

    Вопрос №2: Как быть с проведением специальной оценки труда в случае, если сотрудники, чьи рабочие места подлежат проверке, допущены к сведениям, составляющим государственную или охраняемую законом тайну?

    Ответ: В таком случае проведение специальной оценки труда осуществляется с учетом требований законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

    426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2022 года

    Специальная оценка условий труда [СОУТ] в 2022 году | Часть 1/2

    Как провести Специальную оценку условий труда в 2021 году? Оценка условий труда и СОУТ нужны всем организациям и ИП. Специальная оценка проводится по 426-фз и статье 212 ТК РФ. Классы условий труда и гарантии.

    Введение

    СОУТ — Специальная оценка условий труда пришла на замену Аттестации рабочих мест в 2014 году. Основной целью СОУТ является выявление опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах. Аккредитованными экспертами проводятся инструментальные замеры на рабочих местах и отнесение к классам условий труда (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Каждому классу полагаются свои гарантии и компенсации. К таким компенсациям относится повышение оклада, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя.

    Нормативные документы регламентирующие СОУТ

    Требование об обязательном проведение СОУТ изложено в статье 212 Трудового кодекса РФ.

    Работодатель обязан обеспечить:

    проведение СОУТ в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

    Основным законодательным актом по организации и проведении СОУТ является Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее — 426-ФЗ). Который был обновлен в 2020 году. Проведение СОУТ с невыполнением указаний данного ФЗ, приведет к штрафным санкциям со стороны Инспекции труда. Данный документ по большей части описывает действие Работодателя.

    Второстепенным законодательным актом является Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда (далее — Приказ 33н). Разработан он для Экспертов и аккредитованных лабораторий проводящий СОУТ в организациях заказчика.

    Кто может не проводить СОУТ?

    Согласно статье 212 ТК РФ все работодатели обязаны проводить СОУТ на своих рабочих местах, если это не исключено в других законодательных актах. Исключением для не проведения служат:

    • Религиозные организации, согласно Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ;
    • Индивидуальные предприниматели не являющиеся Работодателями (отсутствуют работники с трудовыми договорами);
    • Самозанятые т.к. они не являются Работодателями.

    ВАЖНО! Юридические лица и ИП у которых есть хоть один работник по трудовому договору обязаны проводить СОУТ!

    На каких рабочих местах можно не проводит СОУТ?

    Пункт 3, статьи 3, 426-ФЗ допускает не проводить СОУТ на рабочих местах:

    СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП, или с работодателями — религиозных организаций

    Как выбрать Аккредитованную компанию проводящую СОУТ?

    Пункт 2, статьи 8, 426-ФЗ указывает что СОУТ проводится Работодателем совместно с Аккредитованной организацией по гражданско-правовому договору. Перед заключением договора с такой организацией, обязательно запросите следующие подтверждающие документы:

    наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (пункт 2, статья 19, 426-ФЗ);

    наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ);

    аккредитация в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ).

    Какие классы условий труда и компенсации бывают?

    статья 14, 426-ФЗ отвечает на данный вопрос, а именно условия труда делятся на:

    допустимые условия труда (2 класс) — присутствуют вредные или опасные факторы, но не превышают нормы;

    вредные условия труда (3 класс) — присутствуют вредные или опасные условия труда превышающие нормы, работникам выдаются СИЗ, проводится стажировка на рабочем месте, обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Делятся на 4 подкласса:

    3.1 класс — доплата к окладу от 4%

    3.2 класс- доплата к окладу от 4% дополнительный отпуск от 7 дней

    3.3 и 3.4 класс — доплата к окладу от 4% дополнительный отпуск от 7 дней сокращенная рабочая неделя 36 часов

    опасные условия труда (4 класс) — присутствуют вредные или опасные условия труда, последствия которых ежедневно создают угрозу жизни или появлению острогопрофессионального заболевания. Полагаются все ранее названные компенсации.

    Какие сроки проведения СОУТ?

    пункт 4, статьи 8, 426-ФЗ, указывает что СОУТ требуется проводить на каждом рабочем месте не реже 1 раза в 5 лет. Срок исчисляется с даты внесения отчета СОУТ в информационную систему ФГИС аккредитованной организацией проводящий СОУТ. В среднем, это 10 дней после даты утверждения отчета.

    Когда проводить внеплановую СОУТ?

    согласно пункту 1, статьи 17, 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой оценки может быть только:

    Требуется провести в течение 12 месяцев после появления:

    • ввод в эксплуатацию нового рабочего места;
    • изменение техпроцесса или оборудования способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;

    Требуется провести в течение 6 месяцев после появления:

    • НС по вине работника или профзаболевание;
    • изменение используемых материалов, сырья, применяемых СИЗ способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
    • мотивированное предложение профсоюза или работников, при замечании к проведенной СОУТ;
    • предписание инспектора ГИТ при выявленных нарушениях.

    Когда не надо проводить внеплановый СОУТ?

    согласно пункту 3, статьи 17, 426-ФЗ, внеплановую СОУТ не проводят если на это нет оснований указанных выше, также СОУТ не проводится при:

    • изменении ФИО Работодателя — ИП;
    • реорганизации Юр лица не повлекшей вышеуказанный пункт 1, статьи 17;
    • изменение наименования должности не повлекшая вышеуказанный пункт 1, статьи 17.

    При наступлении условий пункта 3, статьи 17 — обязательно требуется оформить Решение о непроведении внеплановой СОУТ принятое комиссией

    Штрафы и риски за не проведение или ошибки в СОУТ!

    пункт 2, статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает,

    Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 5,000 до 10,000 рублей;
    • на Индивидуального предпринимателя — от 5,000 до 10,000 рублей;
    • на юридических лиц от 60,000 до 80,000 рублей.

    Отметим что установленный порядок 426-ФЗ имеет 28 статей в каждой из которых от 1 до 8 пунктов. Нарушение любого из пунктов может привести к штрафным рискам. В 2019 году, 90% штрафов по СОУТ пришлись на нарушение порядка, а лишь 10% на не проведение СОУТ.

    Заключение

    В первой части Вы познакомились с темой СОУТ, узнали кому и на каких местах надо проводить СОУТ. Ознакомились с 4 классами условий труда и требованиям к Аккредитованным организациям проводящим СОУТ. Запомнили сроки повторного проведения и причины для проведения внеплановой СОУТ.

    Новые правила экспертизы условий труда в 2022 году

    Государственную экспертизу условий труда будут проводить с 1 марта 2022 года по-новому. В статье мы рассказали, что изменится в правилах проведения экспертизы, а также напомнили, для чего и кому нужна эта процедура. Кроме того, мы поделимся с вами нужными шаблонами по новой утвержденной форме.

    • Что изменится в правилах проведения экспертизы условий труда
    • Кто проводит экспертизу условий и труда и для чего
    • Как проводят экспертизу условий труда по новым правилам: пошаговый алгоритм
    • Привлечение аккредитованных испытательных лабораторий для экспертизы
    • Оформление результатов государственной экспертизы условий труда
    • Как быть, если работодатель не согласен с результатами экспертизы

    Что изменится в правилах проведения экспертизы условий труда

    С 1 марта 2022 года вступает в силу новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда. Минюст зарегистрировал два приказа Минтруда: приказ от 28.10.2021 № 765н «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда» и приказ от 29.10.2021 № 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда». В этих документах прописан новый Порядок проведения государственной экспертизы условий труда и представлены типовые формы документов, необходимых для ее проведения.

    Кто проводит экспертизу условий и труда и для чего

    Государственную экспертизу проводят для того, чтобы по обращению заявителей (работодателя, работника и т.д.) оценить качество проведенной специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.

    Кто может обратиться за экспертизой

    За государственной экспертизой условий труда вправе обратиться руководители предприятий, работники, представители профсоюзов и экспертные организации.

    ➤ Работодатель может не согласиться с доводами экспертов СОУТ, обвиняя их в предвзятости, если много рабочих мест будет оценено как вредные.

    ➤ Работник может подать заявление на проведенную СОУТ, если у него не будет сомнения в том, что эксперт и работодатель вступили в преступный сговор с целью убрать вредность и лишить работника положенных ему гарантий и компенсаций.

    ➤ Профсоюзы имеют право обратиться с заявлением на проверку проведения СОУТ, если им покажется, что права работников были ущемлены.

    ➤ Экспертная организация, которая проводила СОУТ, также может обратиться с заявлением, если будет убеждена, что на нее оказывает давление работодатель.

    Обратите внимание! Комиссия по расследованию несчастных случаев иногда является заявителем за госэкспертизой, если будет установлено, что сопутствующей причиной травматизма явилась неправильная идентификация опасных факторов.

    Проводить госэкспертизу условий труда могут следующие органы:

    • федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
    • органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Этими органами являются департаменты или управления труда при краевых, областных администрациях, в республиках Российской Федерации.

    Проводить госэкспертизу условий труда могут следующие органы

    На сайте таких органов должны быть указаны правила приема документов и часы работы по приему заявлений на экспертизу.

    Как проводят экспертизу условий труда по новым правилам: пошаговый алгоритм

    Шаг 1. Заявление на проведение экспертизы

    Бланк заявления утвержден Приказом Минтруда России от 28.10.2021 № 765н «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда».

    Заявление на проведение экспертизы

    В заявлении на экспертизу условий труда указывают:

    • полное наименование заявителя (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц);
    • почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);
    • наименование цели государственной экспертизы условий труда;
    • индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), и полного наименования работодателя, в отношении условий труда которого должна проводиться государственная экспертиза условий труда, в отношении условий труда которого должна проводиться государственная экспертиза условий труда;
    • сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда (при наличии);
    • сведения об оплате государственной экспертизы условий труда.

    Экспертиза является платной в ряде случаев. При этом стоимость устанавливает орган госэкспертизы.

    Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы также оплачиваются.

    Примерную стоимость государственной экспертизы условий труда на январь 2022 года вы можете посмотреть, например, на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru.

    Примерную стоимость государственной экспертизы условий труда на январь 2022 года

    Шаг 2. Регистрация заявления и запрос дополнительной информации

    Перечень документов, которые нужно дополнительно приложить к заявлению зависит от того, кто явился заявителем. Рассмотрим все варианты.

    Таблица. Перечень документов, которые нужно дополнительно приложить к заявлению на государственную экспертизу оценки качества проведенной СОУТ

    · сведения о размещении отчета о проведении СОУТ в федеральной государственной информационной системе, если он был утвержден после 1 января 2020 года. До этой даты данные в ФГИС не размещали.

    копии документов, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям:

    · уведомление о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда,

    · аттестат аккредитации и область аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющуюся неотъемлемой частью аттестата аккредитации, сертификаты экспертов.

    В случае, если заявителем является работник, то при подаче заявления он заполняет еще и форму согласия на обработку персональных данных и прикладывает ее к заявлению.

    Форма согласия в приложении № 2 к приказу Минтруда России от 28.10.2021 № 765н.

    Образец согласия на обработку персональных данных согласно приложению № 2 к приказу Минтруда России от 28.10.2021 № 765н

    Образец согласия на обработку персональных данных согласно приложению № 2

    Шаг 3. Подача документов и дополнительных сведений

    Заявление и приложения к нему могут быть представлены (направлены) заявителем в орган государственной экспертизы условий труда на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Если заявителем является организация, проводящая СОУТ, прилагаемые к заявлению копии документов заверяются руководителем указанной организации.

    В случае направления заявления и документов в виде электронного документа они должны быть подписаны ЭЦП.

    Орган государственной экспертизы регистрирует заявление, рассматривает его. Если для заключения мало информации, направляется запрос заявителю. Так, работодатель в срок не позднее десяти рабочих дней с даты поступления запроса органа государственной экспертизы условий труда направляет запрашиваемые документацию и материалы либо письменно уведомляет о невозможности их представления с указанием причин. Поскольку заявителем может быть не только работодатель, орган госэкспертизы вправе через суд запросить с работодателя нужные документы. Руководитель органа госэкспертизы назначает госэксперта (экспертную комиссию).

    Экспертиза состоит из следующих этапов:

    1. Рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда
    2. Проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда
    3. Организация проведения (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров)
    4. Оформление результатов государственной экспертизы условий труда

    Шаг 4. Получение заявителем ответа по госэкспертизе

    Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяет руководитель государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать тридцати рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы условий труда оснований для государственной экспертизы условий труда. При необходимости получения документации и материалов, необходимых для оценки качества, срок может быть продлен, не может «застрять» более чем на 60 рабочих дней .

    Обратите внимание! Государственный эксперт (экспертная комиссия) вправе посетить спорное рабочее место у работодателя. Работодатель в этом случае обеспечивает доступ на исследуемое рабочее место (рабочие места).

    Привлечение аккредитованных испытательных лабораторий для экспертизы

    Если ГИТ, Роспотребнадзор или другие органы будут не согласны с результатами замеров производственной среды, а также при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников могут проводиться исследования уровня воздействия неблагоприятных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах.

    В этом случае орган госэкспертизы совместно с привлеченной аккредитованной испытательных лабораторией, с которой был заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг, работ, проводит на рабочем месте замеры по-новому.

    Оформление результатов государственной экспертизы условий труда

    По итогу изучения документов и проведения испытаний, комиссия составляет заключение в двух экземплярах. Их подписывает государственный эксперт (члены экспертной комиссии), утверждает руководитель органа госэкспертизы. Бывает, что не все члены экспертной комиссии единодушны во мнении. Тогда придется несогласным заключение подписать, а свое особое мнение изложить и приложить к делу.

    Важно! Не позднее трех рабочих дней с даты утверждения заключения государственной экспертизы условий труда один экземпляр заключения заявителю выдают на руки или направляют на почте (или по электронным каналам с ЭЦП).

    Второй экземпляр направляют в тот орган, который был заинтересован в экспертизе. Например, комиссия по госэкспертизе может вынести решение о проведении СОУТ вне плана. В этом случае заключение передают в судебный орган, государственную инспекцию труда или федеральный орган исполнительной власти.

    По условиям труда заключение может быть направлено в уполномоченный на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальный орган. Заключение направляют почтовым отправлением с уведомлением о вручении или без уведомления о вручении, но с выдачей нарочным, а также в виде электронного документа, подписанного усиленной ЭЦП. Если обращение подал работник, работодатель тоже получит копию заключения для исполнения.

    Последствия государственной экспертизы условий труда для работодателя

    2. Привлечение к административной ответственности за нарушение порядка проведения СОУТ (ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ)

    3. Решении о ликвидации опасного рабочего места после проведения внеплановой СОУТ.

    1. Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

    2. Снижение класса риска по платежам во внебюджетные фонды (ФСС, ПФР).

    Обратите внимание! Госэкспертиза не может установить класс условий труда, но может обязать работодателя провести СОУТ заново.

    На основании заключения государственной экспертизы условий труда результаты спецоценки будут подтверждены или отменены. В этом случае работодателю нужно в течение шести месяцев провести внеплановую спецоценку (пп. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Например, если заключение госэкспертизы утверждено 1 августа 2022 года, в срок не позже этой же даты спустя 6 месяцев необходимо получить от организации, которая проводила внеплановую СОУТ, уведомление о выгрузке отчета в ФГИС.

    Внимание: на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями 426-ФЗ. Поэтому весь срок, пока новая СОУТ не вступит в силу, работодателю придется выплачивать гарантии и компенсации «по ошибочной» СОУТ.

    Как быть, если работодатель не согласен с результатами экспертизы

    Если в суде работодатель не согласится с выводами госэкспертизы, он может обжаловать результаты в суде. Это следует из статьи 26 Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Как показывает судебная практика, наиболее частой причиной отмены решения госэкспертизы является доказательство аффилированности эксперта. То есть, если работодатель или организация, которая проводила СОУТ, или сам работник, докажут в суде, что эксперт или экспертная комиссия были необъективны в силу дружеских, родственных либо профессиональных связей с ответчиком в процессе, судебное решение будет в пользу истца. Например, супруга руководителя ГИТ работает экспертом, либо друг работодателя трудится лаборантом испытательной лаборатории СОУТ.

    Если же такая необъективность не будет установлена, суду будет нечем руководствоваться для отмены решения госэкспертизы и назначения повторной экспертизы у другой независимой испытательной лаборатории.

    Как быть, если работодатель не согласен с результатами экспертизы

    Именно поэтому в порядке указано, что госэксперт обязан не допустить конфликт интересов при проведении экспертизы, должен отказаться от участия в экспертизе, если это может повлечь негативные последствия. Был случай, когда в суде доказали, что госэксперт и ответчик приехали на одном автомобиле, потому что ответчик заехал за документами и «заодно» захватил эксперта в суд. Этого было достаточно, чтобы отменить результаты экспертизы, поскольку истец доказал в судебном процессе, что существовал конфликт интересов, который повлиял на результаты экспертизы.

    Специальная оценка условий труда (СОУТ)

    Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

    Официальный документ смотрите здесь: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
    Методика проведения спец. оценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н

    Специальная оценка условий труда СОУТ

    C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры. А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

    Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

    КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

    I Определяем опасные факторы

    Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

    Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

    1. Вредных производственных факторов;
    2. Опасных производственных факторов;
    3. Тяжести труда;
    4. Напряженности труда.

    Что такое вредный производственный фактор?

    — это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

    Что такое опасный производственный фактор?

    — это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

    Что такое тяжесть труда?

    — это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

    Что такое напряженность труда?

    — это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

    II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

    Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет? Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике. Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е. будет ухудшение здоровья.

    Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

    III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов.

    Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

    IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

    Кто проводит СОУТ?

    Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

    Как оформляются результаты СОУТ?

    По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

    Сколько классов условий труда существует?

    Существуют 4 класса условий труда:

    1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

    2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

    3 класс «Вредные условия труда»

    Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

    4 класс «Опасные условия труда»

    Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

    Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

    — Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

    — Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

    — Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

    Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

    Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

    Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

    ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

    Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

    √ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

    √ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ. Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще). Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

    √ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

    Кому следует организовывать СОУТ?

    426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

    √ которые для себя организовали надомники;
    √ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
    √ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

    Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

    Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

    Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

    √ в какой раз она организуется;
    √ что на этих РМ происходило раньше;
    √ какие УТ на них сейчас.

    1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

    2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

    3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

    4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

    • зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
    • начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
    • изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

    При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

    Порядок проведения специальной оценки условий труда

    Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

    1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

    2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

    • задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
    • состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
    • возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

    Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%. Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2. Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

    По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

    • оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
    • предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
    • размещенные в типовых пространствах;
    • требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

    3. Определение ОПФ и ВПФ , причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах. Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация. Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

    4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

    Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

    5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

    • свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
    • сводной ведомости спецоценки;
    • заключений задействованных специалистов;
    • рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
    • списка проработанных РМ (включая аналогичные);
    • трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

    6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

    • знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
    • обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

    На это ему дается 30 дней.

    7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

    Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

    Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи.

    Читайте также:
    Виды пенсий страховых и трудовых, в том числе по старости: понятие, структура и особенности финансирования в РФ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: